· Использование простых мыслительных операций:
анализа, синтеза; сравнения, противопоставления.
· Выявление межпонятийных связей:
при выполнении индивидуальных заданий;
в процессе беседы;
в процессе дискуссии;
с помощью «мозговой атаки».
· Использование для изучения связей:
наблюдений в природе;
эксперимента;
анализа структурно-логических схем;
анализа матриц связей.
· Выяснение характера связей:
непосредственных и опосредованных;
причинно-следственных и генетических;
пространственных и временных;
последовательных и параллельных;
прямых и обратных.
· Графическая регистрация связей:
построением графиков;
заполнением таблиц и матриц;
построением структурно-логических схем.
Обобщение — выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов. Различают обобщения понятийные, тематические, межпредметные и др. У каждого вида обобщения есть свои особенности, но всегда осуществляется движение мысли от единичного к общему, так как обобщенная информация удобнее для запоминания и использования.
Возможность разных вариантов обобщения развивает гибкость мышления, приучает учеников к тому, что существуют разные точки зрения, к выбору наиболее существенного основания для обобщения в зависимости от конкретных условий. В приведенном примере даже склонение существительных может оказаться существенным признаком — на уроке русского языка.
Обобщение — выделение общих свойств, принадлежащих некоторому классу предметов. В философии рассматривают пять форм отражения действительности: представление, понятие, закономернось, теория, система научных знаний; обобщения реализуют переходы от одних форм отражения к другим в направлении укрупнения информации. Самый простой переход - от представлений к понятиям. Понятийное обобщение может быть осуществлено по разным признакам.
Виды и приемы работы по обобщению материала:
· Понятийное обобщение:
выделение общих признаков;
выделение существенных признаков;
обобщение по противопоставлению.
· Обобщение на уровне понятий второго рода:
объединение понятий;
использование аналогий.
· Тематическое обобщение с использованием:
одномерной классификации;
двухмерной классификации (таблиц);
многомерной классификации (описательной);
матриц связей;
структурно-логических схем.
· Обобщения межтематическйе и межпредметные.
· Статистические обобщения с использованием:
средних значений и других мер центральной тенденции;
частот;
оценки тесноты связи.
При проведении тематического обобщения стоит привести примеры с использованием одномерной классификации. Например, по истории: какие из перечисленных событий произошли при Петре I (задано несколько событий и соответствующие даты).
ТЕКУЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
Практическая педагогика накопила множество приемов проведения текущего повторения, то есть повторения, направленного на запоминание материала. Интерес практиков не случаен: он зиждется на свойствах кривой забывания. Мы уже видели (см. занятие 4), что если материал сложен, а межпонятийные связи не реализованы, то кривая идет ниже; если же преподаватель позаботился об осмыслении материала учениками, реализовал связи между понятиями, то уровень кривой повышается. Однако было бы ошибкой думать, что достаточно лишь осмысления материала. В тех школах, где способности и мышление противопоставляются кропотливому труду и памяти, много нерадивых и претенциозных учеников. Если в школе появляется учитель, ратующий за «обучение без домашних заданий», то это оборачивается настоящим бедствием для его учеников: вначале они теряют элементы знаний, затем системность, затем не могут освоить и новый материал.
Обратимся к основной закономерности текущего повторения (см.график зависимости воспроизводимого детьми материала от времени, прошедшего после объяснения).
Повторять учебный материал можно через небольшой (до двух дней) промежуток времени после объяснения — в неотсроченном режиме, либо через длительный промежуток — в отсроченном режиме. В первом случае забыто меньше, и меньше соответственно затраты времени на восстановление забытого. Если построить кривые забывания для обоих случаев, то они пересекаются, и после точки пересечения выше идет кривая неотсроченного повторения. Другими словами, неотсроченное повторение экономнее по времени и эффективнее по результатам, чем отсроченное. Эта закономерность открыта немецким психологом Германом Эббингаузом и является основной закономерностью текущего повторения.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УСВОЕНИЯ
Усвоение
Процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности
Основные формы
непосредственно-эмоциональное общение
игровая деятельность
общественно-полезная деятельность
предметно-манипулятивная деятельность
учебная деятельность
собственно трудовая
деятельность
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УСВОЕНИЯ:
1. Предметы культуры, воплощающие способности, знания, умения и навыки людей (содержание усвоения)
2. Способы задания этих предметов, соответствующие определенной форме их усвоения (например, игровой форме усвоения взаимоотношений людей соответствует их задание в виде ролей)
3. Практическая и познавательная деятельность, адекватная деятельности, воплощенной в предметах культуры
Дата: 2019-02-25, просмотров: 235.