Профессиональная ответственность инженера – это ответственность перед сообществом за качество проводимых работ, за добросовестное выполнение своих профессиональных ролей. Особенностью ответственности в профессиональных кодексах является ее коллективный характер и целенаправленная разработка. Ответственность инженера как субъекта технической деятельности первоначально существовала только перед работодателем. Многочисленные этические кодексы, призванные регулировать и анализировать этическую составляющую технической деятельности, нередко оказывались связанными с материальными интересами, с законодательным регулированием и соображениями престижа. Но основная причина неэффективности этических кодексов, согласно Х. Ленку, кроется в их абстрактности, когда инженеру приписывается тотальная ответственность «за все на свете». Ответственное измерение деятельности инженера возникает только с принятием ролевой ответственности, которая предполагает, что с каждой профессиональной ролью и спектром входящих в нее задач возникают соответствующие формы ответственности. Например, ученый или техник ответствен перед начальством, фирмой, организацией за свои действия или бездействия. Ответственность за выполнение задач и ролевая ответственность в содержательном смысле строго определены носителями ответственности, в этом отношении они имеют определенные рамки и ограничения.
Профессиональная ответственность инженера всегда связана и с социальной ответственностью. О социальной ответственности см. §3, Тема 5.
Нередко эти два вида ответственности противоречат друг другу.
Выводы: современные философы фиксируют разрыв между научно-технологическим развитием общества и его духовно-нравственным развитием. Наша цивилизация, построенная на системе научно-технических знаний и научном подходе к исследованию и познанию мира, став технологически и информационно могущественной, все же не осознала свою ответственность перед будущим. Экономизм, материализм, редукционизм, присущий индустриализму, ведут к углублению кризиса современной цивилизации. В этой связи философия науки, забив тревогу, обратила внимание человечества на проблемы этики науки, и в частности, на проблему ответственности ученого за результаты исследований.
Контрольные вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия техники сегодня стремительно развивается. Обозначившись как философская дисциплина в конце XIX века, она за столь недолгий срок обрела свою предметность, свой статус, свои подходы в исследовании, научные школы. Философия техники становится все более и более востребованной, входит в междисциплинарные исследования техники не на правах «служанки», но как важная, собирающая воедино все знания о социотехнической реальности рефлексия.
Данная философская дисциплина обращена к осмыслению системы техника-человек-природа-общество-культура, т.е., по сути, она изучает всю реальность (био-социо-антропо-техническую). Она направлена на выявление существующих в нашей цивилизации проблем и противоречий, вызванных неуемным и бездушным использованием техники. Эти проблемы, например, глобальные проблемы, обусловлены внедрением человека в наши недра, биосферу, гидросферу, необдуманной трансформацией и конструированием человека (изменением пола, генной инженерией и пр.), изменением самих основ существования общества как социальной системы (речь идет об атомизации общества, «конце социального»). Ученые и мыслители предрекают нам наступление технологической сингулярности – точки, когда человечество перестанет контролировать технику. Это будет связано, возможно, с созданием и внедрением искусственного интеллекта.
«Общество риска» - так охарактеризовал современную цивилизацию У. Бек. Мы сами закладываем основы почти всем рискам, с которыми в дальнейшем и сталкиваемся. Вмешиваясь в геном человека, мы, возможно, лишаем наших потомков способности естественного оплодотворения и нарушаем естественный отбор. «Общество риска» – это рукотворное образование. Орудия, машины, приборы, технологии, - все то, чем орудует современный человек, что он создает, но что в процессе жизнедеятельности и эксплуатации отчуждается от него и начинает противостоять человечеству. Так, создав смартфоны, планшеты, мы, с одной стороны, облегчили себе жизнь, создали прекрасное средство для коммуникации, получения и обмена информацией. Но вместе с тем, мы обрекли наших детей на статус «потерянного поколения», потому что они разучились общаться вживую, играть в игры, чувствовать и переживать природу. Безусловно, дело не в самой технике, а в ее применении. Но ведь прежде, чем ее создать, надо осуществить глубокую философскую рефлексию и социальную экспертизу возможных последствий ее внедрения. Именно этому и служит философия техники. Она учит технических специалистов, инженеров, конструкторов и всех тех, кто создает различные технологии ориентироваться на этическое, антропологические и аксиологическое измерение техники, соотносить свою техническую деятельность и ее результаты с миром человеческих ценностей. В этом и есть настоящее призвание философии техники!
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Абстрактный технический объект - результат идеализации и схематизации экспериментальных объектов.
Автоматизация (в широком смысле) - переложение какой-либо функции технологического процесса с человека на те или иные технические устройства и системы.
Агротехника - технология земледелия, система приемов возделывания
сельско-хозяйственных культур.
Антисциентизм - мировоззрение, в рамках которого акцентируется внимание на негативных сторонах и последствиях развития науки.
Антитехницизм - мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека.
Аппрокимация - процедура решения инженерных задач на теоретических схемах с помощью ряда их эквивалентных замен и упрощений.
Артефакт – (арс – ремесло, искусство, фактум – сделанное) то, что сделано человеком, искусственно изготовленное.
Биологизация техники – создание технических систем, функционирующих на основе использования фундаментальных биологических принципов, а также использование биологических систем как части технических систем и их встраивание в технические системы.
Бионика – область техники, возникшая в конце 50-х, начале 60-х годов на стыке электроники, биологии и теории технических систем. Она провозгласила основной принцип “живые прототипы – ключ к новой технике”.
Биотехнология - дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.
Гибкое автоматизированное производство - гибкая, производственная система, состоящая из одного или нескольких гибких производственных комплексов, объединенных автоматизированной системой управления производством и автоматизированной транспортно складской системой.
Гипертехницизм – мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание объявляются главенствующими и возводятся в ранг предельных основ бытия.
Глобальная этика - это новое гуманистическое мировоззрение, динамично развивающееся, вбирающее в себя универсальный консенсус этического плюрализма культур, религий, науки, образования, экономики, политики и т.д.
Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.
Гуманизм – ценностный принцип и учение, признающее и отстаивающее право человека на свободу, творчество, самоопределение, развитие и счастье.
Гуманизация техники – утверждение принципов и идеалов гуманизма в качестве главных и всеобщих критериев оценки роли техники в жизни человека.
Единая научно-техническая политика - система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику.
Изобретательская деятельность - полный цикл инженерной деятельности изобретатель устанавливает связи между всеми основными компонентами инженерной реальности – функциями инженерного устройства, природными процессами, природными условиями, конструкциями (при этом все эти компоненты находятся, описываются, рассчитываются).
Инженер (от латинского слова ingenium - хитроумный, остроумный, изобретательный) - специалист, осуществляющий инженерную деятельность.
Инженерная этика - раздел прикладной этики и система моральных принципов, которые применяются на практике в инженерном деле.
Инженерное сооружение - возводимый на местности объект, предназначенный для управления, охраны, обороны или прочих целей.
Инженерное проектирование - вид деятельности человека по решению технических задач, который научно обоснован и учитывает потребности общества при реализации результата.
Инженерная деятельность - самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников, занятых в сфере материального производства; техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей.
Инновационная политика – это совокупность научно-технических, производственных, управленческих, финансово-бытовых и других мероприятий, связанных с продвижением новой или улучшенной продукции на рынок сбыта.
Инновация – универсальный метод, набор инструментов обеспечения оптимального технологического прогресса организации путем планируемого управленческого воздействия на социальную структуру предприятия.
Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.
Комбинационно-синтезирующий метод технических наук – метод создания новых технических систем, новых материалов и технологических процессов на основе объединения, использования отдельных естественных, природных законов, сил, свойств, процессов и материалов.
Конструирование – это неполный цикл инженерной деятельности при котором связи между основными компонентами инженерной реальности уже установлены в изобретательской деятельности.
Конструктивно-технические знания – знания, преимущественно ориентированные на описание строения (или конструкции) технических систем.
Концепция устойчивого развития - модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды.
Коэволюция человека и биосферы – это такое взаимоотношение природы и общества, которое допускает их совместное развитие.
Креативное мышление - это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер.
Культура – это способ самоосуществления человека, включающий создание им различных идей, образов, материальных объектов, технологий, а также установившиеся формы взаимоотношений между людьми, институты, нормы, традиции, правила.
Математическое моделирование - это средство изучения реального объекта, процесса или системы путем их замены математической моделью.
Машина - устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации.
Машинная техника – это вид техники, представленный как большой и многоуровневый механизм.
Мегамашина - понятие, употребляемое для обозначения обезличенной, технократически оптимизированной, предельно централизованной организации, сливающей в единое целое в качестве равнозначных компонентов машины (механизмы) и работающих при них людей (Мэмфорд).
Междисциплинарные исследования – исследования, представляющие собой изучение некоторого явления несколькими дисциплинами притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию, так что подходы различных дисциплин сотрудничают, т.е. взаимодополняют друг друга.
Метод (путь исследования, прослеживание) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций познания объекта, обусловленная гипотезой (теорией) и задающая логику исследования
Метод декомпозиции -
Методология – учение о способах организации и построения познавательной и практической деятельности человека, а также сама система этой организации и построения. Если гносеология акцентирует внимание на содержании и сущности знания, то методология – на путях и способах его достижения, на конструировании и преобразовании схем познавательной деятельности.
Механизм - это сравнительно простая и даже элементарная машина.
Монотехника (авторитарная техника) – вид техники и технической деятельности, ориентированной, главным образом, на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное превосходство (власть).
Мысленный эксперимент — особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно, условно задаваемых ситуациях.
Наука – социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.
Научная деятельность – специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами – различные методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.
Научное знание – знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т.д.).
Научно-техническая политика — система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику.
Научно-техническая (техническая) рациональность - категория технического знания, отражающая соблюдение при достижении поставленной цели обусловленных эффективностью методологических установок по созданию и использованию технологий и технических изделий.
Научно-технический потенциал - совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития.
Научно-технический прогресс (НТП) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники; основа социального прогресса.
Научно-техническая революция (НТР) — понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX в.
Ноосфера – преобразованные человеческим разумом и деятельностью условия существования человека, оболочка Земли, охваченная разумной человеческой деятельностью.
Общая технология – вторая ступень рационального обобщения в технике, связанная с систематизацией всех имеющихся областей ремесленной техники.
Органопроекция (принцип органопроекции) – утверждение Э. Каппа, согласно которому человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.
«Осевое время» – философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли.
Ответственность - рефлексивная позиция человека, способного просчитать последствия своей деятельности и осознавать все возможности, вытекающие из его поступков.
Открытие – выявление ранее неизвестных свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень нашего познания.
Политехника (или биотехника) - это первоначальная форма делания, вид техники, который находится в гармонии с многообразными потребностями и устремлениями жизни и функционирует как бы в демократической манере при реализации самых разнообразных человеческих потенций.
Постав – это способ раскрытия потаенности, который заставляет человека выводить действительное из его потаенности (М. Хайдеггер).
Поточная схема (схема функционирования) – вид теоретической схемы, описывающей естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое – схему естественного процесса.
Праксиология (от греч. praktikos - деятельный, активный) - концепция, описывающая механизмы эффективной организации практической деятельности человека.
Предмет познания - это часть действительности, которая к настоящему времени уже выделена наукой и стала содержанием научного познания, т.е. некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.
Проблемно ориентированное исследование - тип исследования, ориентированный не просто на постановку проблемы с методологической точки зрения или с позиций научной политики, но прежде всего на социокультурное понимание науки.
Проективно-прагматический метод – метод, который дает исследователю общую схему действия и строится на практических выводах, подчинении информации о средствах ее достижения поставленной научно-технической цели.
Производительная сила – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства.
Профессиональная ответственность инженера - это ответственность перед сообществом за качество проводимых работ, за добросовестное выполнение своих профессиональных ролей.
Ремесленная техника - особая форма технической деятельности, основанная не на науке и теоретических расчетах, но на традиционных знаниях и практических навыках поколений.
Системное проектирование – метод технических наук, комплексно решающий поставленные задачи на основе выявления взаимодействия и взаимосвязи отдельных объектов-систем и их частей как между собой, так и с внешней средой, а также на основе учета социально-экономических и экологических последствий их функционирования.
Системно-структурный метод – метод, ориентированный на изучение строения и состава системы.
Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.
Системотехника – вид деятельности по комплексному теоретическому обобщению всех знаний различных отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, то есть при ориентации на системную картину мира.
Социальная ответственность субъекта технической деятельности – позиция инженеров или инженерного сообщества, строящаяся на идее безопасности применения технологий, предотвращения или минимизации возможных негативных последствий их применения.
Социальная оценка техники - прикладная сфера философии техники, построенная на рефлексивной позиции по отношению к научно-технической деятельности.
Структурная схема – разновидность технических схем, построенная на фиксации конструктивного расположения элементов и связей (т. е. структуры) данной технической системы и предполагающая определенный способ ее реализации.
Сциентизация техники – процесс все большего «онаучивания» технического знания, применения к технике научных теорий.
Сциентизм - (от лат. и англ. наука) – 1) общекультурная и философская ориентация на науку как высшую ценность, эталон духовной деятельности, способ решения всех социальных и человеческих проблем; 2) мировоззрение, абсолютизирующее роль науки и научного знания в социокультурном процессе; 3) течение в социальной науке ХIХ-XX вв., ставившее задачей уподо бить социальные науки по методам и теоретическому обоснованию естественным наукам (узкий смысл).
Творческие способности – способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Тектология - это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем (А. Богданов).
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Теоретическая схема – некая связь идеальных объектов, которая создается для того, чтобы что-то прояснить (интересующие данную теорию свойства и стороны реальных объектов).
Теоретический уровень – уровень познания, где ключевым является выявление закономерностей изучаемых объектов, построенных на основе логического мышления.
Технизация науки – процесс применения в науке все большего количества технических устройств, приборов.
Техника – совокупность технических устройств, различных видов технической деятельности по созданию этих устройств и совокупность технических знаний.
Техникознание - система технических наук, которая направлена на описание и изучение соответствующих технических объектов, т. е. предметов орудийной деятельности социума.
Техническая теория - система обобщенного знания о технических объектах и их системах.
Техницизм – мировоззренческая позиция, полагающая технический прогресс безусловно позитивным фактором социально-исторического процесса.
Техне – в античности широкое представление о технике как искусстве, ремесле.
Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации на индустриальной и постиндустриальной ступени общественного развития, генезис которой осуществляется преимущественно на основе науки, техники, технологий и производства (то есть наукотехники) и создаваемой ими предельно урбанизированной среды — техносферы.
Техносфера - совокупность всех функционирующих и старых, недействующих технических объектов и всех продуктов их деятельности, возникших на Земле и в космосе.
Технический оптимизм - идеализация техники, переоценка возможностей ее развития: техника рассматривается как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса.
Технический пессимизм - отрицание, демонизация и мистифицирование техники.
Технический эксперимент – это деятельность по производству технических эффектов, квалифицированная как инженерная деятельность, т.е. как конструирование машин, как попытка создать искусственные процессы и состояния, однако с целью получения новых научных знании о природе или подтверждения научных законов, а не исследования закономерностей функционирования и создания самих технических устройств.
Техницизм - это мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры.
Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации на индустриальной и постиндустриальной ступени общественного развития, генезис которой осуществляется преимущественно на основе науки, техники, технологий и производства (то есть наукотехники) и создаваемой ими предельно урбанизированной среды — техносферы.
Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов.
Технологическая революция – качественные изменения технологических способов производства, сущность которых состоит в коренном перераспределении основных технологических форм между человеческими и техническими компонентами производительных сил общества.
Технология – способы и средства создания искусственного мира.
Технологический «алармизм» (от фр. слова «alarmiste» — «беспокойство», «тревога»), напротив, в указанном «прогрессе» не видит ничего позитивного, сводя его, таким образом, к одним только негативным последствиям.
Технологический детерминизм - теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур.
Технологический «эвдемонизм» (от греч. слова «eudaimonia» — «блаженство») фактически элиминирует все негативные последствия технической деятельности человека и поэтому в техническом прогрессе видит одни только позитивные моменты.
Технотронное (постиндустриальное, информационное) общество – концепция современной западной социологии и социальной философии, основанная на принципе технологического детерминизма. Согласно данной концепции, технотронное общество является принципиально новой стадией развития общества, основанной на применении высоких, прежде всего информационных, технологий.
Технофобия – концептуальная установка, согласно которой техника рассматривается и трактуется как основная причина (источник) отчужденности человека как от природы, так и от самого себя, а, стало быть, и как главная опасность, угрожающая его собственному существованию.
Техноэтика – нормы поведения людей, ориентированные на техническую деятельность человека и общества.
Традиционная культура – устойчивая, нединамичная культура, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием.
Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией.
Трансцендентальный - (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы), термин, возникший в схоластической философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного.
Универсальный эволюционизм – представление о том, что все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения Вселенной, образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многомерном онтологическом пространстве.
Философия науки - направление в западной и отечественной философии, ориентированное на осмысление феномена науки как духовного явления.
Философия техники — одно из значимых проблемных полей современной философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте.
Философская рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) - принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания.
Фундаментальные и прикладные исследования – типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества (страны, региона …) путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессий. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т.д.).
Функциональная схема – вид теоретической схемы, фиксирующей общее представление о технической системе и являющейся результатом идеализации технической системы на основе принципов определенной технической теории.
Футурошок - шок будущего, психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса (Э. Тоффлер).
Ч астные технологии – первый этап рационального обобщения техники, характеризующийся обучением в рамках каждого отдельного вида ремесленной технологии.
Эвристика – наука о творческом мышлении.
«Эвристика страха» - принцип, введенный Х. Йонасом, утверждающий преимущество плохого прогноза перед хорошим, содержащий требование предоставления максимума информации и указывающий на недопустимость сокрытия возможных последствий.
Эврология – наука о творчестве во всех его формах (П. Энгельмейер).
Экологизация техники – научно-техническая деятельность, направленная на совершенствование техники в направлении биосферосовместимости с целью оптимального подключения производственных процессов к природным.
Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся гармоничного взаимоотношения человека и природы.
Экологическое мышление – рефлексивная позиция, основанная на системе взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия человечества и природы в аспекте их гармонизации и оптимизации.
Экология (от греч. οικος - дом, обиталище и λόγος — учение) - совокупность понятий и явлений, связанных со взаимоотношениями между человеком и окружающей средой, а также наука, занимающаяся этой сферой.
Экологическая безопасность - допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека, научная дисциплина.
Экологическая политика - это целенаправленная деятельность государства по обеспечению экологической безопасности и сохранению естественных ресурсов.
Экологическая этика - прикладная дисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке этики и экологии.
Экстраполяция - особый тип аппроксимации, при котором функция аппроксимируется вне заданного интервала, а не между заданными значениями.
Эмпирический уровень (технического знания) – система знаний, полученных из опыта, на основе которой выявляются определенные обобщающие характеристики технического объекта или процесса.
Этика ответственности - проект универсальной этической теории Х. Йонаса, построенный на возможной ответственности человечества перед нынешними и будущими поколениями за поступки в развивающемся мире.
Этика ученого - область профессиональной этики, определяющая моральные отношения ученого с его коллегами и учениками.
Вопросы к кандидатскому экзамену
Дата: 2019-02-25, просмотров: 244.