Нефинансовая отчетность, виды отчетов. Организация процесса отчетности. Отчетность по социальным объектам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социальный отчет – это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своей миссии или стратегических планах цели экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

Почти за 40 лет развития нефинансовой отчетности в мире появилось очень много видов отчетов. Компания или организация, начинающая процесс отчетности, совершенно свободна в выборе типа отчета, основываясь исключительно на внутренних возможностях представления информации, а также на творческой концепции, которую она собирается использовать при подготовке документа.

В исследованиях нефинансовых отчетов, которые проводятся в разных странах, эксперты обычно применяют следующую классификацию.

Типы отчетов по комплексности содержания. 

Комплексный отчет - наиболее полный по содержанию. Он должен раскрывать информацию о деятельности в трех областях: экономической, социальной и экологической (по триединому итогу). Тем не менее, отчитывающаяся организация может сознательно ограничить круг тем, которые она намерена представить в отчете. В этом случае получаются тематические документы.

Комплексные отчеты также сопровождаются разнообразными подзаголовками, указывающими на тип документа: «о корпоративном (или глобальном) гражданстве», «о (корпоративной) социальной ответственности», «об устойчивом развитии», «о корпоративной ответственности и устойчивом развитии» и т.д. Несмотря на то, что, как правило, все эти определения составлены из пяти слов, имеющих отношение к концепции корпоративной ответственности, эти комбинации значимые и часто указывают на индивидуальную трактовку компанией этого базового понятия.

Экономический отчет представляет сведения о финансовых затратах на социальную политику предприятия и некоторые расчеты по их эффективности. Он также нацелен на раскрытие вклада компании в развитие национальной экономики и на описание ее экономической стратегии развития. В этом разделе среди основных показателей можно встретить данные отчета о прибылях и убытках, размеры инвестиций в интеллектуальный капитал, внутренние и внешние социальные программы, результаты оценки удовлетворенности потребителей, сведения о качестве продукции.

Экологический отчет. С этих отчетов начиналась история нефинансовой отчетности. До конца 1990-х годов подавляющее большинство отчетов были посвящены именно анализу экологических последствий деятельности компаний, а также тем мерам, которые они принимают для снижения негативного воздействия на окружающую среду. По мере развития методологии отчетности экологические темы стали лишь частью комплексных отчетов. Однако до сих пор некоторые компании продолжают публиковать только экологические отчеты.

Экологический отчет направлен на раскрытие информации о защите окружающей среды, применяемых компанией технологиях для поддержания экологического баланса. В этом разделе представлены показатели потребления энергии, водных и прочих ресурсов, данные о выбросах различных категорий загрязняющих веществ.

Социальный отчет. К этому типу отчетов обычно относят самые разнообразные документы. В тех случаях, когда компания определяет свой отчет как социальный, читатель может найти в нем информацию о благотворительных программах и акциях компании, о программах партнерства на территориях присутствия, о системе работы с персоналом, о программах в области охраны труда и промышленной безопасности, о работе с потребителями и т.д. Причем в отчете может оказаться как одно из перечисленных направлений, так и все сразу. Целью составления социального раздела отчетности является сделать достоянием общественности вклад компании в охрану труда и здоровья персонала, описание социальных программ помощи населению, в которых приняла участие компания, доказательство соблюдения ею прав человека. Основные показатели данного раздела описывают существующие на предприятии правила управления персоналом, корпоративный кодекс фирмы, отношения компании с населением.

Существует великое множество комбинаций этих двух типов отчетов, например «социальный и экологический», «экологический и этический», «экологический и в области охраны труда и здоровья», «об экологии и взаимодействии с местным сообществом», «об инвестициях в сообщество» и просто «общественный отчет » или «отчет для общества». В подавляющем большинстве случаев, определяя, таким образом, тип отчета, компании не ставят перед собой коммуникативной задачи; это либо «свернутое» до одного-двух слов содержание отчета, либо сигнал о том, что применялось определенное руководство по отчетности.

Существует еще одна классификация отчетов:

- отчет в свободной форме;

- комплексный отчет по методу тройного итога (Triple Bottom-line);

- стандартизированный отчет (АА 1000, 8А 8000, СК.1 и т.д.).

В свободной форме. Отчет в свободной форме имеет свои достоинства и недостатки. К явным достоинствам можно отнести простоту его подготовки: в этом случае не потребуется следовать критериям отбора информации и выдерживать форматы представления данных, «изобретенные» кем-то другим. К столь же очевидным недостаткам можно отнести трудно преодолимый риск оказаться несовременным, остаться за пределами актуальных тем, которые обсуждаются по проблемам корпоративной социальной ответственности в экспертном и бизнес-сообществе.

Однако, если отчет не адресован широкой публике (т.е. «работает» в большей степени не на принцип открытости, а на принцип подотчетности перед какой-то определенной аудиторией), свободный формат, скорее всего, неизбежен, так как вопросы, требующие обсуждения, могут быть не совместимы ни с одним из существующих руководств.

Переход компании на предоставление отчетности в соответствии с тройным критерием увеличивает ее прозрачность, что, согласно теории корпоративных финансов, должно сказаться на снижении затрат на капитал. Именно изучению данного вопроса посвящена работа Бассена и Мейера. В своем исследовании авторы использовали трехстадийный анализ: исследование аналитиков и инвесторов коммунальных предприятий (онлайн-анкетирование), ранжирование данных компаний в соответствии с авторской точкой зрения, основанной на тройном критерии, а также корреляционный и многостадийный линейный регрессионный анализ. Авторы выявили ярко выраженное влияние корпоративной социальной отчетности на снижение рисков компании. В силу того что риск является основным параметром, влияющим на затраты на капитал компании, авторы заключили, что компании с социально ответственным поведением в состоянии снизить затраты на капитал.

Если в компании внедрены системы менеджмента в соответствии с аудируемыми стандартами (например, ISO 14001 или OHSAS), отчет может быть ориентирован на эти стандарты. Однако среди аудируемых стандартов нет такого, который бы охватывал все составляющие концепции социальной ответственности. Поэтому «стандартизированными» в основном называют те отчеты, которые подготовлены с использованием определенного руководства по отчетности.

Большинство крупных компаний уже перешло на ежегодный режим подготовки отчетов в соответствии с тем или иным признанным международным стандартом, в частности: GRI, AA 1000, SA 8000. Как и метод тройного итога, эти стандарты используют комплексный подход, но отличаются более высокими требованиями к сбору информации. В их основе лежат некоторые общие принципы:

- готовность компании учитывать, оценивать и обнародовать помимо основных, внеэкономические показатели своей деятельности;

- наличие комплексной стратегии развития компании, охватывающей экономические, социальные и экологические компоненты;

- выстраивание постоянного диалогового процесса со всеми группами заинтересованных сторон, учет их интересов и требований, предъявление им результатов отчетности;

- приверженность всех подразделений компании, а не только ее руководства, идеологии социальной отчетности.

Преимущества отчета в стандартизированной форме:

- более системный подход к подготовке рабочей информации,

- сравним с другими подготовленными по подобной технологии;

- признан в международном деловом сообществе;

- может быть учтен при присвоении социального рейтинга.

Нефинансовые отчеты должны иметь определенную целевую аудиторию. В зависимости от нее отчеты подразделяются на:

- внешние: такие отчеты адресованы, как правило, большим группам заинтересованных сторон, которые не имеют прямого отношения к компании. Эти документы предполагают широкую публичность и доступность, однако возможны и варианты (например, целевая рассылка только определенной группе стейкхолдеров);

- внутренние: у компании может возникнуть потребность обсудить свою деятельность не с обществом в целом, а, например, со своими работниками или поставщиками. Возможно, в этом случае содержание отчета будет носить достаточно камерный характер и включать вопросы, которые не интересны широкой публике или не предназначены для нее. В таком случае внутренний отчет распространяется целевым образом и может быть доступен только целевой аудитории.

Существуют и другие типологии отчетов, но они, как правило, применяются для специфических целей исследований или теоретических разработок.

Отчетность по КСО в его комплексном варианте следует рассматривать как прогрессивную форму стратегического менеджмента и корпоративной культуры, как важнейший инструмент капитализации и развития деловой репутации российских компаний. Использование отчетности по международным стандартам представляется наиболее целесообразным в условиях активизации выхода российского бизнеса на международные фондовые рынки. Опыт и практика внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России показывают, что любые промежуточные (смешанные) варианты отчетности лишь затягивают процессы рационализации управления в российском бизнесе и его скорейшей интеграции в мировую экономику. Одновременно внедрение российскими компаниями отчетности в соответствии с международными стандартами существенно повысит их конкурентоспособность на международных рынках.

Социальная отчетность нужна, чтобы:

- комплексно информировать широкую общественность об экономических, экологических и социальных результатах деятельности компании;

- осуществлять самооценку по этим трем направлениям;

- вести диалог со всеми группами заинтересованных сторон, выявлять их оценки и ожидания;

- предотвращать возможные обвинения;

- получать дополнительные конкурентные преимущества;

- укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, СМИ;

- создавать основу для разработки стратегии развития компании.

Организация процесса отчетности.

Процесс подготовки нефинансового отчета непрост, особенно если отчитывающаяся компания или организация большая, а опыт в этой области еще только предстоит наработать. Однако чем технологичнее будет этот процесс, тем большего количества трудностей удастся избежать.

Два момента, которые необходимо изучить, приступая к подготовке отчета: необходимость проведения диалогов со стейкхолдерами и проведения аудита отчета.

Вопрос необходимости для бизнеса ведения нефинансовой отчетности представляет собой достаточно серьезную проблему, ввиду того что проверить эмпирически влияние нефинансовой отчетности на деятельность компании крайне сложно.

Наиболее явная причинно-следственная связь, объясняющая привлекательность ведения нефинансовой отчетности для компаний, состоит в следующем. Ведение корпоративной социальной отчетности делает компанию более привлекательной для потребителей ввиду большей степени ее открытости, увеличивая тем самым и ее рентабельность. И несмотря на повышение затрат, необходимых на ведение нефинансовой отчетности, дополнительная прибыль превалирует.

 Подробнее преимущества корпоративной социальной отчетности рассматриваются следующим образом. Нефинансовая отчетность представляет собой эффективный механизм предоставления и раскрытия информации о своей социальной и экологической деятельности, о степени интеграции принципов корпоративной социальной ответственности в деятельность компании. Предоставление подобной отчетности позволяет продемонстрировать, как заявленные компанией миссия, видение, стратегические цели реализуются компанией посредством социально ответственной деятельности, результаты которой и представлены в отчете. Так, согласно Беббингтон и Грей, социальная и экологическая отчетность позволяют показать, как связана компания с таким понятием, как устойчивое развитие, и тем самым представляет собой не только «ворота из организации, но и ворота в нее». Однако ключевым преимуществом отчетности, по мнению Ассоциации менеджеров, является ее доступность не только менеджменту, но и всем заинтересованным лицам:

 • акционерам,

 • персоналу,

 • потребителям,

 • деловым партнерам и поставщикам, контрагентам,

 • сообществу (особенно государственным органам).

Доступность, таким образом, способствует развитию отношений между менеджментом компании и каждой из названных групп стейкхолдеров. Бесспорно, корпоративная социальная отчетность улучшает имидж, репутацию, узнаваемость бренда компании для всех групп. В силу того что репутация складывается из таких нематериальных активов, как доверие, надежность, качество, прозрачность, отношения с клиентами и материальными активами в виде инвестиций в человеческий капитал и окружающую среду, несоблюдение КСО может легко и существенно оказывать влияние на стоимость компании. Однако это не единственное преимущество введения корпоративной социальной ответственности. Так, регулярное предоставление нефинансовой отчетности повышает доверие к компании со стороны акционеров. Для персонала информация о достижениях компании в области КСО, которую он может почерпнуть из нефинансовой отчетности, увеличивает мотивацию. Более того, развитие корпоративной этики на всех уровнях персонала приводит к улучшению рабочей атмосферы, снижению разногласий в коллективе и, как следствие, к росту производительности. Доступность информации потенциальному новому персоналу в свою очередь не только способствует привлечению в компанию высококвалифицированных кадров, но и снижает издержки кадровой службы.

Ознакомление государственных органов с нефинансовой отчетностью увеличивает уверенность в компании, приводит к меньшему количеству судебных тяжб и более выгодным условиям функционирования.

Естественно, что ведение нефинансовой отчетности способствует и развитию отношений едва ли не с самой важной группой стейкхолдеров – инвесторами. Доступность информации не только о финансовой, но и об экономической и социальной деятельности компании позволяет инвесторам провести тщательный анализ рисков и увеличивает вероятность инвестирования в компанию и ее проекты.

 При всех положительных последствиях ведения нефинансовой отчетности существуют и причины, тормозящие ее воплощение в жизнь. В первую очередь это финансовые затраты, необходимые на составление отчетности. Инвестиции в инновационные методы производства, в меньшей степени причиняющие вред экологии, также существенны. И естественно, необходимы средства для публикации корпоративной социальной отчетности в различных средствах массовой информации, так как созданная, но не доведенная до стейкхолдеров отчетность не принесет выгод. Существенны и временные затраты на составление нефинансовой отчетности. Данные затраты носят постоянный характер, так как отчетность имеет значение только в условиях регулярного составления.

 Однако одним из ключевых недостатков введения корпоративной социальной ответственности являются проблемы анализа эффективности публикации отчетности. Более того, есть и такой класс стейкхолдеров, который рассматривает нефинансовую отчетность исключительно как негативную сторону рекламной кампании корпорации. С этой точки зрения отчетность начинает играть негативную роль: существенные финансовые средства компаний идут на рекламу вместо того, чтобы быть потраченными на социальные мероприятия либо реинвестирование.

Первые социальные отчеты были сделаны европейскими компаниями еще в 70-х годах прошлого века. За прошедшие сорок лет количество нефинансовых отчетов в разных отраслях и странах продолжает расти.

Наибольшее распространение нефинансовая отчетность получила в Европе (лидер – Великобритания) и Северной Америке. А В Канаде этот процесс происходил даже более активно, чем в США. В азиатском регионе активно подключились к процессу отчетности компании Японии и Южной Кореи. Также проявляет активность Австралия. Понимание того, что в глобальной экономике оставаться в стороне от общих процессов, - верный путь к потере конкурентоспособности, существенно расширило географию нефинансовой (социальной) отчетности.

Россия также включилась в этот процесс. В России первый социальный отчет подготовлен компанией «Бритиш Американ Тобакко» в 2002 г.; в 2003 г. такие отчеты подготовили Альфа-банк, Фиа-Банк, ЮКОС, Сибнефть; к настоящему времени более 50 крупных компаний в России готовят нефинансовые отчеты. Вместе с тем, ни одна из 16 крупных российских компаний, обратившихся в Dow Jones за присвоением индекса по устойчивому развитию (включающего, в частности, выполнение требований по устойчивому развитию и социальной ответственности), пока его не получила.

Что касается России, то в зависимости от целей и развитости компаний, отчетность по корпоративной социальной и экологической ответственности осуществляется в нашей стране в пяти основных видах:

v специальный раздел в годовом отчете;

v социальный отчет, сводящий воедино все социальные, благотворительные и спонсорские проекты компаний, составленный в свободной и, как правило, удобной для компаний форме, вне формата международных стандартов корпоративной социальной ответственности;

v экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, показатели и затраты на экологическую политику;

v отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности с частичным применением принципов и показателей международных стандартов, включающий наряду с описанием миссии, ценностей и стратегических целей компании ее социальные мероприятия и проекты, осуществляемые в качестве реакции на диалоги со стейкхолдерами;

v отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности Руководства GRI, стандарта АА 1000S и включающий все аспекты социальной миссии компании, ее корпоративной стратегии, культуры, социальной и экологической политики.

В России сегодня преимущественно выпускаются социальные и экологические отчеты. Они выходят отдельными изданиями, а также публикуются на сайте компании. Благодаря тому, что выпуск нефинансовых отчетов в нашей стране является добровольной инициативой, компании самостоятельно определяют, какие системы отчетности и показатели использовать. Можно также отметить, что анализ отчетов, проведенный департаментом корпоративной социальной политики РСПП, показывает, что в отчетах отечественных компаний большое внимание уделяется благотворительности и спонсорству, вопросам социальной и экологической политики, а также программам развития территорий.

Очевидно, что в настоящее время подготовка нефинансовой отчетности интересна исключительно крупному и среднему бизнесу, ведь для мелких фирм она влечет за собой лишь дополнительные затраты и проблемы. Такая отчетность может использоваться разными по обороту и сферам деятельности предприятиями. Однако наиболее актуально ее составление для крупных компаний, занимающих лидерские позиции в отрасли. Почти во всех странах первыми начали публиковать нефинансовые отчеты именно они. Если говорить об отраслевой структуре, то здесь наиболее активно в процесс подготовки отчетности включились предприятия нефтегазовой отрасли, металлургического комплекса, лесной промышленности и электроэнергетики. При этом уровень капитализации компании и доля рынка, которую она занимает, — не главные критерии для принятия решения о составлении такой отчетности. Каждая компания самостоятельно оценивает и взвешивает все преимущества и недостатки подобного проекта и делает свой выбор.

Можно назвать следующие этапы становления социальной отчетности в компании.

На первом этапе социальная отчетность - это своеобразная "рекламная пауза" в освещении основной деятельности. Обычные годовые отчеты дополняются врезками или специальными буклетами, освещающими благотворительную деятельность фирмы. Именно этой тактики придерживаются сегодня многие российские компании.

Второй этап - переход к комплексному освещению корпоративной социальной ответственности перед обществом. Постепенно корпорации начинают оценивать свои программы по работе с персоналом или ресурсосбережению как социально ответственные действия и соответственно их позиционировать.

Третий этап - социальная ответственность интегрируется в основную деятельность компании на всех стадиях - от выстраивания взаимоотношений с поставщиками комплектующих деталей до обеспечения качества продукции. Социальный отчет становится результатом длительного диалога с различными группами заинтересованных сторон, в нем не только обобщаются различные мнения, но и фиксируются определенные обязательства компании и их выполнение.

Законодательным и исполнительным органам власти целесообразно совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями изучать и развивать законодательные аспекты поддержки и стимулирования КСО бизнеса, включая корпоративную благотворительность. Эта работа должна строиться на постоянной основе в форме диалога и постепенного развития и уточнения на ежегодных общероссийских форумах по КСО (помимо рабочих конференций, семинаров, "круглых столов"). Законодательное введение обязательной социальной отчетности в России может лишь разрушить наметившийся конструктивный характер КСО, превратив ее в еще один инструмент административного давления на бизнес.

Следует активно поддерживать международный обмен опытом в области КСО, привлекая к этой работе сами компании (менеджмент и профсоюзы). Стоит обратить особое внимание на широкую пропаганду идей и положительной практики КСО среди населения РФ.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 314.