1) опережающее развитие фундаментальных научных исследований и фундаментальных наук;
2) ускорение процесса реализации научных открытий через систему прикладных наук в технических устройствах, приспособлениях и технологических процессах;
3) невозможность создания наиболее высокопродуктивных технологий на чисто эмпирической основе без применения науки;
4) увеличение капитало- и наукоемкости технических и технологических систем и соответствующее уменьшение ресурсов и трудоемкости на единицу продукции.
Для научно-технического прогресса в целом характерна триада: наука - техника - продукт, показывающая, что новые знания реализуются прежде всего в новой технике и в новой продукции. В результате этого радикально меняются условия и содержание труда, упрощаются и демократизируются процессы управления и принятия решений, резко повышаются квалификация и уровень информированности трудящихся, постепенно трансформируются социально-групповые структуры. Максимально эффективное использование потенциальных возможностей научно-технологической стадии научно-технического прогресса является одной из центральных задач перестройки нашего общества. Переход к этой стадии связан также с коренным изменением статуса науки и инженерно-конструкторской деятельности. Он требует максимального повышения и использования интеллектуального потенциала и творческой активности от каждого участника этого процесса.
Функции НТП:
1. Традиционная, обеспечивающая удовлетворение растущие по масштабам и разнообразию потребностей человека и общества в новой технике, товарах и услугах;
2. Жизнеобеспечивающая, предотвращающая или компенсирующая отрицательные последствия НТР, связанные с ухудшением и даже разрушением экосистем, здоровья людей, техногенными катастрофами.
По имеющейся оценке, вторая функция в рассматриваемой перспективе постепенно будет выходить на передний план, что может привести к появлению внешних признаков утраты прежнего динамизма НТР.
Отличие НТП от НТР:
НТП — это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Понятие НТП шире, чем понятие НТР. Научно-техническая революция — это составная часть НТП.
НТР — это высшая ступень НТП, означает коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.
Таким образом, НТР — это составная и более существенная по значимости часть НТП. Но если НТП может развиваться как на эволюционной, так и революционной основе, то НТР — это скачкообразный процесс.
В условиях научно-технического прогресса остро встает проблема развития технического творчества в деятельности инженера. Ведь с усложнением техносферы требуются все новые принципиальные решения по проектированию и конструированию техники и социотехническому проектированию.
Техническая деятельность – это особый вид творчества, который, с одной стороны, может рассматриваться как широко известное явление, неотъемлемая часть общественной жизни, плодами которого человечество пользуется на протяжении всей своей истории, а на современном этапе жизнь без технических достижений для большинства людей не представляется возможной. С другой стороны, техническая деятельность, или, точнее сказать, техническое творчество является сферой, создатели которой должны обладать специальными знаниями, умениями и качествами личности, которые могут способствовать созданию технического объекта. Если в области социогуманитарных наук можно говорить о двух уровнях представлений – научное знание и житейская мудрость, то в технической деятельности, где так же присутствует ненаучный уровень (изобретатели-самоучки, которые и представляют основной творческий потенциал технической деятельности), тем не менее, такие особенные черты должны сохраняться. Иными словами – это «умение думать руками», и оно не является уделом каждого [54].
Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных, гуманитарных, естественных и технических дисциплин. В связи с таким подходом, когда междисциплинарность проникает в такую специфическую область как инженерная деятельность, целесообразно выделить ее виды, как исторически сложившиеся, так и современные.
П.С. Гуревич выделяет такие виды научно-технического творчества как: 1. Классическая инженерная деятельность, когда она существовала ещё в «чистом виде» сначала лишь как изобретательство, а затем в ней выделились проектно – конструкторская деятельность и организация производства.
2. Системотехническая деятельность, когда вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система. Анализ такой деятельности включает в себя два аспекта: этапы разработки системы и, с точки зрения кооперации работ и специалистов.
3. Социотехническое проектирование – рассмотрение технического изделия в социальном контексте. Это современный вид технической деятельности, который снимает проблему удалённости создателя от потребителя его изделия. Задача современного инженера – это не просто создание технического устройства, но и обеспечение его нормального функционирования в обществе, удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей среде, благоприятное эстетическое воздействие и т.д.
Подробнее о техническом творчестве см. §2.
Выводы: НТП — это непрерывный процесс развития и внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. НТР – это составляющая НТП, характеризующая этот процесс с середины XX века. НТП прошел различные фазы своего развития (от слияния с промышленностью до технологического прогресса). Основной характеристикой, содержанием НТП, обеспечивающего дальнейший прогресс цивилизации, становится его все более выраженная гуманизация, решение общечеловеческих проблем, а также экологизация. Технология и общественный прогресс, наука, техника и демократические преобразования, техногенная культура и проблемы образования, информатика, искусственный интеллект, социально-экономические возможности и последствия его использования, наука и техника как цивилизационный феномен – вот далеко не полный перечень проблем, обсуждаемых в процессе прогнозирования направлений НТП. Научно-технический прогресс своим следствием и причиной имеет техническое творчество: он осуществляется, благодаря инженерному творчеству и создает все новую планку для творческой деятельности.
§2. Специфические черты технического творчества и предпосылки его развития.
Основные понятия: творчество, свобода, техническое творчество, воображение, изобретательство, изобретательская деятельность, открытие, творческие способности, творческая деятельность, эвристика, креативное мышление.
Творчество пронизывает все сферы общества, все формы человеческой деятельности и активности. Без него нет развития. В древности считали, что тайна создания изобретений доступна только богам. Египтяне верили, что астрономические приборы изобрел бог Тот, а способ изготовления пива - Озирис. Греки приписывали изобретение вина Бахусу, изобретение плуга - Гере. Римляне считали изобретателем способа обработки почвы Сатурна и верили, что богиня Деметра подсказала способ выращивания хлебных злаков легендарному изобретателю Триптолему [10].
Длительное время творческий процесс под влиянием метафизических представлений, догматов религии, агностицизма, биологического детерминизма и других идеалистических теорий считали таинственным, принципиально непознаваемым.
Творчество, по словам Канта, есть полагание, дающее новое правило, какого нельзя вывести ни из одного предшествующего принципа или примера. В интерпретации А.Г. Вяткиной «творчество есть прерывание развертывания некой заданной логики и одновременно полагание основ для новой» [18, с. 207]. В изучении творчества, творческого мышления еще остается на сегодняшний день много загадок, ждущих своего вдумчивого исследователя.
Философия техники обсуждает этот вопрос, рассматривая его как вопрос о специфике технического творчества и условиях, предпосылках его развития. Она рассматривает творческую деятельность как залог инновационного развития, как главную производительную силу общества.
Истоки творчества кроются в свободе человека, будь он ученым, изобретателем, художником, философом или поэтом. Как отмечает Н.А. Мещерякова, «творческая свобода – это то, что роднит ученых любых эпох, делает Канта и Сократа нашими современниками, здесь миг и вечность, конкретно-определенная задача и бесконечная неисчерпаемость «бездонность») бытия совпадают, здесь электрон становится духом, а дух – электроном; здесь истина совпадает с жизнью» [39, с. 40].
Онтологические особенности творчества:
1) Исходит из свободы человека (ученого, философа, художника и пр.) [47].
2) Непредзаданно: творчество как принципиально новое, не бывшее не может возникать как результат развития предшествующего, не может быть выведенным из старого.
3) Есть всегда полагание нового, не бывшего.
4) Строится на творческом воображении как способности схватывания и удерживания «края непредметного, благодаря чему открывается непредзаданный горизонт множества возможностей, в котором мышление находит истоки для своих новых определений» [18, с.41].
5) Есть движение от непредметного к предметному, от интуитивного образа к отрефлектированной идее, теории.
Исходя из этих специфических черт творчества, можно дать такое определение. Творческая деятельность – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. В природе происходит процесс развития, но не творчества. Известный специалист по теории и методам конструирования П. Хилл писал: «Творчество можно определить как успешный полет мысли за пределы известного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее» [66].
Из опыта инженерного проектирования известно, что для создания новых технических объектов (изделий), пользующихся большим спросом и способных приносить прибыль, надо иметь не менее 55-60 хороших идей. Идея – это форма отражения в мысли явлений объективной реальности. Идеи включают в себя сознание целей дальнейшего познания и практического преобразования мира, удовлетворения возникших новых потребностей человека, создания новых технических устройств и технологий, новых веществ и материалов, а также их новых применений.
Виды технического творчества:
1) Изобретательство - создание новых принципов действия и способов их реализации (колесо, порох, двигатель внутреннего сгорания).
Различаются два типа изобретателей:
В реальных условиях, как правило, наиболее распространен смешанный тип с преобладанием одного из названных [10].
Изобретательская деятельность - это решение технических задач путем переработки информации в условиях ее дефицита.
2) Открытия - выявление ранее неизвестных свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень нашего познания. Открытие обычно является результатом глубоких научно- исследовательских работ по решению какой-либо научной проблемы и означает нахождение чего-либо объективно существующего в природе, например, математической зависимости, физического закона, новой ядерной частицы. Хотя открытие и фиксируется правительственными органами, которые удостоверяют авторство, оно не является собственностью автора и, по сути, представляет собой общечеловеческое достояние.
Отличие открытия от изобретения:
1) Открытие обычно является базой, на основе которой делается ряд изобретений.
2) Открытием является только сам предмет открытия, а
способ его использования может явиться изобретением.
3) Открытие идеально и предстает в виде идей, теорий, законов, изобретение – материально и предстает в виде приборов, механизмов, т. е. вещей, которые мы сконструировали путем технических действий.
4) Изобретение можно запатентовать и приобрести на него право собственности, в то время как открытием могут пользоваться все.
Творчество и интуиция.
Особую роль в творческой деятельности выполняет интуиция - внелогические механизмы творческого поиска. Под интуицией понимают способность непосредственного, прямого постижения истины, которое дается сразу, без видимых рассуждений и обоснований. Искомое творческое решение приходит иногда как бы совсем неожиданно, и человек затрудняется впоследствии объяснить все подробности “творческого озарения”. Известный ученый Д. Пойа отмечал: ”Я не могу рассказать истинную историю того, как происходит открытие…”. Полученный с помощью интуиции результат должен быть в дальнейшем развернут в теорию, выражен в системе научных понятий и законов. Однако первооткрыватель еще не располагает такой системой. Ведь то, что он получил, представляет принципиально новую теорию, которая требует и принципиально новых понятий, а их нужно еще создать. Интуитивное знание, по признанию многих творцов науки, находит оформление в виде чувственных образов, полученных посредством комбинации восприятий, взятых из прошлого опыта исследователя. Например, о физику В. Томсону в периоды творческих поисков новых решений упругие тела представлялись в виде механизмов, соединенных в своеобразные конфигурации, атомы – наподобие вихревых колец, световой эфир - …как бы в виде мыльной пены. Математик Ж. Адамар и психолог Т. Рибо распространили в начале XX века среди крупных математиков анкету с просьбой рассказать о характере творческого процесса. Многие отметили, что они мыслят зрительными, реже двигательными образами. И только при доведении результата, оформлении для печати, используют символы и слова. Сам Ж. Адамар описал процесс, как он провел доказательство одной теоремы о числах, используя отнюдь не сами числа, а такие образы, как точки, пятно и некая бесформенная масса. Все они представлялись разделенными то большим, то меньшим пространством. Интуиция, добывая новое, обращается к опыту прошлых знаний, организует содержание знаний в чувственные образы произвольных сочетаний, затем на помощь приходят понятия, формулы. Интуитивные процессы ученый не может воспроизвести отчетливо, не может восстановить четкий алгоритм мыслей, принесшей результат. Логические операции принято считать сознательными, а интуитивные – бессознательными. Сознание связано с умением контролировать мыслительный процесс, выражать его содержание в словах для себя и передавать другому. Факты показывают, что пока мысль жестко контролируется, ей трудно получить что-либо ценное. Когда человек, размышляя над новыми идеями, отходит от известных шаблонов и схем, ослабляет контроль сознания, он скорее становится творцом. Известный ученый М. Борн писал: “Мой метод работы состоит в том, что я стремлюсь высказать то, чего в сущности, и высказать еще не могу, ибо пока не понимаю этого сам” [62].
Дата: 2019-02-25, просмотров: 266.