План лекции
1 Система ФВ
2 Цель и задачи физического воспитания (ФВ).
3 Классификация и характеристика принципов ФВ.
4 Классификация и характеристика средств ФВ.
5 Техника двигательных действий.
Глоссарий
Упражнение – направленная повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека.
Физическое упражнение – двигательные действия человека, специально организованные для решения задач ФВ.
Физическое воспитание - педагогически организованный процесс формирования у человека потребности в физическом самосовершенствовании.
Принцип – наиболее важные положения, которые позволяют эффективно достигнуть поставленной цели.
Техника ФУ – способ выполнения двигательных действий с наибольшей эффективностью.
Система ФВ
По данным Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, под системой физического воспитания следует понимать исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. На рис. 2.1 представлена схема действующей системы ФВ в РФ.
1 Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.
В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.
| Мировоззренческие основы |
| Теоретико-методические основы |
| Программно -нормативные основы |
| Организационные основы |
| ФВ |
Рисунок 2.1 - Представление о системе физического воспитания РФ
2 Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.
3 Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.
Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.
Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.
Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.
Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.
4 Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.
По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).
Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.
По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.
Цель и задачи ФВ
В русском государстве в начале XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получают развитие верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и многие игры. [В. Столбов, Введение к книге Л.В. Куна, с.13]. Русский просветитель Н.И. Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в нашей стране вводит понятие «физическое воспитание». В 1765 году академик А.П. Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами: «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья» [там же с.13].
Целью ФВ является воспитание физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите родины.
Для реального достижения конкретной цели решается комплекс конкретных задач (специфических, общепедагогических).
Задачи отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития субъекта, уровень его подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
| Специфические задачи |
| Субъектно-личностная направленность - Формирование личности человека: - Воспитание нравственных и психических качеств. - Развитие интеллекта. |
| Общепедагогические задачи |
| Образовательное направление - Приобретение знаний научно-практического характера. - Формирование жизненно важных ДУ и ДН. |
| Оптимизация физического развития - Оптимальное развитие физических качеств. - Укрепление и сохранение здоровья. - Совершенствование телосложения. - Долговременное сохранение общей работоспособности |
Рисунок 2.2 - Классификация задач ФВ по Ж. Холодову
Дата: 2019-02-19, просмотров: 394.