В настоящее время наблюдается процесс принципиального изменения роли органов исполнительной власти в сфере юстиции. Расширение предметной компетенции, усиление полномочий органов юстиции в ходе административно-правовой реформы в различных сферах государственной и общественной жизни постепенно превратили Минюст из «второразрядного» в советские времена ведомства в орган, реализующий одну из базовых функций современного государства. Проведены реформы систем исполнения судебных актов и уголовных наказаний, создана система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако, оценивая эффективность преобразований, следует отметить, что реальное состояние дел в сфере защиты прав и свобод личности остается близким к критическому.
Одной из причин этого является отсутствие в проводимой государством политике в сфере юстиции четкого и ясного представления о системном характере стоящих перед ним задач. К огромному сожалению, следует констатировать, что оно отсутствует и в научной литературе: имеющиеся публикации затрагивают проблемы реформирования отдельных институтов юстиции, исследование вопросов эффективности чаще всего замыкается анализом решения частных задач вне взаимосвязи с эффективностью юстиции в целом.
Юстиция как отрасль управления выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений.
Содержанием государственного управления в области юстиции является реализация правоохранительной функции государства, зафиксированной в Конституции РФ. Это обеспечение точного и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми органами, организациями, должностными лицами, гражданами; борьба с нарушениями и охрана общественного порядка, защита прав граждан и организаций.
Управлению в области юстиции присущи те же черты, что и другим отраслям государственного управления: подзаконность, государственно-властный организующий характер и др. Этому виду управления свойственны качества, обусловленные спецификой задач, стоящих перед органами и учреждениями юстиции, особенностями методов их реализации.
Органы юстиции выполняют свое главное предназначение – способствовать созданию, установлению и укреплению в России основ правового государства. Основным направлением их деятельности является формирование единого правового пространства, обеспечение конституционной законности, соблюдение принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Система органов юстиции обладает внутренними системообразующими свойствами, прежде всего единством целей, задач, функций, принципами организации и деятельности с учетом формы государственного устройства Российской Федерации.
Функции органов юстиции во многом являются базовыми для организации и деятельности целого ряда правоохранительных органов: адвокатуры, нотариата и т.д.
Взаимоотношения между Минюстом России и подведомственными учреждениями (ФСИН, ФССП) осуществляется посредством координационно-контрольной связи. То есть такая связь, при которой Минюст России имеет властные полномочия по осуществлению как бы комбинирования работы подведомственных служб, а также по принятию мер по обеспечению правильности выполнения поставленных задач.
План практического занятия
В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:
1. Понятие и содержание юридической деятельности.
2. Организационно-правовая форма управления юстицией и ее правовая основа.
3. Правовое положение Судебного департамента при Верховном суде РФ.
4. Правовое положение органов управления юстицией:
а) Правовое положение Министерства юстиции РФ и органов юстиции в субъектах Федерации;
б) Правовое положение Федеральной службы исполнения наказаний;
в) Федеральная служба судебных приставов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 280.