Функциональная подготовленность отражает состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).
Некоторые общие рекомендации для занятий физическими упражнениями с целью улучшения функциональной подготовленности:
1 Необходимо, чтобы при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.
2 Для улучшения функциональной подготовленности темп выполнения упражнений должен быть примерно на 20 % ниже, чем максимальный (Хедман,1999).
Физическое совершенство
Физическое совершенство - исторически сложившееся представление о мере здоровья и уровне всесторонней физической подготовленности, которые наиболее оптимально отвечают требованиям трудовой, общественной, военной деятельности и творческому долголетию людей [Ашмарин Б.М., 1988].
Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения.
К показателям физического совершенства относятся:
- уровень здоровья;
- физическая подготовленность;
- пропорциональное телосложение;
- рациональная техника;
- физкультурная образованность;
- творческое долголетие.
Спорт
Спорт – вид деятельности, направленный на спортивный результат, включающий в себя специальную подготовку и межчеловеческие взаимоотношения.
Его определение появилось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. До настоящего времени неизвестно точное время и место возникновения этого термина. Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) - вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда возникают различные толкования термина «спорт».
В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном и рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются.
Действительно, спорт имеет смысл только до тех пор, пока выполняет роль одного из наиболее действенных разновидностей воспитания, пока является неотъемлемой и наиболее действенной частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности. А в таком своем качестве он, несомненно, входит в содержание понятия «физическая культура».
В спорте как части физической культуры человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межличностных отношений. Спорт - это, собственно, соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
От ФК спорт отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента, а итогом – спортивный результат.
Спортивная культура
Спортивная культура - созданные в обществе и передающиеся через поколения ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним.
Возможно в ближайшем будущем по предположению автора данного понятия, на место урокам физического воспитания (физической культуры) придет новый предмет – «спортивная культура» [по Л.И. Лубышевой, 2004 г]
Контрольные вопросы
1 Характеристика этапов формирования дисциплины «ТиМФК».
2 Характеристика ценностей ФК.
3 Структура (компоненты) и формы физической культуры.
4 Система основных понятий.
Список литературы
1 Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
2 Введение в теорию физической культуры. /Под ред. Л.П. Матвеева.-М.: ФиС.-1983.-128 с.
3 Загузов Н.И. Эволюция научной специальности «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» в педагогике // Теория и практика физ. культуры. - 1997. -№ 1. - С. 55-57.
4 Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы.//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2004.-№4.- С.2-7.
5 Петр Францевич Лесгафт: Главные труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича. – СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006.- 720 с.
6 Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970.-247 с.
7 Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993, т. 1.
8 Сулейманов Н.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение//ТиПФК, №3.-2001.
9 Теория и методика физической культуры: учеб.пособие для студ. вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 «Физическая культура» и спец. 022300 - «Физическая культура и спорт»: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Сов.спорт, 2004. - 463 с.
10 Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. /Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: Спорт Академ. Пресс, 2001 г.
11 Филимонова С.И. Физическая культура и спорт-пространство, формирующее самореализацию личности.- М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004.-316 с.
12 Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для вузов /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- 4-е изд. - М.: Академия, 2006. - 480 с.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 261.