Кафедра «Философия, история и право»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра «Философия, история и право»

                                                                                 утверждаю

                                                                                          Директор филиала

______Г.В. Кузнецов

«31» августа 2017 г.

Актуализировано в 2018 г.

В.И.Баринова

Теория политики

Рабочая программа дисциплины

для студентов, обучающихся по направлениям:

Экономика»

Профили: «Финансы и кредит», «Учёт, анализ и аудит»

Менеджмент»

Профили: «Финансовый менеджмент», «Маркетинг»

Государственное и муниципальное управление»

Владение культурой мышления, способность анализировать этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОНК-2)

Знания

Умения

владения

-содержания основных категорий мира политики, тенденций современного политического процесса;

- сущности политики и власти, роли и места основных субъектов политической жизни в современном обществе;

 

 

- использовать философские, эмпирические и логические методы при анализе социально-экономических и политических вопросов;

- анализировать и оценивать события и процессы, социально значимые проблемы, решения, принимаемые в политике;

- определять отношение к ним с учётом личных и групповых интересов;

- прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- выбирать легитимные способы поведения;

- рационально выстраивать работу по сбору необходимой для анализа информации

навыками:  -системного подхода к анализу проблем общества;  -использования знаний основ теории политики для понимания её основных направлений в современной России; -систематизации отечественных и зарубежных информационных источников -пониманием взаимосвязи политики и экономики, политики и идеологии, политики и культуры;

Способность и готовность к продолжению образования, к самообразованию и самоорганизации (СЛК-1)

знания

умения

владения

-основ организации самостоятельной работы, её форм и направлений по повышению общеобразовательного и профессионального уровня;

- объективной необходимости (мотивации) самообразования самоорганизации в условиях повышения требований работодателей к специалистам

 

-выбирать формы и направления повышения профессионального уровня с учётом конъюнктуры на рынке труда и личной перспективы, а также стратегии развития общества и политического курса в стране;

-использовать и актуализировать знания и понимание особенностей политического развития современной России в профессиональной деятельности и в прогностических целях

 

 

-потребностью в систематической работе по повышению профессионального уровня и создании необходимых условий для развития свободной и ответственной за свой выбор личности. -навыками самостоятельной работы с политической информацией о событиях, процессах, отношениях на локальном, национальном и глобальном уровнях          

 

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02. «Менеджмент» (профили указаны в Разделе 1 РПД), обеспечивает формирование следующих компетенций:

Требования к входным знаниям, умениям и владениям

Для освоения дисциплины «Теория политики» студент должен

 знать:

·  основные закономерности современного общественно-исторического и политического развития;

· содержание основных понятий, раскрывающих мир политики;

Уметь:

· оценивать социально-экономические и политические события, видеть проблемы;

·  формулировать последствия проводимой политики для общества и личности;

· выделять общее и отличия в целях внутренней и внешней политики;

· представлять место и статус России в современном мире;

владеть:

· основными приёмами обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения;

· навыками самостоятельной работы по овладению новыми знаниями в сфере реальной политики, в том числе с использованием современных информационных технологий.

· пониманием взаимосвязи политики и экономики, политики и идеологии, политики и культуры;

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)

 

Б) Заочная форма обучения

Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика». Ускоренное обучение

(профили указаны в Разделе 1 РПД)

  Вид учебной работы по дисциплине Всего (в з/е и часах) Семестр 3 (в часах)
Общая трудоемкость дисциплины 4/144 4/144
Аудиторные занятия 12 12
Лекции 4 4
Семинарские занятия 8 8
Занятия в интерактивных формах 12 12
Самостоятельная работа 132 132
В семестре 132 132
Форма текущего контроля эссе эссе
Вид промежуточной аттестации зачёт зачёт

Направление подготовки: 38.03.02 «Менеджмент»

 (профили указаны в Разделе 1 РПД)  

  Вид учебной работы по дисциплине Всего (в з/е и часах) Семестр 3 (в часах)
Общая трудоемкость дисциплины 4/144 4/144
Аудиторные занятия 12 12
Лекции 4 4
Семинарские занятия 8 8
Занятия в интерактивных формах 12 12
Самостоятельная работа 132 132
В семестре 132 132
Форма текущего контроля эссе эссе
Вид промежуточной аттестации зачёт зачёт

Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

(профиль указан в Разделе 1 РПД)

  Вид учебной работы по дисциплине Всего (в з/е и часах) Семестр 3 (в часах)
Общая трудоемкость дисциплины 4/144 4/144
Аудиторные занятия 12 12
Лекции 4 4
Семинарские занятия 8 8
Занятия в интерактивных формах 12 12
Самостоятельная работа 132 132
В семестре 132 132
Форма текущего контроля эссе эссе
Вид промежуточной аттестации зачёт зачёт

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий

5.1. Содержание дисциплины

Понятие и структура политической системы. Функции политической системы и типы её подсистем. Подсистемы политической системы общества: институциональная, коммуникативная, нормативная, идеологическая, функциональная. Механизм функционирования политической системы. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов. Свойства и показатели эффективности политической системы. Факторы, воздействующие на стабильность политической системы. Российская политическая система.

Тема 5. Политические режимы

Понятие «политический режим». Основные черты политического режима. Критерии классификации политических режимов.

Тоталитарный политический режим: сущность и основные черты тоталитарного режима. Разновидности тоталитарных режимов и их особенности в различных странах. Характеристика фашизма, национал - социализма и большевизма. Историческая обреченность тоталитарных режимов.

Авторитарный политический режим: понятие и основные черты. Классификация авторитарных режимов и их особенности в отдельных странах. Отличие авторитарного режима от тоталитарного режима.

Основные пути перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократическому режиму. «Реформы сверху» в политической системе общества, смена лидеров и элиты, новые выборы органов власти, демократизация политической жизни, политический плюрализм.

Демократический политический режим: сущность, основные черты и его особенности в отдельных странах. Классификация демократических режимов в современных условиях.

Взаимосвязь между типом политического режима, правовым и экономическим развитием страны. Основные закономерности становления демократического режима в современных условиях.

Особенности политического режима в современной России и перспективы его эволюции.

 

Личность и её роли. Политическое поведение в организованных и стихийных формах. Факторы воздействия на политическое поведение. Политическое участие и его разновидности. Формы политического участия. Женщина и политика. Молодёжь и политика. Личность и политика в России.

Политическое лидерство. Понятие и сущность политического политического лидерства. Основные концепции политического лидерства. Личностные черты лидеров: природные качества, нравственные качества, профессиональные качества. Типология политических лидеров. Функции политических лидеров. Роль политического лидера в развитии экономики и права страны. Современные тенденции в развитии политического лидерства.

Политическая элита: понятие характерные черты и функции. Теории элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит, концепции демократического элитизма и множественности элит, леворадикальные теории элит. Процесс рекрутирования политической элиты.

Политическая культура: понятие, структура, функции. Политические субкультуры. Ценности – главный элемент политической культуры. Типология политической культуры. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Показатели оценки уровня развития политической культуры. Пути развития политической культуры личности и общества в современной России.

Заочная форма обучения

Вид текущего контроля для всех направлений подготовки эссе;

Вид промежуточной аттестации для всех направлений  – зачёт.

Учебно-тематический план для направления подготовки:

Менеджмент»

Трудоемкость в часах

Всего

Аудиторная работа

Самос

Тоятельная работа

Общая Лек ции Практические и семинарские занятия Заня тия в интерактив ных формах
1. Политика как общественное явление.   14 2 1 1 1 12 составление глоссария основных понятий, раскрывающих взаимодействие политики с различными сферами общества, доклады с презентацией,
2. Политика и власть 16 1 1 - 0,5 15 задания для СРС по теме, составление тезисов и сложных планов по теме и отдельным вопросам, написание эссе, доклады с презентацией,
3. Политическая система и её основные институты 20 2 1 1 1 18 доклады с презентацией, задания для СРС по теме, написание эссе ,
4. Государство как основной политический институт 16 1 - 1 0,5 15 Доклады с презентацией, характеристика российского государства на основе Конституции 1993 года  
5. Политические режимы 16 1 - 1 0,5 15 Составление таблицы по сравнению политических режимов по конкретным критериям, на основе текстов Послания Президента Федеральному Собранию РФ 2015 г. составить характеристику политического режима в РФ, доклады с презентацией 
6. Общественно-политические объединения 12 0,5 0,5 - 0,5 11,5 задания для СРС по теме, доклады с презентацией написание эссе, реферирование программы одной из политических партий РФ
7. Институт выборов в политической системе общества 16 2 - 2 1 14 задания для СРС по теме составление интеллектуальной карты основных понятий, содержащихся в ФЗ- от 22.02.2014 №20-ФЗ (в ред. от 14.07.2015) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
8. Субъективные основы и субъекты политики 10 1 - 1 0,5 9 задания для СРС по теме. доклады с презентацией. написание эссе
9. Политическое сознание и политическая культура 14 1 - 1 0,5 13 доклады с презентацией написание эссе ; задания для СРС по теме
10. Идеологии в политике 10 0,5 0,5 - 0,5 9,5 доклады с презентацией написание эссе , задания для СРС по теме
  Итого 144 12 4 8 6,5 50% 132  

Содержание практических и семинарских занятий

     

Содержание практических и семинарских занятий

Б) Заочная форма обучения

Для направлений подготовки:

Менеджмент»,

Менеджмент »

Задания для текущей аттестации

 по дисциплине «Теория политики»

Для направлений подготовки: 38.03.01 «Экономика». Ускоренное обучение, 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»,

Примерные варианты срезовой контрольной работы

1 вариант

1. Понятие, сущность и основные черты политики

2. Установите взаимосвязь понятий политика, политическая система, политическая власть.

3. Какая из двух точек зрения; на ваш взгляд, более точно выявляет причины возникновения политики:

а) корни политики - в эгоистической, животной природе человека. Поэтому политика возникает как средство обуздания слепых чувственных страстей человека, обеспечения господства разума над низменными желаниями для достижения общей пользы, счастливой жизни людей в государстве;

б) возникновение политики является следствием врожденной глупости человека. По замечанию нидерландского философа-гуманиста, писателя и богослова, автора известнейшего произведения «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (1469-1536), «глупость создает государства, поддерживает - власть, религию, управление, суд»;

в) политика является результатом разделения общества на классы и служит поддержанию господства одного из них (класса богатых) над, другим (классом бедных). Поэтому, по определению В.И: Ленина, «политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами».

Аргументируйте свой ответ.

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

2 вариант

1.Основные функции и структура политики

2.Установите взаимосвязь понятий политика, экономика, мораль, право.

3. Несмотря на негативное отношение к политике значительной части населения в различных странах, без политики не может обойтись ни одно общество. Как вы думаете, с чем это связано?

4. Какое утверждение ближе к истине:

а) политика есть искусство управления людьми (Платон);

б) политика является «самой главной из всех наук и искусств» {Аристотель)

в) «политика может быть определена как искусство и практика обеспечения групповых целей, достигаемых путем преодоления сопротивления других групп» (современный американский политолог К. Райт). Так что же такое политика - искусство, наука или практика?

3 вариант

1.Сущность, черты и функции политической власти

2.Установите взаимосвязь понятий политическая власть, мораль, право,

 насилие.

3. Какое утверждение о сущности и функциях политики в обществе, на ваш взгляд, ближе к истине:

а) смысл политики — это конфликт, борьба, в которой те, кто обладают властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ;

б) политика есть сфера интеграции всех граждан в сообщество, попытка осуществить правление порядка и справедливости.

Приведите аргументы в пользу выбранного вами утверждения.

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

4 вариант

1. Понятие и типы легитимности политической власти

2.Установите взаимосвязь понятий политическая власть, экономика, право.

3. Как вы думаете, должна ли политика иметь границы? Следует ли вовлекать в нее население? Согласны ли вы с точкой зрения современного русского писателя А.И. Солженицына, который утверждает: «Политическая жизнь — совсем не главный вид жизнедеятельности человека... Чем размашистей идет в стране политическая жизнь, тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав, человек нуждается в том, чтобы отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств»?

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

5 вариант

1.Понятие, функции и структура политической системы общества

2.Установите взаимосвязь понятий политическая система, государство, политическая партия.

3. Может ли, на Ваш взгляд политика основываться на нравственных нормах, сформулированных в заповедях Христа из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас. Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку... Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете»? Приведите аргументы в пользу того или иного варианта ответа.

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

6 вариант

1. Понятие, черты политического режима

2. Установите взаимосвязь понятий политика государство, экономика

3. Какое определение власти, на ваш взгляд, ближе к истине:

а) «Могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимо блага» (Т. Гоббс);

б) «Власть — не средство; она — цель... Власть состоит в том, ` чтобы причинять боль и унижать» (Дж. Оруэлл);

в) «Власть может быть определена как реализация намеченных целей» (Б. Рассел);

г) «Политическая власть, в собственном смысле слова, это — организованное насилие одного класса для подавления другого (В. И. Ленин)?

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

7 вариант

1. Понятие, черты, функции государства

2. Установите взаимосвязь понятий политическая власть, легитимность власти, рационально-легальное и традиционное господство.

3. Как вы думаете, справедливо ли следующее утверждение О. Тоффлера о власти: «Многочисленные злоупотребления властью придали этому понятию несколько негативный оттенок, хотя власть как таковая совершенно нейтральна. Она представляет собой неизбежный атрибут человеческих взаимоотношений повсеместно обнаруживая своё влияние: в сексуальных отношениях, в трудовой деятельности, при передвижениях по городу, просмотре телепередач и даже в планах и мечтах? В чем, на ваш взгляд, прав, а в чем не прав социолог?

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

8 вариант

1. Субъекты политики

2. Как соотносятся мораль и политика? Может ли политика быть «моральной»

3. Категория «политическая власть» имеет ряд родственных или близких понятий, например, влияние, контроль, авторитет, доминирование и т.д. Учитывая это, родоначальник бихевиоризма Ч. Мэрриам еще в 1934 г. писал: «В семье власти явно насчитывается больше одного члена, и важно понять поэтому взаимоотношения между ее отдельными сочленами. Политическая власть даже не может претендовать на старшинство в этой компании, хотя и предъявляет часто свои права на закрепление титулом превосходство. Братья и сестры столь многочисленны и агрессивны, что в каждый момент они могут объединиться против обладателя короны и если они это сделают, то царствование высшего авторитета может быть поставлено под угрозу». Кто же, на ваш взгляд, эти «братья и сёстры», которые могут ограничить официальную власть государства?

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.К какому типу политических систем их можно отнести?                                      

 

Тестовые задания

1. Воспитательная функция политики заключается в (во) ...

1. Политическом образовании общества

2. Духовном совершенствовании человека

3. Влиянии на поведение людей, приобщении их к политическому участию

4. Стимулировании граждан к трудовой деятельности

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

2. Социальная политика государства направлена на ...

1. Воспроизводство социальных ресурсов, обеспечивающих поддержку власти

2. Обеспечение внутренней безопасности страны

3. Защиту национальных интересов и суверенитета

4. Формирование коммуникативной среды общества

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

3. Политический статус личности в государстве характеризуется правом ...

1. Избирать и быть избранным в органы власти

2. На благополучную окружающую среду

3. На выбор места жительства

4. Владение частной собственностью

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

4. Категория «политическое» выражает ...

1. Все общественное

2. Все, что связано с деятельностью человека

3. Политические связи, отношения и процессы

4. Оценку поведения личности

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

5. Слово «политика» в переводе с греческого означает ...

1. Власть народа и государства

2. Общественный интерес

3. Общее дело власти

4. Искусство управления государством

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

6. Политика как особая сфера общественной жизни обладает свойством ...

1. Субъективизма 2. Инновационности 3. Универсальности 4. Коммуникативности

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

Что такое политология?

1. Наука об обществе, о системе общественных отношений

2. Наука о социальной деятельности людей

3. Наука о закономерностях политики и политической деятельности людей

4. Наука о принципах руководства государством и обществом

5. Наука о политической борьбе

13. Мыслитель эпохи Возрождения, автор трактата «Государь»:

1. М. Мюнцер 2. Н. Макиавелли 3. Т. Мор 4. Ж.-Ж. Руссо

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

14. Идея о трех типах легитимного господства принадлежит ...

1. М. Веберу 2. Дж. Локку  3. К. Марксу  4. Т. Гоббсу

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

15. Философ, политик, основоположник политической идеологии либерализма – это ...

1. Т. Мор    2. Дж. Локк  3. Т. Гоббс. 4. К. Маркс

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

16. Кому из политических мыслителей принадлежат слова. «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе ка­чества льва и лисицы»?

1. Т. Гоббсу   2. Ф. Ницше 3. Дж. Локку     4. Н. Макиавелли

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

Власть -это

1. Обладание ресурсами

2. Способность и возможность влиять на поведение людей

3. Преобразовательная деятельность

4. Социальная деятельность

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

2. Признаком политической власти является ...

1. Делегирование властных полномочий «снизу» «вверх»

2. Использование механизмов организованного принуждения

3. Авторитет носителей властных полномочий

4. Опора на освященные обычаи и нормы

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

3. Системный и структурно-функциональный подходы к исследованию политической системы связывают с именами ...

1. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса

2. О. Тоффлера, Е. Масуда

3. Д. Белла, Р. Арона, 3. Бжезинского

4. Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

4. В типологии легитимного господства по М. Веберу выделяют __________ легитимность.

1. Традиционную, рациональную, харизматическую

2. Тоталитарную, авторитарную, демократическую

3. Эволюционную, революционную, реформаторскую

4. Выборную и бюрократическую

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

5. «Совокупность приемов и методов осуществления власти и достижения политических целей» – это определение ...

1. Политической системы 2. Политической коммуникации

3. Политического режима 4. Политической власти

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

6. Тоталитарный режим власти характеризуется ...

1. Наличием легальной оппозиции и свободы слова

2. Значительным ограничением прав и свобод личности

3. Провозглашением народа источником власти

4. Плюрализмом и многопартийностью

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

7. Теория происхождения государства, согласно которой оно является результатом проявления божественной воли, называется ...

1. Теологической 2. Библейской 3. Духовной  4. Христианской

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

8. К институтам гражданского общества относятся ...

1.Общественные организации 2. Законодательные органы

3. Политические институты 4. Судебные органы

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

9. Тип легитимности политической власти, основанной на вере в исключительные качества и особые способности политического лидера, называется ...

1. Харизматический 2. Традиционный 3. Рациональный 4. Бюрократический

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

10. Основным отличительным признаком политической партии является (ются) ...

1. Притязание на политическую власть, борьба за власть

2. Наличие программы и устава

3. Опора на социальную базу

4. Принцип демократического централизма

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

11. Функция партии, связанная с задачами завоевания, удержания и использования власти, называется ...

1. Организационно-интегративной 2. Политико-волевой

3. Идеологической 4. Культурно-воспитательной

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

12. Политическое рекрутирование – это ...

1. Избрание в выборные органы власти

2. Разделение общества на привилегированное меньшинство и пассивное большинство

3. Вовлечение людей в активную политическую жизнь

4. Использование власти для получения социальных привилегий

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

13. Группа, непосредственно обладающая властью в государстве, характеризуется как ...

1. Партия 2. Лобби 3. Правящая элита 4. Лидеры мнений

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

14. Быстрая реакция на общественные проблемы и эффективные действия в экстремальных ситуациях характерны для лидера– ...

1. «Знаменосца» 2. «Торговца»   3. «Пожарного»       4. «Служителя»

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

15. Эффективность власти в государстве – это ...

1. Ее способность обеспечивать стабильность в обществе

2. Возможность устанавливать юридические нормы

3. Установление отношений господства и подчинения

4. Овладение ресурсами

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

16. В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают ...

1. Демократические, авторитарные, тоталитарные

2. Федеративные, конфедеративные, унитарные

3. Монархические, республиканские

4. Открытые, закрытые

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

17. Патриархальная теория происхождения государства была предложена ...

1. Платоном 2. Аристотелем 3. Ф. Аквинским       4. Августином

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

18. Формой правления НЕ является ...

1. Республика 2. Монархия 3. Федерация 4. Абсолютизм

5. Демократизм

19. Одним из направлений формирования гражданского общества в России является ...

1. Абсолютизация свободы по принципу «все, что хочу – можно»

2. Стабилизация общества на основе гражданского мира

3. Развитие государственного контроля над обществом и личностью

Примерный перечень тем эссе

1.Классификация политики и её взаимосвязь с другими формами общественного сознания.

2.Политика и мораль. Соотношение целей и средств  в политике.

3.Взаимосвязь политики и экономики.

4.Дайте оценку идеологии экономического развития современной России.

5.Каким образом можно истолковать распространённое выражение «политика как наука и искусство»

6.Экономика и социальная политика: особенности взаимодействия.

7.Национальная политика в Российской Федерации.

8.Политика и религия: модели взаимодействия и реальность.

9.Можно ли Россию отнести к великим державам современного мира?

10.Утрачено ли влияние этно-конфессиональных  факторов на геополитику?

12.Военная политика в современном мире: цели и средства.

13.Какая власть должна быть в России?

14.Общество и власть: взаимодействие или отчуждение?

15.Сложилась ли в современной России партийная идентификация населения?

16.Проблемы легитимности и отчуждения политического представительства интересов общества.

17. Согласны ли вы с тезисом : СМИ в политике как «четвёртая власть»?

18.Российская политическая система: особенности формирования и функционирования.

19. Основы легитимной власти в современной России.

20. Выявите способы легитимации политической власти в современной России

21. Демократия в России: достижения и проблемы.

22.Система ценностей в  политических культур Востока и Запада.

 23.С.Хантингтон «Столкновение цивилизаций»: современный комментарий.

24.Ф.Фукуяма «Конец истории»: современный комментарий.

25.Соответствует ли реальности конституционный принцип правового государства в современной России.

26.Внутренняя и внешняя политика : приоритеты и результаты.

27. Оценка состояния гражданского общества в России.

28.Современные модели института президентства.

29.Кого и как выбирают в президенты?

30.Сущность бюрократии и бюрократизма.

31.Человеческое измерение политики: понятие и реальность.

(на примере страны по выбору).

32.Женщина в политике: иллюзии и реальность.

33.Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика.

34. Ваше место в политике современной России: возможности и реальность.

35.Политический лидер: человек, личность (на конкретном примере).

36. Президент РФ Путин В.В. и Россия: прогноз на 2018 год.

37.Особенности эволюции российской политической элиты.

38.Механизм реализации политических интересов.

39.Политическая психология лидера, элиты и социальных групп: общее и особенности.

40.Россия: смена политического режима

41.Особенности политической социализации в современной России.

42.Современная российская и советская политические системы: что объединяет, в чём отличие.

43.Особенности российской политической системы

44.Характеристика партийной системы современной России

45.Функции групп интересов и методы воздействия на власть

46.Сущность и основные признаки политических партий

48.Политическая элита современной России

49.Политика и социальное государство

50. Охарактеризуйте основные принципы правового государства

51. Основные этапы и содержание избирательной кампании

52. Характеристика избирательной системы современной России

53.Основные принципы избирательного права

54. Основания для признания выборов демократическими

55. Взаимосвязь личности и политики в России

56.Понятие, типы и стадии политической социализации личности

57.Охарактеризуйте основные типы личности в политике

58.Факторы, влияющие на политическое поведение личности

59.Основные характеристики полиархии.

60.Понятие демократии и основные модели (раскрыть одну из них)

61.Меритократия и демократия: сравнительный анализ

62.Основные тенденции развития политического лидерства

63.Типология политических лидеров по разным основаниям. Какая типология является, по вашему мнению, оптимальной и почему?

64. Принцип разделения властей: теория и практика

65. Организованные и стихийные формы политического поведения

66.Перспективы обогащения российской политической культуры западными ценностями и нормами политической жизни

67. Культурные факторы в политической деятельности государства, партии, индивида

68. Сущность и основные структурные элементы политической культуры

69. Отличие политической социализации современной молодёжи от аналогичных процессов в 1970-1990 годов

70.Политические ценности в политическом сознании россиян

71.Идеологическая ситуация в современной России

72. Место России в меняющейся политической структуре мира

73.Действительно ли мир периода холодной войны был стабильнее и в этом смысле более безопасным?

74. Пути формирования политической культуры личности и общества в современной России

75.Политические мифы и утопии: сущность и предназначение в процессе осуществления власти

                Процедура оценивания знаний студента на занятии

Доклады и презентации оцениваются по критериям: раскрытие содержания темы, логичность, аргументированность, использование научной и учебной литературы, информационных баз данных, аргументированность и полнота ответов на вопросы. Анализ конкретных случаев с использованием абсолютных и относительных показателей политического и социально-экономического развития стран, выявление «лучших практик» и умение выделить положительные примеры для применения в РФ оцениваются по 5-ти балльной шкале по критериям: точность, полнота, глубина анализа, сравнения, безошибочность расчетов. Полученные баллы суммируются к зачету.

При проведении процедуры оценивания знаний студентов с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства;

При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на выполнение заданий.

Инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, устно с использованием услуг сурдопереводчика).

Доступная форма предоставления заданий оценочных средств: в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода).

Доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, с использованием услуг ассистента, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.

Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием элементов дистанционных образовательных технологий.

​ 7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1. Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины

Перечень компетенций и их структура в виде знаний, умений и владений содержится в разделе 2 «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы».

Уметь:

понимать тенденции современного политического процесса, выявлять проблемы, устанавливать причинно-следственные связи

-

Знать только основной материал, допустимы неточности в ответе на теоретические вопросы по дисциплине, нарушение логической последовательности в изложении программного материала; Уметь провести элементарный анализ одного из направлений политики на основе заданных критериев оценки; затруднения в обобщении и аргументации выводов. Пороговый уровень Знать основные категории политики, методы политологического исследования, логически стройно раскрывать вопросы по теории и практике политики;  Уметь применять политическую теорию для анализа властных отношений в реальной практике, выделять существенные положения в политических документах, выбирать конкретные методы решения ситуационных задач; формулировать выводы. Владеть навыками систематизации отечественных и зарубежных информационных источников, их отбора с целью подготовки сообщений по политическим вопросам; - системного подхода к анализу социально-экономических, политических и профессиональных вопросов;   Допустимы несущественные неточности в знании и владении понятийным аппаратом, методологии исследования мира политики, выполнении практических заданий. Продвинутый уровень Знать глубоко содержание дисциплины, логически стройно раскрывать вопросы по теории и практике; Уметь применять политологические категории и исследовательские методы для анализа событий, отношений в реальной политике, свободно решать ситуационные социально-экономические задачи, комментировать и оценивать политические документы, решения; делать аргументированные выводы, формулировать и отстаивать свою позицию. Владеть: навыками системного подхода к исследованию и объяснению событий, отношений в мире политики, экономики и права. Высокий уровень

Знать

-содержание основных категорий политики, тенденции современного политического процесса;

- сущность политики и власти, роль и место основных субъектов политической жизни в современном обществе;

Уметь:

- использовать философские, эмпирические и логические методы при анализе социально-экономических и политических вопросов;

- анализировать и оценивать события и процессы, социально-значимые проблемы, решения, принимаемые в политике;

- определять отношение к ним с учётом личных и групповых интересов;

- прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- выбирать легитимные способы поведения;

- рационально выстраивать работу по сбору необходимой для анализа информации

Владеть:

навыками:

 -системного подхода к анализу проблем общества в целом и политики в частности;

 -использования знаний основ теории политики для понимания её основных направлений в современной России;

-систематизации отечественных и зарубежных информационных источников;

-пониманием взаимосвязи политики и экономики, политики и идеологии, политики и культуры;

Знать только основной материал, допустимы неточности в ответе на вопросы по теории и методологии прикладных исследований, нарушение логической последовательности в изложении программного вопроса.  Уметь провести элементарный анализ социально-политической ситуации, на основе заданных алгоритмов действий, затруднения в обобщении и аргументации выводов. Пороговый уровень Знать содержание дисциплины, логически стройно раскрывать вопросы по теории и методологии политологического исследования. Уметь применять политическую теорию для анализа событий, властных отношений в реальной практике, выделять существенные положения в политических документах, выбирать конкретные методы решения ситуационных задач аргументировать личную позицию. Владеть навыками систематизации отечественных и зарубежных информационных источников, их отбора с целью подготовки обзоров политических и социально-экономических событий за определённый период. Допустимы незначительные неточности в знании и владении понятийным аппаратом, выполнении практических заданий. Продвинутый уровень Знать содержание дисциплины, логически стройно раскрывать вопросы по теории и практике политической жизни; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и аргументировать выводы. Уметь применять политологические категории для анализа событий, отношений в реальной политике, свободно решать ситуационные социально-экономические задачи, комментировать политические документы, аргументировано оценивать политические решении, делать прогнозы, формулировать риски. Владеть навыками системного подхода к исследованию мира политики и современными технологиями реализации политических решений. Высокий уровень

ВОПРОСЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) "О референдуме Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 14.07.2015) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О выборах Президента Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 23.05.2015) "О политических партиях"

6. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

7.Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248

 

Основная литература:

8.Политология [Электронный ресурс]: учебник / под общ. ред. А.Г. Грязновой; Финансовая Академия при Правительстве РФ.  М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 396 с. http://znanium.com/

9.Политология [Электронный ресурс]: учебник / под общ. ред. Я.А. Пляйса, С.В. Расторгуева. М.: ИНФРА-М, 2018. 366 с. http://znanium.com/

Дополнительная литература

10.Зеленков М.Ю. Политология: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2017. 340 с.

11.Политология: учебник и практикум / под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2016. 400 с.

12.Гаджиев К.С. Геополитика [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2018. 376 с. www.biblio-online.ru

13.Мухаев Р.Т. Политология [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / Р.Т. Мухаев. - 5-е изд., перераб. И доп.- М.: Юрайт, 2014. - 700 с.- (Бакалавр. Академический курс). - Режим доступа:http:// www.biblio-online.ru

14.Политология [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. В. М. Капицына, В. К. Мокшина, С. Г. Новгородцевой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 596 с. - Режим доступа: http://znanium.com/

9.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1.Информационно-аналитические материалы Государственной Думы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iam.duma.gov.ru/

2.Информационно-образовательный портал Финуниверситета https://portal.fa.ru/CoreAccount/LogOn?MenuId=LogOn.

3.Политика и экономика, как общественные явления// Диалектика взаимосвязи экономики и политики [Электронный ресурс]:

https://m.vuzlit.ru/914072/dialektika_vzaimosvyazi_ekonomiki_politiki

4.Росстат [Электронный ресурс]:

http :// www . gks . ru / bgd / free / b 04_03/ IssWWW . exe / Stg / d 02/127. htm

5.Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru).

6.Справочная правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

7..Электронно-библиотечная система Znanium http://www.znanium.com

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

10.Методические рекомендации

по выполнению различных форм самостоятельной работы

Основная цель самостоятельной работы студента при изучении дисциплины – закрепить теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий, а также сформировать практические навыки работы в соответствии с компетенциями, содержащимися в учебной программе. Самостоятельная работа студента в процессе освоения дисциплины «Теория политики» включает в себя:

-подготовку к семинарским занятиям;

-работу с электронными учебными ресурсами Интернет-репозитория;

-изучение основной и дополнительной литературы по дисциплине;

-написание эссе (очная форма обучения), контрольной работы (заочная форма обучения);

-выполнение тестов;

-участие в научно-практических конференциях и публикации своих научных материалов;

- подготовка к зачету.

Для успешного освоения дисциплины «Теория политики» нужно изучать учебную литературу, дополнительную литературу, а также самостоятельно постоянно искать новые источники учебной информации. Представляется, целесообразным регулярно знакомиться с содержанием общественно-политических журналов по политико-правовой тематике, публикациями в СМИ, чтобы полнее понимать политические проблемы современного российского общества.

Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк. Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово, о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

 Эссе – краткое изложение собственной позиции, собственных размышлений или собственной точки зрения по какой- либо проблеме. Оно может не включать обзора точек зрения других авторов по данной проблеме, но при сопоставлении собственного видения проблемы с другими позициями, эти оценки в очень краткой форме могут присутствовать. Стандартная форма эссе:

название темы (проблемы) – изложение собственного видения проблемы автором (может включать 1–3 вопроса) – выводы автора, краткий список использованной литературы (если есть ссылки на другие позиции). Объем эссе – 3–10 страниц.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Например, «Возможна ли демократия на современном этапе развития общества?»

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе:

Титульный лист;

Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», « Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.

Хорошо проверенный способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

 

Методические рекомендации

Кафедра «Философия, история и право»

                                                                                 утверждаю

                                                                                          Директор филиала

______Г.В. Кузнецов

«31» августа 2017 г.

Актуализировано в 2018 г.

В.И.Баринова

Теория политики

Рабочая программа дисциплины

для студентов, обучающихся по направлениям:

Экономика»

Дата: 2019-02-25, просмотров: 289.