Существенными представляются наиболее важнейшие моменты, связанные с конкретным назначением социальных проектов и программ. Именно указанным назначением отличаются условно выделяемые виды социальных проектов и программ. Выделение видов социальных программ определяется тем, что они должны носить выраженный целевой характер, это является основным отличием их от документов, представляющих собой сводные планы. Другими словами, разработчики программ должны ориентироваться на достижение системы целей, ориентированных на различные категории населения.
Нельзя не подчеркнуть, что в ходе программных работ главные цели социальной программы должны быть указанным образом декомпозированы, без чего невозможно ни осуществить на практике формирование системы адресных мероприятий и проектов, составляющих сердцевину социальной программы, ни организовать эффективное управление реализацией разработанной программы.
Представленная декомпозиция главных программных целей происходит в процессе разработки проблемных и обеспечивающих разделов и может быть осуществлена, в частности, с использованием методического приема, предполагающего выявление и обработку проблем, связанных с достижением намеченных целей.
Оценка эффективности реализации целевых программ
Предпосылки и цели проведения оценки могут быть различными и возникать на различных этапах реализации программы. В общем случае предметом оценки являются отдельные ключевые параметры программы. В качестве таких параметров могут выступать:
- результативность программы;
- эффективность механизма выполнения программы;
- социально-экономический эффект, оказываемый программой на развитие города;
- соответствие программы интересам общества и так далее.
Эффективность реализации программы оценивает соотношение результатов и затраченных на их достижение ресурсов. Именно анализ эффективности является ключевой целью в оценке реализации программ, так как позволяет судить не только о результативности реализации программы, но и рассчитывает стоимость достигнутых результатов, что предоставляет более полную и взвешенную информацию относительно целесообразности реализации программы на предварительной стадии оценки и результатов реализации на конечной стадии.
В ряде работ в целях систематизации подходов под понятием эффекта подразумевают разницу выгод и произведенных затрат, в то время как эффективность понимают как соотношение этих величин. Таким образом, эффект и эффективность программ оценивается исходя из объективных количественных критериев - показателей эффекта и эффективности соответственно. В связи с тем, что бюджетные целевые программы направлены на реализацию расходных обязательств государства (муниципалитета) в сфере социально-экономического развития общества, под выгодами от реализации программы понимают совокупность общественно-значимых результатов. Согласно другим классификациям под эффектом целевых программ понимают совокупность социальных эффектов, а под эффективностью разницу или соотношение социальных эффектов и направленных на их реализацию бюджетных ассигнований.
Под социальным эффектом реализации бюджетных целевых программ подразумеваются прямые и косвенные общественно значимые результаты, полученные при осуществлении мероприятий бюджетных целевых программ.
Таким образом, показатели эффекта - это ограниченный набор социально-экономических показателей, которые подбираются отдельно под каждый из параметров оценки. Согласно общепринятым подходам показатели эффективности должны отвечать ряду требований, к которым в современной научной литературе относят:
измеримость - показатель поддается измерению в неизменных единицах;
обоснованность - показатель отражает максимально полно то, что необходимо оценить;
однозначность - показатель имеет четкое, общепринятое определение и единицы измерения;
устойчивость - в ходе оценки доступны временные (динамические) срезы данных по показателю;
доступность - данные, необходимые для расчета показателя, доступны в традиционных источниках информации;
достижимость - поставленное целевое значение показателя может быть достигнуто с использованием имеющихся ресурсов;
привязанность к определенному отчетному периоду;
специфичность и конкретность - показатель относится к конкретной организации или программе.
Многие компании осознают сегодня важность внутренних социальных программ как своего конкурентного преимущества. Дальнейшее развитие в социальной практике компаний получили следующие достаточно стандартные программы:
- добровольного медицинского страхования;
- жилищного кредитования;
- негосударственного пенсионного обеспечения.
Помимо этих программ, Компании осуществляют также программы, направленные на охрану здоровья сотрудников, продвижение здорового образа жизни и организацию отдыха персонала и членов их семей независимо от отраслевой принадлежности.
Российские компании уделяют основное внимание реорганизации системы охраны и улучшения здоровья работников на своих предприятиях.
Программы льготного жилищного кредитования недостаточно распространены в российских фирмах из-за очень высоких цен на жильё и неудовлетворительных темпов жилищного строительства. Тем не менее, в некоторых компаниях подобная практика социального инвестирования действует. Негосударственное пенсионное обеспечение в некоторых компаниях осуществляется за счет оказания дополнительной материальной помощи вышедшим на пенсию работникам. В то же время ряд российских компаний перешли на качественно новый уровень пенсионного обеспечения накопительные корпоративные пенсионные программы, увязанные с негосударственными пенсионными фондами.
Бизнес-эффективность социальных программ оценивается через сопоставление фактически выполненных затрат по социальной программе и прироста различных видов доходов компании от этой программы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 674.