И ликвидации ЧС
Защита населения и территорий Российской Федерации от аварий, катастроф и стихийных бедствий в настоящее время является актуальной государственной задачей. Для решения этих задач в мирное время создана и функционирует Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в рамках которой основная работа проводится в территориальных подсистемах РСЧС и их звеньях.
Изучение, обобщение и анализ предшествующего опыта ликвидации ЧС, выявление факторов и условий, под влиянием которых идет процесс совершенствования РСЧС, ее подсистем и звеньев, важно для определения путей дальнейшего развития теории и практики управления, познания механизма проявления их в процессе ликвидации ЧС на территориальном и местном уровнях.
Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления (руководителей и органов управления) на объекты управления - подчинённые органы управления и силы путем выработки и организации выполнения управляющих воздействий (решений), определяющих задачи подчиненным, порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач.
Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления - совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
Порядок организации выполнения мероприятий по защите населения
При чрезвычайных ситуациях
Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера:
мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
планирование и осуществление мероприятий по ЗНТ от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасности возникновения ЧС;
объем и содержание мероприятий по ЗНТ от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, ОИВ субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС.
При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных ОИВ.
Заблаговременные меры по снижению последствий ЧС и уровня опасности для жизни населения:
разработка генеральных планов застройки населенных пунктов и ведение гидростроительства с учетом особенностей регионов и отдельных площадок, подверженных действиям опасных и катастрофических явлений;
рациональное размещение ПОО с учетом возможных последствий в случае аварий для безопасности населения и окружающей среды;
строительство зданий, сооружений, инженерных сетей, и транспортных коммуникаций с заданными уровнями безопасности и надежности;
обеспечение безаварийного функционирования ПОО;
разработка комплексных мер защиты населенных пунктов и объектов народного хозяйства от опасных природных явлений;
разработка и осуществление планов действий по ПЛ ЧС;
заблаговременное строительство специальных (противолавинных, противоэрозионных и др.) инженерных сооружений;
мероприятия по санитарной охране территории страны.
Комплекс способов и мероприятий по обеспечению надежной защиты населения в ЧС включает:
совершенствование организации оповещения населения об угрозе возникновения ЧС и информирования его об обстановке при их возникновении, а также порядка действий населения в экстремальных ситуациях;
развитие системы разведки, наблюдения и контроля за зараженностью окружающей среды, продуктов питания и воды РХ веществами и БС, определение порядка сбора данных об обстановке;
использование имеющегося фонда ЗС и поддержание его в готовности к приему укрываемых;
совершенствование порядка проведения и обеспечения мероприятий по эвакуации (выводу) населения в безопасные районы или места;
организацию РХ защиты населения;
накопление и модернизацию СИЗ, поддержание их в готовности и обеспечение выдачи населению в сжатые сроки;
разработку режимов поведения населения в зонах РХЗ;
медицинские мероприятия по защите населения, накопление средств медицинской профилактики.
Организация защиты населения включает:
Подготовка и ведение АСДНР - это взаимосвязанные и взаимозависимые вопросы деятельности ОУ. Подготовка начинается с получением задачи и включает:
организацию АСДНР;
подготовку сил к выполнению АСДНР;
занятие исходного положения, создание группировки сил;
практическую работу ОУ в подчиненных формированиях;
планирование мероприятий по защите населения;
осуществление мероприятий по защите населения в ЧС и первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Порядок работы ОУ по организации АСДНР:
принятие решения;
постановка задач;
проведение рекогносцировки;
организация взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
Подготовка защиты населения включает:
подготовку ОУ и сил;
подготовку населения к действиям при угрозе и возникновении ЧС;
создание запасов материально – технических средств.
Подготовка органов управления:
поддержание личного состава ОУ и сил, предназначенных для ликвидации ЧС в постоянной готовности к выполнению задач;
заблаговременное планирование мероприятий по защите населения;
непрерывный сбор и изучение данных об обстановке;
своевременное принятие решения и доведение задач до подчиненных;
всестороннее обеспечение действий ОУ;
проведение тренировок, КШУ и др. видов занятий.
Подготовка населения:
Подготовка всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении ЧС организуется и проводится по месту работы (учебы, жительства). Население готовится самостоятельно, на занятиях, тренировках, через СМИ.
В целях подготовки к защите населения на случай ЧС проводятся подготовительные мероприятия по созданию материально – технической базы.
При угрозе возникновения ЧС в целях защиты населения осуществляются мероприятия:
проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
приведение в готовность средств защиты;
подготовка к выдаче или выдача населению СИЗ и медицинской профилактики;
проведение санитарных и противоэпидемических мер;
подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.
Защита населения при возникновении ЧС (три этапа)
Первый этап. Экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия ЧС и подготовке к проведению АСДНР
К экстренным мерам защиты населения относятся:
оповещение об опасности;
использование средств защиты;
соблюдение режимов поведения;
эвакуация из участков и районов, в которых существует опасность поражения людей;
применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.
Второй этап. Выполнение АСДНР.
Продолжается выполнение экстренных мер по ЗН и уменьшению воздействия последствий ЧС.
В ходе спасательных работ проводятся:
розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств;
эвакуация (вынос, вывоз, вывод) людей из опасных районов (зон, мест);
оказание пострадавшим первой медицинской помощи и других видов помощи.
Другими неотложными работами являются:
локализация очага поражения;
разборка завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением;
восстановление КЭС, линий связи и сооружений в интересах обеспечения спасательных работ;
проведение санитарной обработки людей, ДА, ДГ, ДИ одежды, транспорта, техники, дорог, сооружений, территории и т.д.
Третий этап. Первоочередное жизнеобеспечение населения, в районах, пострадавших в результате ЧС:
временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах – домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах;
обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
организация учета и распределения материальной помощи;
проведение необходимых санитарно – гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия ЧС, ликвидации шоковых состояний;
расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.