Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» в качестве материально-производственных запасов к учету принимаются активы:
– используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, предназначенных для продажи;
– используемые для управленческих нужд организации.
– предназначенные для продажи;
В состав материально-производственных запасов входят сырье, материалы, готовая продукция и товары
Материалы – часть материально-производственных запасов организации, представляющая собой исходное сырье для производства готовой продукции либо используемая при производстве готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг, а также при продаже товаров и готовой продукции.
Товары – часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.
Готовая продукция – часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являющихся конечным результатом производственного процесса, законченных обработкой, качественные характеристики которых соответствуют условиям договора (учет готовой продукции рассмотрен в главе 10) Для учета материалов используется синтетический счет 10 «Материалы». По своему составу материально-производственные запасы разнообразны, и для надлежащей организации синтетического и аналитического учета необходима их классификация с целью получения информации об остатках, поступлении и расходе материальных ценностей в производственно-хозяйственной деятельности организации. В бухгалтерском учете применяется следующая классификация материалов в зависимости от их роли в процессе производства:
– сырье и основные материалы;
– вспомогательные материалы;
– покупные полуфабрикаты;
– отходы (возвратные);
– топливо;
– тара и тарные материалы;
– инвентарь и хозяйственные принадлежности;
– запасные части;
– материалы, переданные в переработку на сторону.
Внутри каждой группы материалы подразделяются по видам, по сортам, по маркам, по типоразмерам.
Единицей бухгалтерского учета материально-производственных запасов организации является номенклатурный номер, разрабатываемый по отдельным наименованиям или однородным группам запасов. Систематизированный перечень материальных запасов, в котором указывается их наименование, сорт, марка, единица измерения, номенклатурный номер и учетная цена называется номенклатурой материалов.
Материалы принимаются к учету по фактической себестоимости их приобретения, которая определяется в зависимости от способа приобретения запасов и включает фактические затраты организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, кроме случаев предусмотренных законодательством.
Фактическая себестоимость материальных ценностей приобретенных за плату включает следующие фактические затраты:
– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
– суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;
– таможенные пошлины;
– вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;
– затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования (транспортно-заготовительные расходы), включая расходы по страхованию;
– начисленные проценты по кредитам и займам, если они привлечены для приобретения материально-производственных запасов и начислены до принятия их к бухгалтерскому учету;
– затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретаемых другими способами, определяется следующим образом:
– при их изготовлении собственными силами организации исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов;
– при внесении в счет вклада в уставный капитал исходя из денежной оценки, согласованной учредителями организации;
– при безвозмездном получении исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;
– при получении по договорам, предусматривающим исполнение обязательств в неденежной форме исходя из стоимости активов переданных в обмен.
При всех способах приобретения материально-производственных запасов в их фактическую себестоимость включаются затраты по доставке и доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет имеет информацию о величине затрат формирующих фактическую себестоимость поступивших материалов.
Движение материалов происходит в организации ежедневно, и документы на приход и расход материалов должны оформляться своевременно. Поэтому большинство организаций ведут текущий учет материалов по учетным ценам.
Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в качестве учетных цен на материалы применяются:
– договорные цены;
– фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода;
– планово-расчетные цены;
– средняя цена группы материалов.
В случае использования в текущем учете договорных цен по окончании месяца рассчитывают суммы и процент транспортно-заготовительных расходов. Фактическая себестоимость определяется как сумма стоимости материалов по учетным ценам и суммы транспортно-заготовительных расходов.
При использовании в текущем учете плановых цен по окончании месяца рассчитывают суммы и процент отклонений фактической себестоимости от плановой. Фактическая себестоимость определяется как сумма стоимости материалов по плановым ценам и отклонения.
Порядок определения учетных цен должен быть закреплен в учетной политике организации.
7.2. Документальное оформление движения материалов
Сырье и материалы поступают в организацию различными способами: от поставщиков, через подотчетных лиц, от списания пришедших в негодность основных средств, из собственного производства.
Поступающие в организацию материалы должны быть своевременно оприходованы.
Большая часть материально-производственных запасов пополняется за счет их приобретения у поставщиков или снабженческих организаций на основании договора поставки или договора купли-продажи. Поставщики на отгруженные материалы высылают покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежные требования, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, спецификации, удостоверения качества. Данные документы поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают в отдел снабжения для регистрации и проверки.
При условии получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают доверенность, в которой указывают перечень материалов, подлежащих получению.
Принятые грузы экспедитор доставляет и сдает на склад организации.
Принимая материалы на склад, материально-ответственное лицо проверяет соответствие данных, указанных в документах, с фактическими данными и при отсутствии расхождений оформляет поступление материалов на склад приходным ордером (форма № М-4).
В тех случаях, когда количество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявленным требованиям, приемку материалов производит комиссия, которая оформляет акт о приемке материалов (форма № М-7). Акт о приемке материалов служит основанием для предъявления претензий поставщику или транспортной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших в организацию без счета-фактуры поставщика. Такая поставка называется неотфактурованной.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и других оформляют требованиями-накладными (форма № М-11). Материалы, полученные от ликвидации основных средств, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).
Материалы отпускают со склада организации для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации, на сторону, для переработки или в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.
Расход материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, осуществляется на основе предварительно установленных лимитов и оформляется лимитно-заборными картами (форма № М-3).
Для учета движения материалов внутри организации применяют требования-накладные (форма № М-11).
Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).
Списание материалов (вследствие непригодности их к использованию) оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией с участием материально ответственного лица.
В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции.
Акты составляются, как правило, подекадно работником организации, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи доку ентов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 270.