Раздел 4. Возрастная и педагогическая психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 4.8. Особенности развития психики в подростковом возрасте

Основные понятия и термины по теме: физическое и психическое развитие подростка, хронологические рамки (возрастные границы), социальная ситуация, ведущая деятельность, психическое развитие. Восприятие,  внимание, память, теоретическое рефлексивное мышление,  воображения, речь, развитие личности подростка, новообразования и кризис в подростковом возрасте, личностное развитие, развитие самосознания, новообразования, кризис в подростковом возрасте.

План изучения темы

1. Основные направления психического развития в подростковом возрасте. 2.Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее отражения в психологических особенностях возраста.

3. Перестройка учебной деятельности и ее психологическое значение.

4. Особенности формирования личности подростка. Нравственные понятия и представления подростков. Формирование у них самооценки и развитие самосознания.

5. Развитие воли и характера. Интересы и развитие способностей у подростков. Чувства в подростковом возрасте.

6. Анатомо-физиологические особенности развития в старшем школьном возрасте.

7. Особенности учебной деятельности и развития личности старшего школьника. Выбор профессии.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Физическое и психическое развитие подростка. Хронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет. Для физического развития характернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Социальная ситуация характеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них. Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми. Психическое развитие. Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения. Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности. Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы. Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка. В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте. Личностное развитие, развитие самосознания.  Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей. Взрослый выступает труднодосягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» ‑ представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски. Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков. Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности. Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл. В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков. Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке. Новообразования: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций по Пиаже); рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту). Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Кризис в подростковом возрасте напоминает кризис 3 лет («Я сам»). Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам. Одновременно испытывает внутренне беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции.

Практические занятия не предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения

1. Используя основную и дополнительную литературу по теме, дать индивидуально-возрастной портрет подростка.

2. Подготовить сообщение на тему «Трудности и проблемы подросткового возраста» (или «Первая влюбленность», «О культуре чувств в подростковом и старшем школьном возрасте

Форма контроля самостоятельной работы:

 устный опрос, защита реферата, проверка рабочих тетрадей

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе

2. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте

3. Психические особенности развития личности в подростковом возрасте

4. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте

5. Особенности презентации Я в подростковом возрасте

6. Особенности социализации современного подростка

Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.