Качество проведенного занятия в значительной степени обусловлено предварительной подготовкой к нему учителя и, в частности, мысленным проектированием его частей и деталей, отраженным в документе планирования. Однако по ходу занятия возникает ряд конкретных ситуаций, требующих оперативного и творческого их разрешения. Конечный успех зависит от знаний педагога, его практического опыта и мастерства.
Отличительными признаками хорошо проведенного занятия будут: эмоциональный фон и четкая организация, динамичность проведения и достаточно высокая моторная плотность, использование многокомплектных снарядов и технических средств обучения, сочетание интенсификации учебного процесса и дифференцированного подхода к учащимся, алгоритмизация процесса обучения, рациональное применение словесных и наглядных методов обучения, развитие физических качеств и решение воспитательных задач на занятии.
Так, для повышения активности учеников, улучшения их эмоционального состояния в подготовительной части занятия учитель должен разнообразить ОРУ, построения и перемещения, использовать следующие приемы управления учащимися: применение различных сигналов, самоорганизация построения, выполнение комплексов ОРУ имитационным и поточным методами, с музыкальным сопровождением, с рифмованными текстами в младших классах.
Для повышения общей и моторной плотностей занятия используется фронтальный метод организации деятельности учащихся и дифференцированно групповой (раздельное проведение занятия для юношей и девушек в старших классах).
Центральное место на уроке физической культуры занимает решение образовательных задач. Строгая регламентация последовательности выполнения учениками различных двигательных заданий, использование подводящих и специально-подготовительных упражнений, вариантность выполнения основного, программного упражнения и есть алгоритмизация процесса обучения (составление программы действий). Немаловажное значение при этом имеет образцовый показ упражнения, использование словесных методов объяснения техники, замечаний и поощрения учащихся, разбора и оценки их деятельности.
Педагогический анализ урока ФК
Для всесторонней оценки педагогической деятельности учителя физической культуры на уроке проводится педагогический анализ урока. Он позволяет оценить уровень решения поставленных задач, увидеть сильные и слабые стороны урока. Анализ увиденного позволяет сделать выводы прикладно-педагогического значения.
Педагогический анализ осуществляется по трем направлениям:
-подготовка к уроку,
-организация урока,
-методика обучения.
Экспертом, присутствующим на занятии ведется хронометраж урока для регистрации затрат времени на каждый составляющий компонент; отмечаются показатели качества и эффективности совершаемых на уроке действий, применяемых средств и методов, а также имеющиеся недостатки. Последующая обработка хронокарты и карты педагогического наблюдения и последующий тщательный анализ повышает качество последующих уроков, способствует становлению педагогического мастерства учителя.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА УРОКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
I ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К УРОКУ
1 Наличие оперативного плана (оценка его содержания, правильность постановки и формулировки задач урока).
2 Подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря.
3 Личная подготовленность учителя к уроку.
4 Подготовка помощников (командиров отделений).
II ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
1 Рациональное распределение времени урока по частям и видам упражнений.
2 Разделение учащихся на подгруппы, команды.
3 Целесообразность выбранных форм размещения и способов перестроения учащихся, рациональность использования площади зала, площадки.
4 Целесообразность использования форм и способов выполнения упражнений (фронтальный, групповой, индивидуальный).
5 Подготовка оборудования и инвентаря, соблюдение правил безопасности.
6 Моторная и общая плотность урока.
7 Соответствие средств подготовительной части задачам основной части урока, возрасту и подготовленности учащихся.
8 Выбор места проведения занятий.
9 Дисциплинированность учащихся.
10 Организация учащихся, освобожденных от занятий.
11 Завершение урока (своевременность построения, подведение итогов, уход учащихся).
III ОЦЕНКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
1 Знание терминологии и техники изучаемых упражнений, умение показывать их.
2 Разнообразие и правильность использования словесного и наглядного методов обучения.
3 Использование метода упражнений (строгий регламент, игровой, соревновательный).
4 Использование карточек, дополнительных заданий.
5 Владение страховкой и умение оказать помощью при выполнении упражнений.
6 Развитие физических качеств у учащихся (содержание упражнений, дозировка, индивидуальные задания).
7 Характеристика нагрузки на уроке (объем, интенсивность, соответствие возрасту и подготовленности учащихся, умение их регулировать).
8 Взаимопомощь, самоконтроль и самооценка учащихся.
9 Эмоциональный фон и активность учащихся на уроке.
10 Домашнее задание.
В таблице 14.1. представлена карта педагогического наблюдения, необходимая для проведения анализа урока.
Полученные результаты педагогического наблюдения обсуждаются совместно с учителем, проводившим урок, намечаются пути повышения качества работы и педагогического мастерства преподавателя. При необходимости они доводятся до сведения администрации школы.
Таблица 14.1 - Карта педагогического наблюдения деятельности учителя и учащихся
п/п | п/п | что оценивается | Оценка эксперта (балл) |
1.0 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | Подготовленность к уроку План-конспект (тех.карта), его анализ и оценка Подготовка места занятия /оборудование, инвентарь/ Физкультурная форма учащихся и внешний вид учителя Подготовка помощников (командиров отделений). | |
2.0 | 2.1 2.2 2.3 2.4 | Оценка организации урока Рациональное распределение времени урока по частям и видам упражнений. Разделение учащихся на подгруппы, команды. Целесообразность выбранных форм размещения и способов перестроения учащихся, рациональность использования площади зала, площадки. Целесообразность использования форм и способов выполнения упражнений (фронтальный, групповой, индивидуальный). | |
2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 | Подготовка оборудования и инвентаря, соблюдение правил безопасности. Моторная и общая плотность урока. Соответствие средств подготовительной части задачам основной части урока, возрасту и подготовленности учащихся. Выбор места проведения занятий. Дисциплинированность учащихся. Организация учащихся, освобожденных от занятий. Завершение урока (своевременность построения, подведение итогов, уход учащихся). | ||
3.0 | 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 | Оценка методики обучения Знание терминологии и техники изучаемых упражнений, умение показывать их. Разнообразие и правильность использования словесного и наглядного методов обучения. Использование метода упражнений (строго регламент, игровой, соревновательный). Использование карточек, дополнительных заданий. Владение страховкой и умение оказать помощью при выполнении упражнений. Развитие физических качеств у учащихся (содержание упражнений, дозировка, индивидуальные задания). Характеристика нагрузки на уроке (объем, интенсивность, соответствие возрасту и подготовленности учащихся, умение их регулировать). Взаимопомощь, самоконтроль и самооценка учащихся. Эмоциональный фон и активность учащихся на уроке. Домашнее задание. |
Оценка за урок_________________
Заключение (указать положительные и отрицательные стороны организации урока и методики обучения, воспитания и развития).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 247.