Полнота ориентировочной основы умственных действий
Развернутость действия при его первоначальном показе и освоении
Поэлементное освоение сложного действия
Осознанность и полноценность навыков и умений
Растянутость процесса формирования навыков и умений
Поэтапная отработка каждого навыка и умения
ЗАКОНЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА
Законы формирования навыка
Закон эффек та (Торндайк, 1921) |
Для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить
Закон
изменения
скорости
Быстрое, при первых повторениях, улучшение продуктивности навыков вскоре все более замедляется (кривая навыков имеет форму логарифмической кривой)
Закон неравномерности развития навыка |
Улучшение навыков чередуется с временными ухудшениями под влиянием ряда субъективных и объективных причин, влияющих на продуктивность (кривая навыков имеет зубчатую форму)
Закон плато в развитии навыка |
Временное отсутствие улучшения или ухудшения продуктивности навыков (плато на кривой навыков) говорит о перестройке их психологической структуры
Закон
переноса
навыка
Имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психологической структуре навыков (дают положительный перенос) и затрудняют развитие навыков, имеющих резко различную структуру (отрицательный перенос)
Закон отсут ствия предела в развитии навыка |
Конечное плато в развитии навыка всегда может за счет перестройки структуры навыка дать хотя бы незначительное улучшение его продуктивности
Закон
угасания
навыка
При отсутствии повторений навык претерпевает обратное влияние и, прежде всего, деавтоматизируется, но возобновление повторений восстанавливает навык скорее, чем первоначальное его развитие
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА
Название этапа
Суть этапа
Осмысление навыка
Известны цели выполнения действия, но пути ее достижения представляются очень смутно
Осознание
навыка
Имеются достаточные представления о путях достижения цели, но несмотря на всю концентрацию внимания (волевого), деятельность протекает очень медленно, появляются ненужные движения и ошибки
Автоматизация навыка
Внимание и воля постепенно нуждаются в меньшей концентрации, а движения становятся все рациональнее
Высокая
автоматизация
навыка
Действия выполняются рационально, точно и уверенно, создаются предпосылки для возникновения новых, сложных навыков
Дата: 2019-02-25, просмотров: 238.