Характеристика внеклассных форм ФВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятия в физкультурно-спортивных секциях. Тренировочные занятия подобны урочным и носят не столько спортивно-тренировочный характер, сколько характер общефизической подготовки или избирательно-кондиционной тренировки. Целесообразно заниматься ими 3-4 раза в неделю по I часу. На определенном возрастном этапе (после завершения базового курса физического воспитания) они могут стать основным фактором поддержания и совершенствования определенной физической кондиции индивидуума.

Выбор предмета занятий зачастую может определяться модой (конъюнктурой): аэробика, ушу, йога и др. В обоих случаях задача специалистов ФК - пропаганда всеобщего физкультурного образования среди населения и понимание невозможности достижения всестороннего физического развития и полноценного здоровья одним средством физического воспитания; формирование правильных индивидуальных интересов. Качество и эффективность таких занятий в значительной степени обусловлены уровнем физкультурной образованности занимающихся.

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Массовые общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия отражены в 4-й части Комплексной программы и включают: проведение ежемесячных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, туристических походов и слетов, физкультурных праздников. Ежемесячные дни здоровья решают задачи:

-укрепления здоровья и физическое развитие школьников;

-повышения интереса к занятиям физической культурой;

-организации активного отдыха.

Сроки их проведения определяются самой школой в зависимости от местных климатических условий, спортивной базы, планирования других общешкольных мероприятий, подготовленности педагогического коллектива и др.

Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив. Возглавляет работу организатор внеклассной и внешкольной работы. Активное участие принимает совет коллектива физической культуры школы и родительский комитет. Предусматривается медицинское обслуживание. Разрабатывается программа и содержание мероприятия.

Основным показателем продуктивности дня здоровья и отдыха является массовость. Поэтому надо стремиться к 100 % охвату и участию школьников в запланированных видах программы. Ученики, освобожденные от занятий физическими упражнениями, должны находиться с классом, целесообразно привлекать их для оказания помощи классным руководителям и организаторам-общественникам. Продолжительность проводимых видов программы для 1-4 классов - 3 часа, для 5-8 классов - 4 часа, 9-11 классов- 5 часов.

Внутришкольные соревнования решают задачи:

-приобщения к систематическим занятиям спортом;

-повышения эмоциональности и активности;

-выполнения разрядных норм;

-развития основных физических качеств.

По характеру соревнования бывают личные, командные и лично-командные. Проводиться они могут внутри класса, между параллельными классами, группами классов или всей школы. В последнем случае устанавливается возрастной коэффициент или младшие получают преимущество на старте. Разработаны и специальные таблицы для уравнивания возрастных возможностей школьников. Проводятся соревнования и групповые (кружки ФК, секции) для укомплектования сборной команды, выполнения разрядных норм.

Соревнования могут проводиться по учебным упражнениям, подвижным и спортивным играм, по мини-играм с упрощением правил и состава, личные соревнования на лучшего бегуна, прыгуна, самого сильного и т.п. В старших классах организуются соревнования по военно-прикладным видам – метание гранат, стрельба, преодоление полосы препятствий, гири. Соревнования на первенство школы между классами рекомендуется проводить как спартакиады, т.е. с комплексным зачетом большинства видов спорта. Отдельные соревнования целесообразно приурочивать к юбилейным датам и праздникам: День школы, День учителя и т.д.

Наибольшая результативность соревнований достигается, если учащиеся заранее оповещены и заблаговременно готовятся к участию в соревновании. Педагогический эффект приносят ярко и красочно оформленные соревнования, с четкой организацией и квалифицированным судейством, радиофикацией и информацией о ходе соревнований. Обязательно нужно использовать различные формы поощрения учащихся и команд: вручение грамот, дипломов, призов, тортов, жетонов, медалей и др. Открытие и закрытие соревнований проводятся торжественно, в праздничной обстановке, в присутствии коллектива школы и родителей.

После проведения соревнований их результаты надо довести до сведения учащихся школы (в стенгазете, командной таблице, бюллетенях, фотовитринах, через радиоузел).

Туристские походы решают задачи:

- организации свободного времени и общественно полезной деятельности (краеведческой, пропагандистской, военно-патриотической);

- укрепления здоровья и закаливания;

- формирования прикладных навыков и физического развития;

- воспитания и формирования нравственных качеств в коллективе.

Руководители походов и их помощники (не моложе 18 лет) назначаются приказом директора школы. Они несут полную ответственность за безопасность школьников. Правила организации туристских походов и соответствующие инструкторско-методические письма Комитета народного образования определяют их обязанности.

Физкультурные праздники являются массовыми зрелищными мероприятиями, имеющими преимущественно пропагандистский характер при правильной их организации. Они решают задачи:

-подведения итогов работы;

-демонстрации достижений школьного коллектива;

-организации досуга.

Физкультурные праздники обычно проводятся в конце (начале) учебного года и в большинстве случаев бывают приурочены к открытию спартакиады, к какой-либо знаменательной дате. Оздоровительную направленность они приобретают в том случае, если большое количество учащихся задействовано в массовых выступлениях. Для подготовки и проведения физкультурного праздника обычно создается оргкомитет. Он разрабатывает сценарий и программу праздника, привлекает классы к подготовке мест проведения, назначает судейскую коллегию, приглашает ведущих спортсменов и тренеров, проводит репетиции.

В содержание программы включается:

-торжественное открытие и парад участников;

-награждение отличившихся школьников-спортсменов и физкультурного актива;

-награждение команд, занявших I-е места в отдельных видах и в спартакиаде школы;

-показательные выступления лучших спортсменов школы, приглашенных мастеров спорта;

-награждение отличившихся при проведении праздника;

-торжественное закрытие.

Необходимыми условиями успешного проведения праздника являются: торжественный церемониал открытия и закрытия праздника (приближенный к ритуалу открытия Олимпийских игр), красочное оформление мест проведения, цветовая гамма спортивных костюмов участников, выступающих в разных видах программы, музыкальный фон, динамичность и разнообразие выступлений.

Большое значение для пропаганды физической культуры имеют спортивные вечера с показательными выступлениями, показом спортивных фильмов и проведением спортивных викторин, с приглашением ведущих тренеров, спортсменов, а также совместные спортивные вечера с учащимися других школ.

Контрольные вопросы

1 Классификация форм физического воспитания в школе.

2 Характерные черты урочных занятий.

3 Характеристика разных типов урока.

4 Однопредметные и комплексные уроки ФК.

5 Логика развертывания учебно-воспитательного процесса, определяющая деление урока на три части.

6 Содержание каждой части занятия.

7 Роль домашнего задания в соблюдении принципа непрерывности учебного процесса.

8 Методы организации учащихся при выполнении физических упражнений.

9 Занятия в физкультурно-спортивных секциях.

10 Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

11 Цель внеклассных форм занятий ФВ и их характеристика.

Литература

 

1 Афанасьев С.П. и др. Что делать с детьми в загородном лагере.- М.: Новая школа,1994.-224 с.

2 Афанасьев С.П. Праздники в школе.- М.: АСТ-Пресс Книга, 2003.-320 с.

3 Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/Авт.-сост. М.В. Видякин.- Волгоград: Учитель,2006.-153 с.

4 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Академия, 2014. -480 с.

 

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 339.