· Показ явлений и объектов в природе.
· Показ объектов в музеях, биоуголках, на выставках.
· Использование наглядности:
картинок, плакатов;
диафильмов и диапозитивов;
транспарантов;
кинофильмов.
· Демонстрация:
звука (высота, громкость, тембр);
тактильных ощущений;
движения;
явлений;
моделей.
· Работа с терминами:
составление словарей;
иллюстрирование;
сопоставление.
· Распознавание образов.
· Использование абстрактной наглядности:
таблиц;
формул;
схем;
карт.
На этапе осознания трудности реализации соотношения ЮНЕСКО могут быть связаны с обилием новых слов, терминов; с ослабленной ассоциативной или зрительной памятью; со сложностью конкретного образа; с высоким темпом объяснения материала, когда ученик не успевает представить слова в образах.
К использованию наглядности в первом случае стремятся все учителя, многие используют кроссворды, но одноразовое применение каких-либо средств не позволяет преодолеть затруднение. Поэтому мы в качестве основного средства рекомендуем составление и использование учениками толковых словариков. Словарик можно вести либо в контексте тетрадных записей, либо выделив последние страницы тетради, либо создав многопредметный словарик с алфавитным расположением слов. Для большинства учебных предметов наиболее удобен второй вариант.
Довольно часто сейчас встречаются ученики с ослабленной памятью. С этим, как правило, не считаются — и напрасно! Такие ученики требуют повышенной частоты упражнений, и здесь лучшее средство —: использование сорбонок.
Сложность конкретного образа с большим числом отвлекающих деталей тоже ухудшает осознание, поэтому есть смысл использовать в таких случаях схематическую наглядность.
Высокий темп объяснения учебного материала характерен для молодых учителей; их надо предупредить о возможном искажении при этом получаемых учениками представлений, о том, что предпочтительнее coкратить второстепенные детали.
Осмысление понимают как выявление взаимосвязей между представлениями, понятиями, а также уяснение характера взаимосвязей.
Учитель должен всегда иметь в виду: чем больше связей удалось реализовать на уроке, тем выше идет кривая забывания, тем больше уровень остаточных знаний ученика (на графике зависимости объема Р воспроизведенного материала от времени t, прошедшего после его объяснения, кривая 2 соответствует лучшему осмыслению. Первая закономерность: прежде, чем запоми нать, надо понять. В этом состоит первая, но не единственная закономерность осмысления.
Р
t
Вторая закономерность заключается в невозможности реализации всех связей. В самом деле, количество связей между рассматриваемыми понятиями определяется формулой
M=n(n-1)/2
и очень быстро нарастает при увеличении числа понятий:
n | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
m | 3 | 6 | 10 | 15 | 21 | 28 | 36 | 45 |
В соответствии с этой закономерностью следует стремиться к выделению главного в материале, ограничиваться наиболее важными взаимосвязями. Здесь может быть полезной иерархия вопросов:
· сначала вопросы, отражающие причинно-следственные связи; обычно они начинаются со слов «Зачем...» и «Почему...»;
· затем вопросы, связанные с содержанием — «Что это...», «Из чего состоит...», «Частью чего является...», «Какими признаками обладает...»;
· затем вопросы, связанные с действием и способами его осуществления — «Как...», «Каким образом...»;
· и, наконец, вопросы, касающиеся условий выполнения действий, протекания явлений.
Третья закономерность осмысления описана на количественном уровне. При одной-двух реализованных связях понятие легко выпадает из системы знаний, забывается учеником. При трех связях возможность выпадения существенно снижается. Оптимальность трех связей каждого понятия с другими установлена статистически, и «правило трех связей» верно для большинства учебных ситуаций.
Опытный учитель не только заботится об осмыслении материала, но и учит детей самостоятельно мыслить, искать взаимосвязи, задавать вопросы. Он рассказывает о взаимосвязях разных видов: причинно-следственных, пространственных и временных, генетических и т.д. Он знакомит учеников с особенностями применения различных мыслительных операций: следует избегать излишней детальности при анализе, выбора несущественных признаков при сравнении.
Многие учителя, чтобы усилить стимулирование с опорой на познавательный мотив, стараются индивидуализировать работу по осмыслению учебного материала, пренебрегая коллективными и групповыми формами работы, хотя это заведомо снижает частоту упражнений и эффективность работы. Между тем среди школьников популярны такие приемы коллективного осмысления, как организация «мозговой атаки», а графическая регистрация связей открывает широкий простор для анализа связей, сообщает ученикам чувство уверенности в своих знаниях.
На этапе осмысления (выявления связей) довольно типично состояние неуверенности. Его можно снять предложив ученику в тексте с пропусками вставить необходимые слова, используя учебник.
Значительная часть учеников не нацелена на критичное осмысление текста, на выявление в нем взаимосвязей. Таких школьников надо учить задавать вопросы. Обычно для этого достаточно вопросов линейной логической последовательности, например: зачем? Что это (из чего состоит)? Как осуществляется? При каких условиях? Но бывают случаи и более сложной логической последовательности.
Особенно полезно построение подобных структурно-логических схем при доказательстве математических теорем, при систематизации материала по всем предметам. Выделению главного в материале уделяют достаточное внимание почти все учителя, поэтому на соответствующих упражнениях мы здесь не останавливаемся.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 277.