Тема 2. Цели, задачи, принципы и средства физического воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции

1 Система ФВ

2 Цель и задачи физического воспитания (ФВ).

3 Классификация и характеристика принципов ФВ.

4 Классификация и характеристика средств ФВ.

5 Техника двигательных действий.

 

Глоссарий

Упражнение – направленная повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека.

Физическое упражнение – двигательные действия человека, специально организованные для решения задач ФВ.

Физическое воспитание - педагогически организованный процесс формирования у человека потребности в физическом самосовершенствовании.

Принцип – наиболее важные положения, которые позволяют эффективно достигнуть поставленной цели.

Техника ФУ – способ выполнения двигательных действий с наибольшей эффективностью.

 

Система ФВ

 

По данным Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, под системой физического воспитания следует понимать исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. На рис. 2.1 представлена схема действующей системы ФВ в РФ.

1 Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

Мировоззренческие основы
Теоретико-методические основы
Программно -нормативные основы
Организационные основы
ФВ

 

Рисунок 2.1 -  Представление о системе физического воспитания РФ

2 Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

3 Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.

Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.

4 Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

Цель и задачи ФВ

 

В русском государстве в начале XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получают развитие верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и многие игры. [В. Столбов, Введение к книге Л.В. Куна, с.13]. Русский просветитель Н.И. Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в нашей стране вводит понятие «физическое воспитание». В 1765 году академик А.П. Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами: «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья» [там же с.13].

Целью ФВ является воспитание физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите родины.

Для реального достижения конкретной цели решается комплекс конкретных задач (специфических, общепедагогических).

Задачи отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития субъекта, уровень его подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

 

Специфические задачи


Субъектно-личностная направленность - Формирование личности человека: - Воспитание нравственных и психических качеств. - Развитие интеллекта.
Общепедагогические задачи
Образовательное направление   - Приобретение знаний научно-практического характера. - Формирование жизненно важных ДУ и ДН.
Оптимизация физического развития   - Оптимальное развитие физических качеств. - Укрепление и сохранение здоровья. - Совершенствование телосложения. - Долговременное сохранение общей работоспособности

Рисунок 2.2 - Классификация задач ФВ по Ж. Холодову

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 264.