Перечень видов и приемов работы «Осмысления»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Использование простых мыслительных операций:

анализа, синтеза; сравнения, противопоставления.

· Выявление межпонятийных связей:

при выполнении индивидуальных заданий;

в процессе беседы;

в процессе дискуссии;

с помощью «мозговой атаки».

· Использование для изучения связей:

наблюдений в природе;

эксперимента;

анализа структурно-логических схем;

анализа матриц связей.

· Выяснение характера связей:

непосредственных и опосредованных;

причинно-следственных и генетических;

пространственных и временных;

последовательных и параллельных;

прямых и обратных.

· Графическая регистрация связей:

построением графиков;

заполнением таблиц и матриц;

построением структурно-логических схем.

Обобщение — выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов. Разли­чают обобщения понятийные, тематические, меж­предметные и др. У каждого вида обобщения есть свои особенности, но всегда осуществляется движение мысли от единичного к общему, так как обобщенная информация удобнее для запоминания и использова­ния.

Возможность разных вариантов обобщения разви­вает гибкость мышления, приучает учеников к тому, что существуют разные точки зрения, к выбору наиболее существенного основания для обобщения в зависимос­ти от конкретных условий. В приведенном примере да­же склонение существительных может оказаться суще­ственным признаком — на уроке русского языка.

Обобщение — выделение общих свойств, принадле­жащих некоторому классу предметов. В философии рас­сматривают пять форм отражения действительности: представление, понятие, закономернось, теория, система научных знаний; обобщения реализуют переходы от од­них форм отражения к другим в направлении укрупне­ния информации. Самый простой переход - от представ­лений к понятиям. Понятийное обобщение может быть осуществлено по разным признакам.

Виды и приемы работы по обобщению материала:

· Понятийное обобщение:

выделение общих признаков;

выделение существенных признаков;

обобщение по противопоставлению.

· Обобщение на уровне понятий второго рода:

объединение понятий;

использование аналогий.

· Тематическое обобщение с использованием:

одномерной классификации;

двухмерной классификации (таблиц);

многомерной классификации (описательной);

матриц связей;

структурно-логических схем.

· Обобщения межтематическйе и межпредметные.

· Статистические обобщения с использованием:

средних значений и других мер центральной тенденции;

частот;

оценки тесноты связи.

При проведении тематического обобщения стоит привести примеры с использованием одномерной клас­сификации. Например, по истории: какие из перечис­ленных событий произошли при Петре I (задано не­сколько событий и соответствующие даты).

ТЕКУЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

Практическая педагогика накопила множество приемов проведения текущего повторения, то есть по­вторения, направленного на запоминание материала. Интерес практиков не случаен: он зиждется на свойст­вах кривой забывания. Мы уже видели (см. занятие 4), что если материал сложен, а межпонятийные связи не реализованы, то кривая идет ниже; если же преподава­тель позаботился об осмыслении материала учениками, реализовал связи между понятиями, то уровень кривой повышается. Однако было бы ошибкой думать, что до­статочно лишь осмысления материала. В тех школах, где способности и мышление противопоставляются кро­потливому труду и памяти, много нерадивых и претен­циозных учеников. Если в школе появляется учитель, ратующий за «обучение без домашних заданий», то это оборачивается настоящим бедствием для его учеников: вначале они теряют элементы знаний, затем систем­ность, затем не могут освоить и новый материал.

Обратимся к основной закономерности текущего повторения (см.график зависимости воспроизводимого детьми материала от времени, прошедшего после объ­яснения).

Повторять учебный материал можно через неболь­шой (до двух дней) промежуток времени после объясне­ния — в неотсроченном режиме, либо через длитель­ный промежуток — в отсроченном режиме. В первом случае забыто меньше, и меньше соответственно затраты времени на восстановление забытого. Если постро­ить кривые забывания для обоих случаев, то они пере­секаются, и после точки пересечения выше идет кривая неотсроченного повторения. Другими словами, неотсроченное повторение экономнее по времени и эффек­тивнее по результатам, чем отсроченное. Эта законо­мерность открыта немецким психологом Германом Эббингаузом и является основной закономерностью теку­щего повторения.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УСВОЕНИЯ

Усвоение

Процесс воспроизведения индивидом истори­чески сформированных, общественно вырабо­танных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превра­щения в формы индивидуальной субъективной деятельности

Основные формы


             
 
   
     
 
 



непосредственно-эмо­циональное общение

игровая деятельность

общественно-полезная деятельность


предметно-манипулятивная деятельность

учебная деятельность

собственно трудовая

де­ятельность


 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УСВОЕНИЯ:

1. Предметы культуры, воплощающие способности, знания, умения и навыки людей (содержание усвоения)

2. Способы задания этих пред­метов, соответствующие оп­ределенной форме их усвое­ния (например, игровой форме усвоения взаимоотношений лю­дей соответствует их задание в виде ролей)

3. Практическая и познавательная деятельность, адекватная деятельности, воплощенной в пред­метах культуры

 

 





Дата: 2019-02-25, просмотров: 203.