Основное внимание при реализации социально ответственного поведения уделяется трем направлениям:
— экономическая деятельность (устойчивый рост и производство качественной продукции, легальность зарплаты, налогов, пенсионных отчислений, социальных выплат, пожертвования, благотворительность);
— экологическая деятельность (защита и возобновление ресурсов природной среды);
— социальная деятельность (активная социальная политика, организация и безопасность труда, соблюдение прав работников).
Модель взаимодействия бизнеса и общества – очень сложная система. Не только российский, но и мировой опыт показывает, что бизнес проходит несколько стадий позиционирования в обществе. Их как минимум три:
- первоначального накопления - ”война всех против всех” за удержание и расширение захваченного. Победители претендуют (по праву сильнейшего) на распоряжение ресурсами, управление более слабыми, льготы, преференции и уважение общества;
- самооправдания бизнеса перед обществом. Поскольку собственникам, как воздух, необходимо признание государства и граждан, развиваются спонсорство, патронаж, благотворительность, предпринимаются попытки разъяснения целей бизнеса, перспектив его развития. Постепенно созревает понимание, что дело бизнеса - не благотворительность, а системные социальные инвестиции;
- социального партнерства, когда бизнес, переходит от самооправдания к развитию конструктивных социальных связей со всеми субъектами социальной среды.
Вектор движения бизнеса очевиден - к развитию полноценных общественных связей, социальному партнерству.
Таким образом, рождается понятие этика бизнеса, которое представляет собой систему моральных принципов, которая обязывает осуществлять правильное экономическое и социальное поведение.
В процессе развития каждая компания поневоле сталкивается с дилеммой экономической эффективности и общественного блага. В целях экономической эффективности компании, конечно, выгодно вести оценку всех своих действий и решений с позиций финансовой выгоды, но данный подход очень быстро вводит компанию в сферу постоянных конфликтов с обществом. Поэтому компании со временем понимают, что этичное поведение в отношении общества необходимо, иначе компания потеряет клиентов, доверие государства и партнеров. А так как любая компания – это открытая система, то в целях выживания, самосохранения, ей необходимо смотреть на свою деятельность с позиции общества, выстраивать позитивные отношения с ним.
Большую роль в этом играют собственники и топ-менеджеры. Насколько глубоко они понимают значимость формирования доброжелательных отношений с социумом, настолько полно и глубоко в своей деятельности они будут уделять этому внимание, особенно эффективно это скажется на деятельности компании в будущем.
Известный американский исследователь А. Керолл, предложил модель, в которой корпоративная социальная ответственность являет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в форме пирамиды. Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль.
Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, фиксированным в правовых нормах.
Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали.
Филантропическая ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.
Эта теория получила широкое распространение.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 321.