Общеметодические принципы ФВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данная группа принципов отражает решение цели и задач, отражающих общую методику процесса ФВ.

К общеметодическим принципам физического воспитания относятся:

1 Принцип сознательности и активности.

Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать цель, четко поставленная преподавателем перед учеником. Он должен «довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения». Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе увлекательного материала и соответствующей организации должна быть активность занимающихся, которая проявится в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу.

Наглядности.

Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

Для реализации этого принципа на практике применяются: показ двигательного действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий; кинофильмы; видеофильмы; звуковая и световая сигнализация.

3 Доступности и индивидуализации.

Он предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность предлагаемых им заданий. Прогресс в развитии физических качеств и в обучении движениям возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающегося.

Специфические принципы ФВ

Данная группа принципов определяет требования к процессу ФВ.

1 Принцип непрерывности (во-первых, должна соблюдаться последовательность в проведении занятий ФУ по дидактическим правилам: «от легкого к сложному», «от знаний к умениям», «от умений к навыкам»; во-вторых, при построении занятий следует обеспечить преемственность эффекта занятий, достижение кумулятивного эффекта(накопление эффектов от тренировочных занятий).

2 Принцип системного чередования нагрузок и отдыха (физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления сил; наилучшим интервалом отдыха будет промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы суперкомпенсации (см.рис.2.3.)).

 

За исходный уровень взят уровень креатинфосфата в мышцах

 

Рисунок 2.3 - Процесс физической работы и восстановления

 энергетических и пластических ресурсов организма человека

3 Принцип постепенного наращивания развивающе–тренирующих воздействий (систематическое повышение сложности заданий, при условии адаптации к используемым нагрузкам).

4 Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок (каждая последующая нагрузка должна быть увеличена, при условии к ее адаптации.

5 Принцип циклического построения занятий (построение занятий с учетом и в рамках завершенных циклов: микроциклов, мезоциклов, макроциклов). На рис. 2.4. представлен спектр волновой динамики объема нагрузки, распределенный на микроциклы (МВ), мезоциклы (СВ), макроциклы (БВ).

 

 

Рисунок 2.4 -  Структура микро-, мезо- и макроциклов

на примере подготовки спортсменов

 

6 Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания (целенаправленность с учетом закономерностей онтогенеза).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 308.