Составляющие корпоративной социальной ответственности: отношения с местным сообществом, экономическая ответственность, экологическая ответственность, ответственность перед персоналом, права человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Корпоративная социальная ответственность включает следующие составляющие: отношения с местным сообществом, экономическая ответственность, экологическая ответственность, ответственность перед персоналом, права человека.

Отношения с местным сообществом включает взаимодействие компании и отношения с ближним окружением компании в виде местных жителей, местных органов власти, органов регулирования. Реализация поведения компании, ожидаемого от нее обществом.

 Экономическая ответственность.

Сторонники концепции корпоративной ответственности полагают, что цель любой экономической системы – дальнейший рост благосостояния общества. Поэтому в развитых странах роль бизнеса не должна ограничиваться только извлечением прибыли и ростом собственной эффективности в интересах владельцев и акционеров. Если концепция корпоративной ответственности действительно разделяется компаниями и претворяется в жизнь (в повседневных действиях и бизнес-процессах), это изменяет характер рынков, на которых они работают, и создает предпосылки для будущего благополучия. В этом смысле бизнес фактически заботится и о собственном выживании, потому что отчасти формирует условия, в которых ему предстоит работать.

Бизнес естественным образом воспринимается в обществе в качестве основного драйвера экономического развития в глобальной экономике. Поэтому выбор, который делают сегодня компании, и принимаемые ими решения фактически формируют наше будущее с точки зрения экологических и социальных последствий.

Экономическая составляющая социальной ответственности (или деятельности в целях устойчивого развития) касается многих аспектов:

- направление и характер инвестиций;

- цепочки поставок;

- характер использования трудовых ресурсов;

- научные исследования, которые заказываются или финансируются компаниями в интересах развития бизнеса;

- обращение с ресурсами и материалами, которые используются для производства конечных продуктов;

- правила ведения бизнеса и деловых отношений (честная торговля) и многое другое.

Экономическое воздействие компаний формирует качество жизни местных сообществ.

Экологическая ответственность

70-е гг. XX столетия были ознаменованы докладом Д. Медоуза Римскому клубу на тему «Пределы роста», где были представлены апокалипсические прогнозы изменения окружающей среды и будущего человеческой цивилизации. По результатам исследований получалось, что жить полноценной жизнью человечеству осталось десятки лет, а затем наступит коллапс: истощение почвенных ресурсов приведет к неспособности обеспечить народонаселение планеты достаточным количеством продуктов питания, загрязнение природной среды – к необратимым последствиям для здоровья людей и т.д. Стало очевидно, что без внедрения такого понятия как экологическая ответственность во все сферы жизни общества экологический кризис (вплоть до экологической катастрофы) на Земле не предотвратить.

К экологической ответственности в России компании стимулирует также ряд факторов: природоохранное законодательство, наличие добровольных международных стандартов экологического менеджмента, наличие на рынке современных экологичных и одновременно экономически выгодных технологий.

На уровне отдельной компании ее экологическая ответственность проявляется так: компания соблюдает природоохранное законодательство (проводит государственную экологическую экспертизу новых объектов, осуществляет мониторинг и оценку воздействия в сравнении с законодательно установленными нормативами, внедряет наилучшие имеющиеся технологии и т.д.), компания имеет стратегию в области охраны окружающей среды, в системе менеджмента присутствуют элементы, позволяющие учитывать экологические аспекты деятельности (отслеживание научных исследований в области охраны окружающей среды, появление новых экологичных технологий и решений).

Как правило, вступая на «путь экологической ответственности», компания начинает с внедрения одного или нескольких перечисленных элементов, но по мере возможности постепенно реализует все из них.

Экологическая ответственность компаний является необходимым условием выживания людей. Именно поэтому она является важным аспектом корпоративной ответственности.

Ответственность перед персоналом

Работники являются основным активом, от которого во многом зависит экономический успех бизнеса. Предусмотрительное управление этим активом является основной задачей компаний.

Довольно широкий спектр вопросов в отношениях работодателей и работников регулируется нормами национального законодательства и международно признанными документами. Однако всегда остаются вопросы, которые не имеют однозначной законодательной трактовки или вообще лежат вне плоскости нормативного регулирования и поэтому остаются в ведении компаний. Это именно та область, в которой компания может оказывать существенное влияние, формируя социальный климат в обществе.

В общем виде содержание корпоративной ответственности перед персоналом включает следующие основные аспекты:

- отсутствие дискриминации в практике найма на работу и карьерного продвижения;

- обеспечение защиты жизни и здоровья работников;

- достойное вознаграждение за труд, включая систему оплаты труда и меры социальной поддержки;

- внятная система взаимодействия с работниками как основными стейкхолдерами любой компании;

- обеспечение для работников возможности повышения квалификации, постоянного обучения, что повышает их конкурентоспособность, снижает зависимость от одного работодателя;

- уважение семейных обязанностей работников, включая гибкую систему занятости и отпусков;

- обоснованные меры, дающие возможность трудовой самореализации представителям уязвимых групп, таких как коренные представители местных сообществ, мигранты, инвалиды и др.;

- участие в решении вопросов, связанных с молодежной или женской безработицей.

Этот подход отражает одну из ключевых тенденций последнего времени: ответственное отношение к сотрудникам и эффективное управление персоналом предусматривают их всестороннее вовлечение в процесс развития организации.

Права человека

Понятия "права человека" и "бизнес" стоят в одном ряду сравнительно недавно. Но скорость, с которой происходило сближение двух сфер, оказалась действительно большой – совпало сразу несколько тенденций. Экономика стала глобальной, и вопросы международной торговли приобрели мировое значение. За пару десятилетий произошла революция в области информационных технологий, и объемы коммуникации, информационных связей возросли до небывалого уровня. Потребители тоже изменились, стали активнее и востребованнее в вопросах трудовой политики компаний-производителей и их подотчетности. Это обеспечило актуализацию и повышение значимости соблюдения прав человека в деятельности компаний. И вот в 90-е годы предпринимательский мир заговорил о необходимости развивать «человеческое измерение» своей работы и чувство корпоративной социальной ответственности. Было принято достаточно много международных договоров о защите прав человека.

Существует три уровня корпоративной ответственности по правам человека:

1) обязательства по соблюдению прав на локальном уровне в отношении непосредственных участников бизнес-операций (персонал, бизнес-партнеры, клиенты, жители и пр.);

2) обязательства не нарушать права на локальном и национальном уровнях (что может происходить вследствие работы с подрядчиками и поставщиками, нарушающими права человека);

3) обязательства по соблюдению прав при работе в других странах (где правительства могут участвовать в массовых нарушениях прав человека).

Компании, по меньшей мере, должны делать все от них зависящее, чтобы не нарушать права человека ни прямо, ни косвенно.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 253.