Раздел 4. Возрастная и педагогическая психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 4.4. Психическое развитие в период младенчества

Основные понятия и термины по теме: комплекс оживления, ведущая деятельность

План изучения темы

1.Психическое развитие в младенчестве

2. Развитие комплекса оживленности.

3. Ведущая деятельность периода.

Краткое изложение теоретических вопросов:

       В соответствии с возрастной периодизацией психического развития Д. Б. Эльконина младенчество - это период от рождения до одного год*. Новорожденностъ - это период, в котором проявляется психика в чистом виде без влияния среды, проявляется безусловные рефлексы, проявляется первичные рефлексы к усвоению нового (0-6 недель). Новорожденностъ (0-6 недель) сам момент рождения это сильный стресс, который активизирует безусловные рефлексы или инстинкты ребенка, кот. Помогают ему выжить. В период новорожденности происходит быстрое развитие всех органов чувств. Некоторые из них проявлялись внутриутробно. Слуховые ощущения начинают развиваться на 6-10 день. Зрение - проявляется тоже на 15 день. На 3-м месте по темпам развития осязательно-двигательные ощущения (подъем, поворачивание, поглаживание, прикосновения). Ведущим видом деятельности выступает эмоциональное общение со взрослым. В процессе взаимодействия с матерью у ребенке проявляется активная реакция на мать (любого взрослого человека) - это «Комплекс оживления» (это эмоционально-двигательная реакция ребенка по отношению к взрослому). «Комплекс оживления» свидетельствует о полноценном психическом развитии ребенка (4-6 недель). «Комплекс оживления» - это начало младенчества. Эмоциональное общение со взрослым - ведущий вид деятельности: Первое полугодие - эмоциональный контакт, удовлетворение потребностей, удовлетворение сенсорного голода - потребности во впечатлениях, работа анализаторов; Второе полугодие - общение в совместной со взрослым деятельности (игрушки); дифференцированное общение с близкими и чужими. Эмоциональное общение со взрослыми как ведущий вид деятельности способствовало: - развитию речи - понимание речи (до 30 слов к 1 году); активная речь - гуляние, лепет, автономная речь (10 слов к 1 году); - развитию манипулирования - схватывание и удержание предметов; манипулирование - действия с предметами без учета их назначения; овладение простейшими предметными действиями - по подражанию, с учетом назначения предмета; - развитие рецепторов и движений (ползание, ходьба).

Практические занятия

Тема практической работы: «Психическое развитие ребенка младенческого возраста»

Задания для самостоятельного выполнения

Составление рекомендаций родителям по общению и развитию ребенка младенческого  возраста

Форма контроля самостоятельной работы: проверка составленных рекомендаций, устное выступление

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. раскройте особенности психическое развитие в младенчестве

2. Что такое комплекс оживления.

3. Ведущая деятельность периода.

4. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

5. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

6. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

 

Раздел 4. Возрастная и педагогическая психология

Тема 4.5. Психическое развитие в раннем детстве

Основные понятия и термины по теме: ведущая деятельность, кризисы

План изучения темы

1. Ранее детство. Возрастные границы

2. Ведущая деятельность

Краткое изложение теоретических вопросов:

       Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. К концу 1-го года жизни ребенок уже не так зависит от матери. Психологическое единство "мать - ребенок" начинает распадаться, т. е. психологически ребенок отделяется от матери. Ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе 1-го года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:

1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования. Она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;

2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами;

3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей.

Соответственно, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к появлению начальных форм самосознания. Первой задачей для формирования самостоятельной личности является умение управлять своим телом, появляются произвольные движения. Произвольные движения вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений "мой", "я" и т. п. Ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии образную и вербальную. Появляется произвольная форма запоминания слов. Способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету проявляется у большинства детей во 2-м полугодии 2-го года жизни. К 3 годам создаются необходимые предпосылки для перехода к дошкольному периоду. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания. Психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности.

Практические занятия

Тема практической работы: «Психическое развитие ребенка раннего возраста»

Задания для самостоятельного выполнения

Разработка рекомендаций родителям по преодолению кризиса трех лет

Форма контроля самостоятельной работы: устное выступление

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Психическое развитие ребенка раннего возраста.

2. Дайте ответ на вопрос по теме «Раннее детство»: В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку. С одной стороны: раздражает упрямство 3-х летнего малыша, а с другой: пугает(«Какой вредный»). Какова должна быть тактика поведения взрослого?

3. Дайте характеристику развития ребенка в условиях раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

 4. Проведите наблюдения и опишите особенности появления кризисов одного года и трех лет.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 261.