Гай Светоний Транквилл, De vita Caesarum («Жизнь цезарей», или, как отчего-то принято переводить, «Жизнь 12 цезарей»). Знаменитая фраза:
Iudaeos impulsore Chresto assidue tumultuantis Roma expulit (Иудеев, постоянно волнуемых /подстрекаемых на беспорядки/ Хрестом, он изгнал из Рима).
Он - это император Клавдий, о котором у Светония информации гораздо больше, чем о Христе.
Как только не интерпретируют историки этот пассаж римского коллеги. Одни считают, что Светоний писал о людях, взбаламученных христианским учением. Другие - что речь идет о проповеднике с таким же именем. Третьи вообще заявляют, что хрестами называли рабов. Но все дружно сходятся во мнении, что фраза Светония не имеет никакого отношения к историческому Христу. Ну действительно, как мог Христос оказаться в Риме, да еще и между 41 и 54 годами нашей эры (время правления Клавдия)? Никак не мог. Лаконичнее и четче всех это сформулировал советский исследователь вопроса И.А. Крывелев:
Клавдий занимал императорский престол с 41 по 54 год н. э. Это значит, что императором он стал почти через десять лет после предполагаемой смерти Иисуса. Хотя бы по одному этому нельзя считать, что речь здесь идет о последнем. К тому же, если полагать, что Христос жил какое-то время и «возбуждал смуту» в городе Риме, то надо поставить под сомнение всю его новозаветную биографию, по которой весь его жизненный путь прошел в Палестине[56].
Как ни парадоксально, в насквозь атеистической книге высказана самая здравая мысль об исследовании исторического Христа. Надо поставить под сомнение! Ох, надо! Только не «новозаветную биографию», а традицию убого комментировать новозаветную биографию. Ведь, казалось бы, Светоний пишет о Хресте (такое написание имени практиковалось в раннем христианстве) в Риме. Отчего не прислушаться?
Хронология мешает. И традиция отправлять Палестину на Ближний Восток. Но ведь всем превосходно известно, что дата Рождества высчитана кривее не придумаешь. И разница в десять лет - это вообще ничто по сравнению с веками, которые рисовали королевским династиям Средневековья или египетским фараонам. Да и о жизни Иисуса известно не так много, чтобы с порога отметать версию о возможном пребывании Его в Риме. Но нет! Совершенно однозначное свидетельство Светония вертят и так, и эдак. Главное - чтобы все признали, что никакого Христа в Риме не было. Петр был. Павел был. Даже Мария Магдалина была. Не говоря уж о Пилате и прочих иродах. А вот Христу не положено. Иначе ведь кто-то может и догадаться, по каким палестинам ходил Спаситель.
Жан Боден в «Методе легкого познания истории» (глава IX) сообщает:
Хананеи, вытесненные евреями из благодатной Палестины, отошли в Иллирию и Паннонию, как написал в конце своего комментария раввин Кимхи.
Ну, «благодатная» ближневосточная Палестина - это уже смешно. А вот про Иллирию и Паннонию хотелось бы поподробнее. Берем в руки карту Средиземноморского региона и смотрим, каким же таким чудесным образом можно «отойти» из Палестины в Паннонию и Иллирию. На всякий случай напомню, что Паннония и Иллирия - это территория нынешних Словении, Хорватии, Австрии, Венгрии, Албании, Боснии-Герцеговины и Македонии. Если события, о которых идет речь в книге Бодена, происходили на Ближнем Востоке, получается полнейшая несуразица. Если же евреи вытесняли хананеев из Западной Европы, где, очевидно, и находилась настоящая Палестина, все сразу встает на свои места.
И еще от Бодена:
«В Галлии и Испании наиболее древним родом из всех, как представляется, является род Левита, который начинается от Левития, поэтому правители абиссинцев и израильтян называются нобилиями.»
Они точно определили источник происхождения своего собственного народа, поэтому Альварес не вносит никаких дополнений. Итак, только евреи превосходят другие народы своей древностью, никто, кроме них, не может проследить древних корней своего рода. Все, перемешанные вместе, укрепляют ствол, но отвергают ответвления. Правда, что священный народ, который утвержден в возвышенной славе знатности со времен Арона и процветал 2300 лет, вымирает в бедствиях в землях готов и вандалов, не посягая на священную месть.
То есть для историка XVI века совершенно очевиден тот факт, что род Левитов - самый древний из всех в Галлии и Испании. Значит, ничего сверхъестественного в том, что еврейская земля (Иберия) была как раз на территории нынешней Испании, нет. Как нет ничего странного в том, что соседняя Галлия и есть «та самая» Галилея, из которой происходил Христос. Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе...
Э.Р. Рот, книга «Достопамятное в Европе»:
Когда французскаго Короля Коронуют то Его Величество причащается по особливой своей власти Пречистых ХРИСТОВЫХ тайн в обеих видах, то есть в теле и крови Спасителя Нашего: чего по закону Римской Церькви, никому кроме единаго христианнейшаго Монарха, не позволено. Сию Святейшую ЕВХАРИСТИЮ принимает Король из Святаго Потира своими руками, стоя на коленях.
Итак, французский король - особый, не такой, как все остальные монархи. Причем даже в XVIII, чудовищно просвещенном веке. Отчего же такие привилегии? Не оттого ли, что галльские правители не твари дрожащие, а право имеют? Причем законное право, не оспариваемое никем из владык земных.
Подтверждается это и символикой французской монархии.
Мишель Пастуро, «Символическая история европейского средневековья»:
«Король Франции является одним из немногих христианских монархов, на гербе которого не фигурируют животные; более того, свои основные эмблемы и символы он черпает из растительного мира. На первом месте стоит геральдическая лилия. Затем цветочный мотив во всевозможных видах, особенно в виде двух символических эквивалентов древа жизни - столь значимого для средневековой иконографии, - а именно цветущего жезла и украшенного цветами скипетра. Начиная с XI века, они присутствуют на печатях капетингских королей и впредь будут сопутствовать правлению всякого суверена вплоть до Великой французской революции. Затем пальмовая ветвь - христологический атрибут и знак власти, - которая уже присутствовала в каролингской королевской символике и которую Капетинги постепенно модифицировали в короткий скипетр, а потом в руку правосудия. Наконец, венец, который может быть украшен цветами или геральдическими лилиями множеством разных способов, но также может быть декорирован другими растительными мотивами (трилистником, пальметтами, листьями сельдерея). Все эти атрибуты присутствуют на печатях его величества, где через них позиционируется королевская особа, монархический идеал и династическая политика. Можно было бы добавить к этому ряду и другие растительные мотивы, встречающиеся на печатях иного типа и изображениях. Например, древо Иессея, имеющее важное значение для Сугерия, которое, начиная с XII века, столь часто ассоциируется с королевством лилий, что в конечном итоге становится настоящим иконографическим символом последнего. А несколько позже - изображение Благовещения (с непременным присутствием лилии) и богатый цветочный букет Девы Марии, занимающий в королевской иконографии позднего Средневековья видное место.»
Пальмовая ветвь как знак власти. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, откуда идет это сравнение. Неужели никому из тысяч других владык не приходило в голову использовать пальмовую ветвь для геральдических или декоративных целей? Или право на использование пальмовых ветвей было строго ограничено? А лилии? Цветок Богородицы и... французской короны. А почему не английской, испанской, австрийской?.. Возможно, именно потому, что представители этих и других нефранцузских правящих домов знали реальную историю возникновения галльской монархии и даже не дерзали думать, что могут приблизиться к ней по славе. Да и древо Иессея - это не что-нибудь, а предполагаемое родословие Иисуса Христа. И символические ассоциации с лилией (Богородицей) тут более чем уместны. Кроме того, можно провести параллель между названием цветка и словом «бог» в некоторых языках. Ведь эль/алла(х)/лель/элои - это то самое именование Бога. Сравните, например, лель и лилия. Вполне вероятно, что это не просто созвучие.
Из Б.Г. Деревенского. Работа «Околоевангельские артефакты»:
На обнаруженной около германского городка Бингербрюка (Bingerbrück) надгробной плите I в. н. э., под рельефным изображением римского воина имеется латинская надпись, гласящая: Tib[erius] Iul[ius] Abdes Pantera Sidonia ann[orum] LXII stipen[diorum] XXXX miles exs coh[orte] I sagittariorum h[ic] s[itus] e[st] - «Тиб[ерий] Юл[ий] Абдес Пантера из Сидона, [проживший] 62 г[ода], прослуживший 40 лет солдатом ког[орты] стрелков, п[окоится] з[десь]». Эта находка вызвала большое оживление среди историков, изучающих раннее христианство. Кое-кто даже предположил, что этот воин и был тем самым солдатом Пантерой, которого Цельс (в передаче Оригена) называл внебрачным отцом Иисуса. В пользу такого отождествления говорят как хронологические, так и географические совпадения: финикийский Сидон находился по соседству с Палестиной, и за время своей долгой службы стрелок Пантера (вероятно, по происхождению он был семитом с именем Абдес) вполне мог побывать в Галилее.
Во всяком случае данная находка свидетельствует о том, что мужское имя «Пантера», упомянутое Цельсом и появляющееся в талмудических сообщениях об Иисусе в форме «Пантира» или «Пандира» - не лингвистическая ошибка и не плод чьей-либо фантазии. Римляне и, в частности, римские воины, носили это имя в качестве когнонима (прозвища).
Надгробие Абдеса Пантера (музей города Бад-Кройцнах) |
И опять мы сталкиваемся с тем, что околоевангельский артефакт - надгробие солдата Пантеры - найден не где-нибудь, а в галльской области. Это сегодня город Бингербрюк кажется стопроцентным арийцем, а в древности эти места населяли кельты (или галлы). Кстати, и Сидон совсем близко. Только не мифический ближневосточный, а тот, который сегодня называется Сьон, в римские времена Sedunum. Очевидно, именно это поселение и упомянуто на надгробной плите (разницу в Sidonia/ Sedunum можно списать на неустойчивость и вариативность древней орфографии вообще и топографии в частности).
И еще один любопытнейший источник. «Книга Странствий Раби Вениамина»[57].
Конечно же, можно сказать, что автором книги был не сам Вениамин, а аноним, записавший все постфактум со слов путешественника из Туделы. Можно вспомнить, что большая часть списков «Книги Странствий» относится к XV столетию, а не XII веку[58], куда помещают повествование историки. Однако даже с учетом этих особенностей «Книга Странствий» дает обильную пищу для размышлений. Более того: если в XV-XVI веках, когда труд анонимного почитателя Вениамина распространился по Европе, информация тудельца еще была актуальна, это говорит о многом.
Итак, из «Книги Странствий»:
Далее, в двухдневном расстоянии от Безье, находится Гар-Гааш, называемый Монпелье, удобный торговый пункт, лежащий в двух фарсангах от моря; сюда стекаются для торговли эдомитяне и измаильтяне из стран: Алгабрии (Португалии), Ломбардии, области великого города Рима, из всей земли египетской, израильской, греческой, французской, испанской и английской, словом, купцы всех наций, посещающие Геную и Пизу.
Комментатор текста[59] недрожащей рукой выводит: «Гар-Гааш, т.е. гора Гааш. Гора этого имени находится в Самарии, в колене Ефремовом. На северном склоне ее погребен Иисус Навин (Иис. Н. XXIV, 30). Кроме Библии, об этой горе упоминается и в Талмуде (трактат Шабат, 1056). Еврейское слово гааш значит дрожать, сотрясаться; гора получила такое название оттого, что в минуту смерти Навина произошло в Иудее землетрясение».
А теперь вопрос: если Гар-Гааш, называемая Монпелье, находилась неподалеку от Безье и одновременно имелась в Самарии, в колене Ефремовом, где на самом деле была древняя Самария? Неужели на Ближнем Востоке? Читаем далее:
От Марселя отправляются на кораблях в Геную - город, лежащий на морском берегу, и прибывают туда в четыре дня пути. Там живут только два еврея, братья: р. Самуил, сын Килама, и брат его, из города Сабаты, люди очень хорошие. Город окружен каменною стеною, не имеет единовластного повелителя, а управляется сенаторами, которых граждане выбирают по своему произволу.
Сабата - это нынешний Вадо-Лигуре, древняя Сабатия. Интересно, не из этих ли мест происходил упоминаемый в Евангелии от Матфея отец апостолов Иакова и Иоанна? Учитывая все странности древней географии, вполне возможно, что именно Сабатия была родиной человека по имени Зеведей (Ζεβεεαίος на греческом).
И еще прекрасный отрывок:
«Отсюда я отправился в Пуццуоли, иначе Сорренто, большой город, построенный Адраазаром (царем Сувским), бежавшим от страха пред царем Давидом блаженной памяти. Но выступившее некогда из берегов море покрыло две части этого города, и по настоящее время видны площади и башни, бывшие в средине города. В том месте из глубины морской бьет ключ, дающий целебное масло, называемое петролеумом, которое жители собирают с поверхности воды и употребляют в лекарства. Там же из недр земли, на берегу моря, струятся горячие воды, над которыми устроены две ванны, и всякий, кто в них купается, получает облегчение от болезни и исцеление. Все больные из Ломбардии съезжаются сюда летом.
Отсюда на расстоянии пятнадцати миль дорога идет под горами; построена она римским царем Ромулом, основателем города Рима, из страха перед Давидом, царем израильским, и его военачальником Иоавом. По этой же причине он сделал постройки как наверху [гор], так и под горами, где стоит Неаполь. Это весьма укрепленный город, лежащий на берегу моря, построен греками. В нем живет около пятисот евреев, и между ними р. Хизкия, р. Соломон, р. Илия Коген и р. Исаак блаженной памяти, уроженец горы Гор.»
Оказывается, Сорренто, по мнению Вениамина, был построен сувским царем Адраазаром (упоминается во II Книге Царств), который постоянно воевал с царем Давидом. Интересно, каким образом сирийский владыка сподобился отхватить лакомый кусок на Апеннинах? Неужели и он, воспользовавшись кипрскими офшорками, зарегистрированными на рабов-номиналов, скупал недвижимость в Италии? Куда же, позвольте поинтересоваться, смотрел в это время царь Давид? А, понятно. Он был занят разбором полетов с местным брателло по имени Ромул. Тогда, конечно, нет вопросов. Пока мафиози строил «дорогу под горами», чтобы не попадаться на глаза авторитетному Давиду, сирийский зар (он же царь) Адраа (Адриатический?) ковал железо, не отходя от кассы. Ну и нравы, чесслово! Хотя... итальянцы, что с них взять!
Путешествуем с Вениамином Тудельским далее:
«Отсюда один день до Беневенто. Это большой город, расположенный между морем и высокой горой. В нем общество евреев, состоящее человек из двухсот, из коих главные: р. Калонимос, р. Зарах и р. Авраам. От Беневенто два дня пути до Мельфи, в Апулии; это библейская Пула; там около двухсот евреев, и во главе их р. Ахимаац, р. Натан и р. Цадок. Отсюда один день пути до Асколи, где евреев до сорока человек, между коими главные: р. Контило, р. Цемах, его зять, и р. Иосиф. От Асколи два дня до города Трани, лежащего на берегу моря; сюда собираются все странники, отправляющиеся на поклонение в Иерусалим, потому что в этом городе весьма удобная гавань. Еврейское общество здесь состоит приблизительно из двухсот человек, и во главе их р. Илия, р. Натан Проповедник и р. Иаков. Город хороший и большой.»
Вот где находится библейская Пула! А комментаторы Вениамина не согласны: «Упоминаемая пророком Исаиею (IХVI, 19) земля Пула должна находиться в Африке. По мнению ученых, это был один из островов на реке Ниле: Филе или Елефантин. По всей вероятности, р. Вениамин, называя Апулию библейским Пулом, вовлечен был в ошибку единственно сходством звуков в том и другом имени».
Все как обычно. Даже скучно. «Должна находиться в Африке», а поди ж ты - не находится. Кому должна? На каком основании? Почему именно в Африке? Потому что Палестина рядом?
И опять же всезнающие критики убеждены, что Вениамин «вовлечен был в ошибку». Ну, естественно, когда модель построена, но что-то указывает на ее несовместимость с фактами, проще отвергнуть факты, чем ломать модель. Подумаешь, какой-то там путешественник из Туделы. У нас тут и не такие пробегали. Всех переварили. Всех.
По долинам и по взгорьям
Если кто-то до сих пор полагает, что в мире есть только одна Галилея и находится она на Ближнем Востоке, вынужден разочаровать. Территорий, носящих гордое и знаменитое имя, даже сегодня несколько больше одной. А уж в древности их было - не сосчитать. Все упирается в средневековую концепцию истории, с помощью которой всех разделили, чтобы властвовали немногие, но «правильные» парни. А этим добрым молодцам понадобилась такая версия прошлого, в которой их (и только их) семьи всегда владели определенными кусками Европы. А если родословие не совсем вязалось с откровенно рейдерскими фрагментами биографии, определенно находились ссылки на древний род, который был злокозненным образом низвергнут в пучину бедствий, но Провидению было угодно, чтобы потомки древних, блааародных фамилий вернулись на земли предков. Повторяю: всем сильным тогдашнего мира было выгодно отделить Галлию от Галилеи, Голицию от Галисии, Галатию от Гельветики и т.д.
В результате такого непротивления сторон и была взращена дичь, охота на которую фактически запрещена до сих пор. То есть осмелеть до предположений, что галаты есть кельты, можно. А вот открыто заявить, что Христос никакого отношения к израильской Галилее не имел, нельзя. То есть попробовать сказать такое без претензий на что-либо можно, но в научном сообществе (и не только научном) реакция будет традиционно жесткой. Люди от науки назовут такое предположение дилетантством или шарлатанством, а те, кто Пастернака не читал, но чье кредо - «Всегда!», отыщут в своем репертуаре что-нибудь про «нападение на наши ценности», «попытку очернить и замарать» и т.д.
Так вот-с, возвращаясь к нашим искусственно разделенным Галилеям. Разобщить-то их разобщили. И даже орфографию им нужным образом поправили. Вот только до всего у господ средневековых рейдеров руки не дотянулись. То есть по главным направлениям прошлись сначала огнем и мечом, потом кострами, потом реформами и революциями, а в ХVIII-ХIХ веках еще и надежно профинансированными научными изысканиями залакировали. И получилась лепота. А вот до тропинок да ручейков дела никому уже не было. Потому как никого, кроме мелкотравчатых краеведов, эти пережитки прошлого уже не интересовали. О них попросту забыли, как забывают об отнесенных в чулан вещах. Но именно эти реликты и сохранили для нас реалии того мира, который обретшая нации средневековая Европа хотела забыть. И сегодня, пока еще не все перекочевало из чулана истории на технологичный завод по переработке ее мусора, есть шанс собрать уникальную коллекцию артефактов настоящего, а не придуманного гуманистами древнего мира.
Одним из таких артефактов является Галилейская долина, находящаяся в современной Франции.
Да-да, именно так, не Галльская, а Галилейская, причем название это было у нее чуть ли не в античности. По крайней мере, с VII века ТИ. Забавно, что об истории этого топонима не написано практически ничего. Есть лишь ссылки на седую древность, в которой местные монахи обозвали долину Галилейской, а потом это название растворяется в исторической мгле. Чтобы снова всплыть уже в начале XXI века, когда долине вдруг вернули ее историческое имя. Конечно, современным насельникам этих мест и в голову не придет связывать их с евангельскими сюжетами. А зря. Было бы, чем гордиться.
Впрочем, не уверен, надо ли нынешним французам знать, что «царь же Костянтин и вой его в Галелею Вританьскую отидоша». Или, что «слышавь Уаленьтианъ, пръвый светьникь римскый, премерную дързость, бояся рещи Атилови, иде къ Алариху в Галилею, ратнику румомъ сущу...». И какой им, потомкам галлов, толк в том, что «А божественный крестьяный Костянтин в Галелеи и в Вретании царствова благочестен[60]».
Ну, была тут Галилея. Ну, шастали какие-то Константины, Аларихи и прочие Аттилы по местным долинам и взгорьям. Давно это было, если было вообще. А Левиты... ну и что? Зато у нас коньяк самый вкусный.
И ведь не поспоришь. Действительно вкусный.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 263.