Лекция 5. Организация хранения лекарственных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Задачи отдела запасов:

- Определение текущей потребности аптеки в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения;

- Своевременная подача заказов-требований на аптечные склады и базы снабжения;

- Приём поступающих лекарственных средств;

- Обеспечение хранения поступающих товаров;

- Отпуск медикаментов и изделий медицинского назначения другим отделам аптеки мелкорозничной сети, прикреплённым лечебно-профилактическим и прочим учреждениям;

- Выполнение лабораторно-фасовочных работ, заполнение штангласов с лекарственными средствами.

Лабораторно-фасовочные работы включают изготовление:

1. Внутриаптечной заготовки

2. Концентрированных растворов

3. Полуфабрикатов

4. Внутриаптечную фасовку

Дооценки и уценки возникают:

- Если стоимость ингредиентов больше или меньше стоимости готового лекарственного препарата

- В результате технических операций разведения или разбавления концентрированных растворов

- При выполнении фасовочных работ в результате округления цен за единицу фасовки.

 

Принципы хранения лекарственных средств

По токсичности (наркотические вещества, психотропные средства списка А, Б и общего списка и др.);

Ø Раздельное хранение препаратов для внутреннего и наружного применения. Если препарат применяется и внутрь, и наружно, его хранят с препаратами для наружного применения;

Ø По агрегатному состоянию (жидкие, сыпучие, мазеобразные);

Ø С учётом физико-химических свойств лекарственных средств (лекарственные средства взрывоопасные, легковоспламеняющиеся, термолабильные, красящие, пахучие, содержащие кристаллизационную воду и др.);

Ø Систематизация по фармакологическим группам;

Ø Соблюдение сроков годности лекарственных препаратов, обычно выделяют лекарственные средства:

- сроком годности менее года;

- сроком годности до двух лет;

- с длительным сроком годности.

Помещения по хранению наркотических средств и психотропных веществ подразделения на 4 категории:

- К 1-й категории  относятся помещения производителей и изготовителей (за исключением аптечных учреждений) наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), предназначенные для хранения исходных материалов и готовой продукции, а также помещения организаций, осуществляющих оптовую торговлю НС и ПВ и (или) их переработку.

- Ко 2-й категории относятся помещения аптечных учреждений, предназначенные для хранения месячного запаса наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях (материальные комнаты аптек).

- К 3-й категории относятся помещения учреждений здравоохранения, предназначенные для хранения 5-дневного и (или) 3-дневного запаса НС и ПВ, средств, сданных родственниками умерших больных, а также помещения юридических лиц, предназначенные для хранения наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарных, научных, учебных и экспертных целях.

- К 4-й категории относятся помещения учреждений здравоохранения, предназначенные для хранения суточного запаса наркотических средств и психотропных веществ (ассистентские комнаты аптек), а также места временного хранения наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях (машины скорой и неотложной медицинской помощи, посты среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения, аптечки первой помощи на морских, речных, воздушных судах, в поездах и др.).

Перечень должностей медицинских и фармацевтических работников, которым предоставляется право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам:

1. Заведующий аптечной организацией;

2. Заместитель заведующего аптечной организацией;

3. Заведующий отделом аптечной организации;

4. Заместитель заведующего отделом аптечной организации;

5. Провизор аптечной организации;

6. Фармацевт аптечной организации.

Не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лица:

1. Не достигшие 18-летнего возраста;

2. Имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление, либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации;

3. Которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

4. Больные наркоманией, токсикоманией и хроническим алкоголизмом;

5. Признанные в установленном порядке непригодными к выполнению работ, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

При оформлении допуска необходимы:

- Справка психоневрологической службы

- Справка наркотической службы

- Заключение территориального органа ФСКН России

- Приказ по организации

Лекарственные средства списка «А» - должны храниться в материальной комнате в запирающимся металлическом шкафу, на внутренней стороне дверок шкафа должна быть надпись «А» «Venena» и перечень лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз.

Лекарственные средства списка «Б» - должны храниться в отдельном деревянном шкафу, с указанием на внутренней стороне дверок шкафа надпись «Б» «Heroica».На ночь шкаф запирается.

Ключи от шкафа «А» и «Б» хранятся у лиц, являющихся ответственными за их хранение.

Все остальные лекарственные средства (общего списка) хранятся на стеллажах, вертушках, обычных шкафах и т.д. в соответствии с физико-химическими свойствами.

Требования к хранению и транспортировке медицинских изделий устанавливаются производителем медицинских изделий.

Хранение медицинских изделий осуществляется производителями или уполномоченными представителями, организациями оптовой торговли медицинских изделий, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями и иными организациями, осуществляющими обращение медицинских изделий.

В аптечных организациях хранение медицинских изделий осуществляется по группам:

- резиновые изделия;

- изделия из пластмасс;

- перевязочные средства и вспомогательные материалы;

- иные медицинские изделия (медицинские инструменты).

 

Практическое занятие 9 - 10. Организация работы отдела запасов аптеки. Организация работы по проведению лабораторных и фасовочных работ

Цель занятия: изучить организацию работы отдела запасов. Получить практические навыки по оформлению документов по приему и отпуску товара, оформлению лабораторных и фасовочных работ.

К занятию по данной теме студенты должны знать:

1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию хранения лекарственных средств в аптечных организациях.

2. Функции отделов запасов аптеки.

3. Основные принципы хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптеке.

4. Особенности хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельных групп (взрывоопасные, огнеопасные, резиновые изделия и т.д.).

5. Особенности хранения наркотических средств и психотропных веществ в аптеке.

6. Организация проведения лабораторных и фасовочных работ, их учет.

 



ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

ЗАДАНИЕ 1. Оформить заявку (документ 18) на получение с аптечного склада следующих лекарственных препаратов:

 

Наименование Единицы измерения Количество
Серебра нитрат грамм 250
Спирт этиловый 96% грамм 2000
Р-р промедола 1%-1,0 ампулы 10
Омез, 0,25 в капсулах упаковки 50
Настойка валерианы 25 мл. флаконы 50

 

ЗАДАНИЕ 2. Отразить приготовление концентрированных растворов и внутриаптечных заготовок в книге учета лабораторно-фасовочных работ (документ 19).

1.

а) раствор натрия бромида 20% - 3 л

б) раствор левомицетина 0,25 % - 10,0 - 15 флаконов

в) кислота аскорбиновая 0,1

димедрол                 0,03

анальгин                  0,15 № 10 – 100 пакетов.

2.

а) раствор магния сульфата 25% - 20л

б) масло ментоловое 1% - 10,0 – 20 флаконов.

В) осарсола

стрептоцида

глюкозы по 0,25 № 30 – 10 пак.

3.

а) раствор кофеина бензоата натрия 20% - 4л

б) кофеина бензоата натрия 0,2

натрия бромида 0,2

воды очищенной 200,0

 

в) Раствора натрия гидрокарбоната 0,5% -200,0

натрия бензоата 4,0                  – 100 скл.

4.

а) раствор калия бромида 20% - 5л

б) папаверина гидрохлорида 0,03

дибазола 0,03

глюкозы 0,2 №20. – 50 пак.

В) Раствора протаргола 2%-10,0. – 50 флаконов

5.

а) р-р кальция хлорида 50% - 5л

б) р-р цинка сульфата 0,25%

кислоты борной 2% - 10,0 – 10 фл.

В) анальгина

кофеина бензоата натрия по 0,25 № 10. – 200 пак.

6.

а) р-р глюкозы 40% - 3л

б) р-р фурацилина 1:5000 – 250,0 – 20 фл.

В) кислоты аскорбиновой 0,1

димедрола 0,01

глюкозы 0,1 № 10 – 100 пак.

ЗАДАНИЕ 3. Отразить фасовочные работы в «Книге учета лабораторно-фасовочных работ».

1.

а) норсульфазол 0,3 № 10 – 100 пак.

Б) мазь серная 30,0 – 50 банок.

(Состав мази: серы 10,0

                    Эмульгатора Т-2 2,0

                    Вазелина          12,0

                    Воды очищенной 6,0)

2.

а) анальгин 0,15 №10 – 100 пак.

Б) глицерин 100,0 – 30 фл.

3.

а) кислота аскорбиновая 0,1 № 10 – 100 пак.

Б) мазь цинковая 10% 25,0 – 100 банок (основа вазелин)

4.

а) стрептоцид 0,3 № 10 – 100 пак.

Б) мазь ихтиоловая 10% - 50,0 – 20 банок. (основа вазелин)

5.

а) мазь стрептоцидовая 10% - 30,0 – 50 банок (основа вазелин)

б) калия перманганата по 2,0 – 100 упаковок.

 

6.

а) линимент Вишневского по 100,0 – 30 банок

б) микстура Кватера по 200,0 – 50 флаконов

 

7.

а) микстура Павлова 100,0 – 30 флаконов

б) масло вазелиновое 50,0 – 100 флаконов

 

8.

а) микстура от кашля «Детская» 100,0 – 50 флаконов

б) мазь салициловая 2%-25,0 – 100 банок (основа вазелин)

 

9.

а) Раствора кислоты хлористоводородной 2%-100,0

Пепсина 2,0. – 50 флаконов

б) Присыпка «Детская» 30,0 –100 упаковок

 

10.

а) Раствора перекиси водорода 3%-50,0 – 50 флаконов

б) Мази борной 5%-20,0 – 30 банок

 



Самостоятельная работа

Основываясь на источниках из основной и дополнительной литературы систематизируйте условия хранения различных групп товаров аптечного ассортимента в форме таблицы

 

Литература

Основная:

1. Управление и экономика фармации: учебник В.Л. Багирова, Е.А.Максимкина, Р.Т. Глембоцкая, П.В. Лопатина и др.; Под ред. В.Л. Багировой. – М.: «Медицина», - 2004., - 720 с.

2. Управление и экономика фармации: Учебник в двух томах / А.А. Теодорович, Е.Е. Лоскутова, Е.А. Максимкина и др., под ре. Е.Е. Лоскутовой. – М.: «Академия», - 2004., - 447 с.

3. Криков В.И., Прокопишин В.И. «Организация и экономика фармации». – М.:Медицина, - 1991, - 623 с.

Дополнительная:

- Приказ Минздравсоцразвития РФ №706н от 23.08.2010 "Об утверждении правил хранения лекарственных средств»;

- Приказ Минздравсоцразвития России №1198н от 27 декабря 2011 г. «Об утверждении правил в сфере обращения медицинских изделий»;

- Приказ МЗ РФ №330 "О мерах по улучшению хранения, выписывания и использования НС и ПВ" от 12.11.1997 N 330 (ред. от 17.11.2010);

- Приказ МЗ РФ №318 "Инструкция о порядке хранения и обращения в фарморганизациях с ЛС и ИМН обладающими огнеопасными и взрывоопасными св-ми" от 05.11.1997

22. Лобутева Л.А., Лопатин П.В., Чекова Л.П. «Организация фармацевтической помощи: системный маркетинговый подход (цикл лекций). – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, - 174 с.

23. Лоскутова Е.Е., Савельева З.А., Зайцева З.И. «Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия». – М., МЦФЭР, - 1999. – 176 с.

24. «Справочник аптечного работника» под редакцией Издательскова А.Н. -1985. - 407 с.

25. Савельева З.А., Лоскутова Е.Е., Зайцева З.И. Основы экономики аптек. Цикл лекций. – М., - 1999. – 170 с.

26. Максимкина Е.А., Лоскутова Е.Е., Дорофеева В.В. «Конкурентоспособность фармацевтической информации в условиях рынка». – М., МЦФЭР, - 1999. – 256 с.

 

Лекция 6. Организация лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений

 

Фармацевтическую помощь стационарным больным оказывают:

1. больничная аптека (БА) – госбюджетных или хозрасчетные

2. межбольничная аптека (МБА

3. Хозрасчетная аптека, обслуживающая население и ЛПУ)

Виды аптек:

- БА обеспечивает только ЛПУ с числом, коек не менее 100, существует на правах отделения ЛПУ (госбюджетная

- МБА обеспечивает несколько ЛПУ с общим числом коек не менее 500 и прочие учреждения).

Особенности больничных и межбольничных аптек:

1. не обслуживают амбулаторных больных

2. нет наличных расчетов, нет касс. Используются безналичные расчеты

3. нет торгового зала

4. БА государственного типа покупают лекарственные средства у поставщиков, и отпускают их в отделения ЛПУ бесплатно по требованиям-накладным.

Объем работы больничных аптек зависит от числа коек и их профиля. Объем работы межбольничной аптеки определяется величиной товарооборота или величиной товарооборота и числом обслуживаемых коек.

На основе показателей работы аптек рассчитывается их штатный состав.

Оптимальный запас лекарственных средств в аптеках

1. наркотические, ядовитые и другие, находящиеся на ПКУ

– в БА и МБА – запас не более месячной потребности

2. Основные лекарственные средства

– в больничных аптеках – запас на срок не более 2 месяцев

3. Основные лекарственные средства

– в межбольничной аптеке – не более норматива товарных запасов в днях.

Для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям разрешается создавать в приемных отделениях и отделениях специализированной кардиологической помощи стационаров пятидневный резерв наркотических лекарственных средств, который может быть использован по разрешению ответственного дежурного врача во всех подразделениях стационара

Фармацевтические товары отпускают в отделения медицинской организации по требованию-накладной, которая должна иметь штамп и печать ЛПУ, подпись его руководителя или его заместителя по лечебной части.

Требования-накладные на получение товарно-материальных ценностей из больничной аптеки выписывается в 2-х экземплярах (один - остается в аптеке, второй – в ЛПУ), при приобретении в межбольничной аптеке – в 3-х экземплярах, на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету – на один экземпляр больше.

Требования-накладные на ЛС, подлежащие ПКУ, выписываются на отдельных бланках требований для каждой группы препаратов.

В требовании-накладной указывается:

- номер, дата составления документа,

- отправитель и получатель лекарственного средства,

- наименование лекарственного средства с указанием дозировки, формы выпуска (таблетки, ампулы мази, суппозитории и т.п.), вида упаковки (коробки, флаконы, тубы и т.п.),

- способ применения (для инъекций, для наружного применения, приема внутрь, глазные капли и т.п.),

- количество затребованных лекарственных средств, количество и стоимость отпущенных лекарственных средств.

- При выписывании лекарственного средства для индивидуального больного дополнительно указываются его фамилия и инициалы, номер истории болезни.

Нормативы потребления установлены для наркотических средств и психотропных веществ и спирта этилового

Нормативы потребления спирта этилового:

- для аптек – на 1 тысячу экстемпоральных рецептов;

- для ЛПУ (стационаров) – на одного пролеченного больного;

- для поликлиник – на одного обслуживаемого жителя;

- для вспомогательных подразделений ЛПУ – на 1000 посещений;

- для роддомов – на одну роженицу;

- для клинико-диагностических служб – на 1000 анализов;

- для станций скорой медицинской помощи – на 1000 выездов и на каждую специально оборудованную машину и т.д.

 

Хранение требований-накладных

- в аптечных учреждениях требования-накладные ЛПУ на отпуск наркотических средств и психотропных веществ списков II и III хранятся в течении 10 лет,

- на отпуск иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету – в течении 3-х лет,

- остальных групп лекарственных средств – в течении одного календарного года в условиях, обеспечивающих сохранность, в сброшюрованном и опечатанном виде , оформляться в тома с указанием месяца и года.

По истечении срока хранения требования-накладные подлежат уничтожению в присутствии членов создаваемой в ЛПУ комиссии, о чем составляются акты, формы которых предусмотрены приказом МЗ РФ № 110 от 12.02.2007г.

На этикетке экстемпорального лекарственного препарата для стационарного больного указывается: номер аптеки, наименование отдела ЛПУ, состав лекарства, дата изготовления, сроки годности в днях, номер анализа, подписи приготовившего, проверившего, подпись отпустившего лекарственный препарат.

Отпуск лекарственных средств из аптеки ЛПУ в отделения

1. Наркотические и психотропные лекарственные средства отпускаются в отделения ЛПУ в размере 3-х дневной потребности

2. Ядовитые лекарственные средства – в размере пятидневной потребности

3. Остальные лекарственные средства – размер 10 – дневной потребности

Виды доверенностей: разовая (сроком действия один месяц) и постоянная (сроком действии текущей квартал).

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 375.