Раздел 2. Психические познавательные процессы человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2.3. Внимание

Основные понятия и термины по теме: внимание, особенности, переключение, распределение, объем, концентрация, произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание

 

План изучения темы

1. Понятие внимания, его виды.

2. Свойства внимания.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Общая характеристика внимания. Значимой особенностью прохождения психических процессов является их избирательный, направленный, осознанный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности объединяют с таким свойством нашей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно происходит как бы внутри этих процессов и неразделимо от них. Внимание определяет динамику прохождения психических процессов. Внимание – это направленность психики (сознания) на заданные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), определяющие обостренный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.  Наряду со свойством отбора выделяется характеристики удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, необходимого предметного содержания) до тех пор, пока не закончится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет реализована цель. Одной из важнейших характеристик внимания значится регуляция и контроль прохождения деятельности. В связи с этим различают зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его степени являются воспоминания и мысли. Наиболее раскрыто сенсорное внимание. Имеющиеся данные, определяющие внимание, получены при проведении опытов и исследовании этого вида внимания.

Виды внимания. Свойства внимания. Рассматривают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное Произвольное внимание появляется, когда человек определяет перед собой цель деятельности, при решении которой необходимо сосредоточенность. Произвольное внимание вызывает наличие волевого усилия, которое определяется как напряжение, мобилизация сил на достижение поставленной задачи. Волевое усилие важно, для того чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Когда говорят о становлении, воспитании внимания, то имеют в виду оттачивание свойств внимания. Различают некоторые свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания определяется тем набором объектов, которые воспринимаются одномоментно. Обычно объем внимания определяется специфически практической деятельности человека, от его накопленного опыта, от наличия цели, отважности и значимости воспринимаемых объектов. Концентрация, направленность внимания имеют свойство достаточно легко развиваться под влиянием специально созданных условиях работы по развитию данных качеств. Распределение внимания характеризуется в умении одномоментно выполнять различные действия или вести сосредоточение за различными процессами, объектами. Под устойчивостью раскрывается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания в большей степени влияет интерес. Важным условием устойчивости внимания определяется разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Свойством, обратным устойчивости, значится отвлекаемость. Физиологическое условие отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное различными раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания характеризуется колебанием внимания, которое представляет собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Следующее свойство внимания значится как переключение внимания. Переключение внимания определяется в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Отличают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Развитие внимания. Произвольное внимание появляется из того, что окружающие ребенка люди стараются при помощи ряда стимулов и средств сосредотачивать его внимание ребенка, организовывать его внимание, контролировать его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам начинает управлять своим вниманиемС становлением внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо легче, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания.. Отличия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания увеличиваются, начиная, с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь появляется тенденцию к уравниванию.

Практические занятия

Тема практической работы: «Современные методики изучения внимания»

Задания для самостоятельного выполнения

1. Составление терминологического словаря и опорной схемы по теме «Внимание»

Форма контроля самостоятельной работы: индивидуальная проверка опорных схем, памятки, кроссворда, проверка тетрадей, устное выступление.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Понятие о внимании и формы его проявления.

2. Виды внимания и их характеристика.

3. Основные свойства внимания.

4. Нарушения внимания у дошкольного возраста.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.