Для начала студентам следует уяснить, что в основе понимания и разделения государственного управления и государственной власти лежит разница в корневых понятиях: управление - целенаправленное воздействие на общественные отношения, власть - способность и возможность осуществлять это воздействие на общественные отношения, подчинение воли управляемого объекта воле субъекта управления.
Далее необходимо отметить, что основным субъектом государственного управления является государство, которое выполняет поставленные перед ним задачи путем реализации своих функций. Для этого создается государственный аппарат, имеющий свою структуру, соответствующую функциям государства и выполняющий исполнительно-распорядительные функции управления государством.
Под исполнительно-распорядительными функциями государственного аппарата принято понимать правотворчество, правоисполнение и правоохрану. Его структуру составляют государственные органы - учреждения, выполняющие от имени государства нормативно определенные функции. Правовая основа каждого учреждения устанавливается в положении о нем: сфера деятельности учреждения, его задачи, компетенция и организация деятельности.
Организация управления - закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов как внутри, так и вне системы.
Элементами организации управления являются:
органы исполнительной власти;
другие органы управления, входящие в механизм осуществления функций исполнительной власти;
нормы административного права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления, в том числе их служащих;
важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом;
правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения.
Организация управления имеет целью создание наиболее благоприятных условий для действенного функционирования исполнительной власти, соответствующего интересам граждан, общества и государства. Рациональная организация осуществления исполнительной власти является одним из важнейших условий упорядочения государственного управления, его экономичности и нормальной государственной деятельности в целом.
Содержание организации управления включает разрешение следующих вопросов:
принципов и форм его юридического закрепления;
форм органов управления;
разграничения между ними компетенции;
форм взаимодействия между выше- и нижестоящими звеньями управления;
методов управленческой деятельности и формы их реализации.
Важное значение имеет правильный выбор и закрепление связей между субъектами управления отраслями и сферами. Они имеют различные формы:
общее подчинение, при котором полномочия вышестоящего органа не ориентированы на конкретные вопросы руководства находящимися в таком подчинении объектами;
непосредственное подчинение, выражающееся в отсутствии между субъектом и объектом управления промежуточных звеньев, а также предполагающее значительную организационную и правовую зависимость объекта от субъекта управления;
прямое подчинение, связанное с прямыми связями, отношениями между руководителями и работниками;
оперативное подчинение, означающее юридическую зависимость данного субъекта управления от других только по определенным вопросам и не подчиненного ему в других формах;
двойное подчинение субъекта управления по горизонтали и вертикали, основанное на разграничении предметов и полномочий совместного ведения, при котором по отношению к одному и тому же субъекту орган данного уровня и вышестоящий орган обладают по определенным для них вопросам юридически властными полномочиями;
соподчинение, выражающееся в одновременном подчинении субъектов управления двум и более вышестоящим органам государственной власти.
План практического занятия
В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:
1. Сущность, необходимость и характер государственного управления, назначение и содержание административно-правовой организации. Цели и задачи организации управления.
2. Правовые основы организации управления.
3. Распределение компетенции, полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации по управлению.
4. Соотношение территориальных, межотраслевых и отраслевых начал в управлении.
5. Функции, формы и методы управления.
6. Административно-правовое обеспечение региональных начал управления, укрепления законности в деятельности региональных государственных органов.
7. Государственные программы: юридическая природа, виды, порядок разработки, утверждения и реализации.
8. Организация местного самоуправления, его роль в обеспечении эффективности управления, непосредственной связи с населением на местах.
Контрольные вопросы и задания для практического занятия
1. Раскройте современное состояние законодательства РФ об организации управления.
2. Покажите особенность осуществления государственного контроля и надзора за выполнением программ, рациональным использованием финансовых и материальных ресурсов.
3. Проанализируйте ход и состояние административной реформы.
4 Раскройте сущность регулирования и координации как функции управления
Нормативно-правовые акты к практическому занятию
1) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
2) Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712, "Российская газета", N 245, 23.12.1997.
3) Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 2014. N 26 (ч. I). Ст. 3378.
4) Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2018, "Российская газета", N 104, 17.05.2018, "Собрание законодательства РФ", 21.05.2018, N 21, ст. 2981.
5) Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 15.05.2018) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.05.2012, "Российская газета", N 114, 22.05.2012, "Собрание законодательства РФ", 28.05.2012, N 22, ст. 2754.
6) "Устав (Основной Закон) Томской области" (принят решением Томской областной Думы от 26.07.1995 N 136) // "Томский вестник", N 154, 30.08.1995.
7) Закон Томской области от 19 июня 2012 года № 88-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Томской области, структуре и порядке формирования Администрации Томской области" // https://tomsk.gov.ru/ORGANY-VLASTI (дата обращения: 02.08.2018).
8) Постановление Губернатора Томской области от 30.08.2012 № 94 "О структуре исполнительных органов государственной власти Томской области и составе Администрации Томской области" // https://tomsk.gov.ru/ORGANY-VLASTI(дата обращения: 02.08.2018).
9) Устав Города Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475) (ред. от 30.11.2010) // "Сборник официальных материалов муниципального образования "Город Томск", 10.06.2010, N 23.1.
Научная литература к практическому занятию
10) Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2004. 584 с.
11) Зубарев С.М. Обеспечение законности в деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГУУ, 2012.
12) Мицкевич Л.А. Очерки теории административного права: современное наполнение: Монография. М.: Проспект, 2015. 296 с.
13) Правовое регулирование государственного контроля: Монография / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Российской Федерации; Анкил, 2012.
14) Соловьев А.И. Принятие и исполнение государственных решений: Учеб. пос. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2014. 494 с.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 273.