Социальная ответственность бизнеса – экономические, политические, экологические, социальные аспекты. Модель А. Кэролла. Бизнес и общество — взаимодействие, этика бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основное внимание при реализации социально ответственного поведения уделяется трем направлениям:

 — экономическая деятельность (устойчивый рост и производство качественной продукции, легальность зарплаты, налогов, пенсионных отчислений, социальных выплат, пожертвования, благотворительность);

 — экологическая деятельность (защита и возобновление ресурсов природной среды);

 — социальная деятельность (активная социальная политика, организация и безопасность труда, соблюдение прав работников).

Модель взаимодействия бизнеса и общества – очень сложная система. Не только российский, но и мировой опыт показывает, что бизнес проходит несколько стадий позиционирования в обществе. Их как минимум три:

- первоначального накопления - ”война всех против всех” за удержание и расширение захваченного. Победители претендуют (по праву сильнейшего) на распоряжение ресурсами, управление более слабыми, льготы, преференции и уважение общества;

- самооправдания бизнеса перед обществом. Поскольку собственникам, как воздух, необходимо признание государства и граждан, развиваются спонсорство, патронаж, благотворительность, предпринимаются попытки разъяснения целей бизнеса, перспектив его развития. Постепенно созревает понимание, что дело бизнеса - не благотворительность, а системные социальные инвестиции;

- социального партнерства, когда бизнес, переходит от самооправдания к развитию конструктивных социальных связей со всеми субъектами социальной среды.

Вектор движения бизнеса очевиден - к развитию полноценных общественных связей, социальному партнерству.

Таким образом, рождается понятие этика бизнеса, которое представляет собой систему моральных принципов, которая обязывает осуществлять правильное экономическое и социальное поведение.

В процессе развития каждая компания поневоле сталкивается с дилеммой экономической эффективности и общественного блага. В целях экономической эффективности компании, конечно, выгодно вести оценку всех своих действий и решений с позиций финансовой выгоды, но данный подход очень быстро вводит компанию в сферу постоянных конфликтов с обществом. Поэтому компании со временем понимают, что этичное поведение в отношении общества необходимо, иначе компания потеряет клиентов, доверие государства и партнеров. А так как любая компания – это открытая система, то в целях выживания, самосохранения, ей необходимо смотреть на свою деятельность с позиции общества, выстраивать позитивные отношения с ним.

Большую роль в этом играют собственники и топ-менеджеры. Насколько глубоко они понимают значимость формирования доброжелательных отношений с социумом, настолько полно и глубоко в своей деятельности они будут уделять этому внимание, особенно эффективно это скажется на деятельности компании в будущем.

Известный американский исследователь А. Керолл, предложил модель, в которой корпоративная социальная ответственность являет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в форме пирамиды. Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль.

Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, фиксированным в правовых нормах.

Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали.

Филантропическая ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.   

Эта теория получила широкое распространение.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 298.