Практическое занятие «Управление в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основным (рамочным) законодательным актом в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды является Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды». Вместе с тем в последние годы много внимания уделяется отраслевому законодательству, которое регулирует вопросы природопользования и природоохранной деятельности по отдельным их направлениям: Закон РФ «О недрах»; Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон «О животном мире», Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и другие законы.

Студенту следует указать, что в сфере природопользования в настоящее время разработан ряд масштабных актов на долгосрочную перспективу, таких как Экологическая доктрина Российской Федерации, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г., и т.д. Несмотря на многочисленные акты, разработанные в этом направлении, вряд ли можно утверждать, что экологическая обстановка улучшается, скорее, наоборот.

Как изложено в Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

В 40 субъектах Российской Федерации более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенными, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

В развитие стратегического планирования принят еще один документ - государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 322. К сфере реализации данной программы отнесены вопросы обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечения геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получения геологической информации, эффективного использования водных ресурсов, воспроизводства и сохранения охотничьих ресурсов и т.д.

Необходимо отметить, что все существующие доктрины, стратегии и программы в основном имеют прогнозные тенденции и носят декларативный характер. В каждой из них упорно говорится о необходимости создания эффективного правового механизма, совершенствования правоприменительной практики, формирования целостной и апробированной нормативно-законодательной базы и т.д. В итоге на практике отсутствует положительный эффект от многочисленных провозглашенных установок.

Например, хотя в Основах государственной политики в области экологического развития определена на перспективу деятельность государственных органов, включая законодателя, по решению назревших проблем, многие из предусмотренных в этом документе мер не вызывают особого энтузиазма у крупных производителей и природопользователей.

В настоящее время природно-ресурсный потенциал России является основой социально-экономического развития. Поэтому рациональное использование имеющихся природных ресурсов имеет решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития Российской Федерации в области минерально-сырьевого комплекса на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также в разработке правового механизма, формирующего основы национальной экономической политики.

Несомненно, достаточно сложно одновременно сохранять темпы экономического роста и минимизировать негативные последствия антропогенного воздействия на природу. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение экономических задач и проблем сохранения окружающей природной среды для удовлетворения жизненных потребностей населения, является основной задачей государственного регулирования предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов. Во многих странах мира проводятся работы по созданию эффективных инструментов управления этой сферой деятельности. Для решения задач по рациональному использованию природных богатств были разработаны административные, экономические и рыночные методы управления. Сформированные под воздействием экономических, политических, исторических, социальных и этнокультурных факторов разных стран, они включают в себя различные инструменты управления.

Очевидно, что курс, взятый на инновации и модернизацию экономики, будет сопровождаться принятием огромного количества нормативных актов, закрепляющих, развивающих и уточняющих целевые установки.

Примером может служить недавно принятый Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Между тем это яркий пример рамочного закона, многие положения которого к тому же носят сугубо декларативный характер, вместе с которым потребуется внесение многочисленных изменений и дополнений в подзаконные акты, а также принятие новых нормативных правовых актов различного уровня.

Следует обратить внимание на то, что в данном Законе в качестве одного из основных принципов промышленной политики провозглашено рациональное сочетание форм и методов государственного регулирования и рыночной экономики.

Однако задача заключается не в том, чтобы хаотично реформировать законодательство в области предпринимательства, которое начнет кардинально и спешно обновлять устоявшиеся правовые положения, как, например, это происходило с гражданским законодательством.

Совершенствование законодательства должно быть разумным, взвешенным, требующим непрерывного научного анализа и должно основываться на многолетних фундаментальных научных исследованиях. Система правотворчества должна быть выстроена надлежащим образом и являться целостной и сбалансированной.

В силу изложенного возникают правовые предпосылки для систематизации и

Органами общей компетенции, которые осуществляют государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются:

Президент России;

Федеральное Собрание РФ;

Правительство России;

администрация субъектов РФ, а также

органы местной администрации.

Ведущее место в системе федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования занимает Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды России). Ему подведомственны Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное агентство по недропользованию.

На территории субъектов РФ действуют территориальные органы Минприроды России. В Томской области функционирует Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, который является исполнительным органом государственной власти Томской области, который осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды и входит в систему исполнительных органов государственной власти Томской. Миссия Департамента – обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения, обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей. Цель департамента: снижение негативного воздействия на окружающую среду и рациональное использование водных ресурсов и объектов животного мира.

 

План практического занятия

 

В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:

 

1. Теория и практика управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Содержание административно-правового регулирования в этой сфере. Управление освоением Севера России, ее Арктических районов.

2. Организационно-правовая система управления.

3. Правовое положение центральных отраслевых органов в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды.

4. Региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления использования и охраны природных ресурсов, вопросы экологии.

5. Государственный контроль и надзор в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды.

6. Роль прокуратуры и других правоохранительных органов по обеспечению законности и государственной дисциплины в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 217.