Условия формирования умений и навыков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Полнота ориентировочной ос­новы умственных действий

Развернутость действия при его первоначальном показе и освоении

Поэлементное освоение слож­ного действия


Осознанность и полноценность навыков и умений

Растянутость процесса форми­рования навыков и умений

Поэтапная отработка каждого навыка и умения





ЗАКОНЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА

Законы формирования навыка


     
 



Закон эффек

та (Торндайк,

1921)


Для развития навыков необходимо знать результат каждо­го повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить


         
   



Закон

изменения

скорости


Быстрое, при первых повторениях, улучшение продуктив­ности навыков вскоре все более замедляется (кривая навы­ков имеет форму логарифмической кривой)


     
 



Закон нерав­номерности развития навыка


Улучшение навыков чередуется с временными ухудшения­ми под влиянием ряда субъективных и объективных при­чин, влияющих на продуктивность (кривая навыков имеет зубчатую форму)


     
 



Закон плато

в развитии

навыка


Временное отсутствие улучшения или ухудшения продук­тивности навыков (плато на кривой навыков) говорит о пе­рестройке их психологической структуры


     
 



Закон

переноса

навыка


Имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психо­логической структуре навыков (дают положительный пере­нос) и затрудняют развитие навыков, имеющих резко раз­личную структуру (отрицательный перенос)


     
 



Закон отсут

ствия предела

в развитии

навыка


Конечное плато в развитии навыка всегда может за счет перестройки структуры навыка дать хотя бы незначительное улучшение его продуктивности


         
   



Закон

угасания

навыка


При отсутствии повторений навык претерпевает обратное влияние и, прежде всего, деавтоматизируется, но возоб­новление повторений восстанавливает навык скорее, чем первоначальное его развитие
























ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА


Название этапа




Суть этапа



         
 
   


Осмысление навыка       


Известны цели выполнения действия, но пути ее достиже­ния представляются очень смутно


 


         
 


Осознание
навыка          


 

Имеются достаточные представления о путях достижения цели, но несмотря на всю концентрацию внимания (воле­вого), деятельность протекает очень медленно, появляют­ся ненужные движения и ошибки



Автоматизация навыка


Внимание и воля постепенно нуждаются в меньшей кон­центрации, а движения становятся все рациональнее



Высокая

автоматизация

навыка


Действия выполняются рационально, точно и уверенно, создаются предпосылки для возникновения новых, слож­ных навыков
















Дата: 2019-02-25, просмотров: 204.