Оценка эффективности корпоративной социальной ответственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время проводится много исследований в области оценки КСО: насколько социальная ответственность позволяет фирмам достичь более высокого уровня эффективности. Среди них можно отметить таких ученых, как Гриффин и Махон, Доуэл, Харт, Йенг, Маквильямс, Сигел и Орлицки, Шмидт и Райнс. Ответ на вопрос ищется с точки зрения изменения рыночной цены на акции или бухгалтерских показателей прибыльности. Подобные исследования при проведении эмпирического анализа рассматривают именно фирмы, а не все общество или конкретный сектор как единицу наблюдения. С одной стороны, это удобно, так как по фирмам доступно множество постоянно обновляемой информации; с другой стороны, целый ряд эффектов, влияющих на благосостояние, выпускается из виду.

Много работ посвящено влиянию инициатив в области корпоративной социальной ответственности на потребителей. Такие работы часто находятся на пересечении финансовой области знаний с маркетингом. Ранние исследования исходили из однозначной предпосылки, что потребители будут более лояльны к фирмам, вносящим вклад в развитие различных социальных программ. Однако сейчас исследователи сходятся на том, что потребители оценят далеко не каждое действие компании в области КСО. Исследования показывают, что потребители своим поведением могут даже наказать компании, если найдут их социальные инициативы неискренними.

 В своем исследовании Беккер-Ольсен, Кюдмор и Хилл показывают, что реакция потребителей зависит от их восприятия действий в области КСО, а не от самих действий. Они оценивают важность связи корпоративной миссии и социальной инициативы, мотива корпорации (ориентированность на получение прибыль или нет), а также времени объявления (реактивное или проактивное) во влиянии на ответное поведение потребителей. Авторы приходят к выводу, что к положительному эффекту приводят только те социальные инициативы, которые хорошо согласуются с миссией компании и воспринимаются проактивными, а не реактивными.

Критерии эффективности корпоративной социальной ответственности включают:

- результативность;

- экономичность;

- целесообразность;

- социальный эффект.

Оценка эффективности социальных инвестиций включает в себя:

- динамику роста социальных инвестиций и развития социальной политики;

- сопоставление затрат на определенные социальные инвестиции и социальную политику со средними показателями данных параметров;

- сопоставление затрат на реализацию социальной политики и на выплаты собственникам компании.

Эффект КСО для государства заключаются в следующем:

а) Соблюдение законодательных норм. Социально ответственный бизнес заинтересован в выполнении всех законодательных норм, платит официальную зарплату работникам, то есть не требуется дополнительных затрат на взимание налогов и других платежей, в частности, отчислений в Пенсионный фонд, что дает возможность решения проблемы пенсионных выплат в будущем.

б) Снижения расходов правительства на социальную сферу и охрану окружающей среды. Экологически ответственное поведение предприятия позволяет сохранить окружающую среду, что снижает или, по крайней мере, не увеличивает заболеваемость населения и, соответственно, расходы правительства на здравоохранение. Решение бизнесом социальных проблем местного сообщества, где функционирует компания, так же позволяет заместить бюджетные средства корпоративными, что в условиях ограниченного бюджета, несомненно, является положительным моментом.

в) Снижение социальной напряженности. Предоставление социально ответственной компанией благоприятных условий для трудоустройства стабилизирует ситуацию.

Точное измерение отдачи от КСО остается проблемой, над которой большинство компаний и сторонников этого подхода продолжают работать, но положительный эффект - сокращение расходов на энергию, повышение производительности труда и укрепление бренда достаточно явен.

Некоторые компании самостоятельно разрабатывают системы оценки, которые включают анализ количественных и качественных показателей и соответственно отчеты, другие используют западные аналоги, а некоторые адаптируют зарубежные стандарты к российской экономике.

Стандарты отчетности и рейтинги позволяют получить количественную и качественную оценку деятельности компаний в области КСО и открывают возможности для внутри- и межотраслевого сравнительного анализа. Тем самым они стимулируют соревновательность, а значит, более активное развитие социально ответственной деятельности. В связи с этим правительства должны предпринимать активное участие в мероприятиях, нацеленных на улучшение методов отчетности и присвоения рейтингов, как на национальном, так и на международном уровнях.

Особый интерес представляет возможность сравнения эффективности социальной политики различных компаний, поскольку в каждой сфере деятельности существуют свои характеристики результатов, свои принципы организации. Между тем необходимость в таком сравнении существует как в отраслевом, так и в региональном разрезе.

Экспертами России и других стран постоянно предпринимаются попытки выработки соответствующих оценочных показателей. Задача, таким образом, состоит в создании методики, с одной стороны, учитывающей наработанный опыт, с другой - открывающей возможности оценки и самооценки с помощью стандартных данных учета и отчетности, позволяющей разработать упрощенные формы социальной отчетности и социального аудита для предприятий малого и среднего бизнеса, а также отраслевые и региональные методики оценки эффективности социальных инвестиций и социальной политики. Первые попытки таких разработок предпринимались в 80-х годах социальными службами Минмонтажспецстроя СССР, Миноборонпрома и Миннефтегазстроя СССР.

Рассмотрим методику, которая основана на ”сквозной” (по отраслям и масштабам) оценке и сравнении эффективности социальных инвестиций и социальной политики, не предполагает введения специальных сложных расчетных показателей, что позволяет сравнивать друг с другом различные компании, организации и учреждения вне зависимости от их типа, вида, масштабов деятельности, организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности и места размещения. При этом важно, что в основе сравнения лежат показатели результатов работы, специфичные для каждого бизнеса.

Виды эффективности:

- результативность = Р/Ц отношение полученного результата к поставленной цели (эффективнее та деятельность, которая позволяет достичь желаемых результатов);

- экономичность = Р/З - отношение результатов к затратам ресурсов (эффективнее та деятельность, которая позволяет получить результат с меньшими затратами);

- целесообразность = Ц/П - отношение целей к реальным социальным проблемам (эффективнее та деятельность, которая позволяет решить реальные социальные проблемы).

Содержание (направленность) социальных инвестиций и социальной политики. Социальные инвестиции могут направляться либо во внутреннюю среду компании (повышение компетентности работников, охрана труда, техника безопасности, развитие корпоративной культуры и т.д.), либо во внешнюю по отношению к компании среду (благоустройство, охрана окружающей среды, ЖКХ, социальная поддержка и защита некоторых групп населения, поддержка и развитие здравоохранения, образования, культуры и т.д.).

Характер оценки. Эффективность социальных инвестиций и социальной политики может оцениваться с двух основных позиций: для общества (совокупность ранее недоступных благ, количество людей их получивших; в конечном итоге - собственно сумма затрат на социальные инвестиции и социальную политику); для бизнеса (что эти расходы дали самому бизнесу - достижение большей известности, улучшение общественного мнения, рост финансовых показателей, капитализации).

Научно-методическая задача заключается в выявлении корреляций между объемами (затратами) внутренних социальных инвестиций (по различным направлениям) и показателями производительности труда, итоговыми показателями деловой активности (прибыль, рентабельность, капитализация), а также объемами (затратами) внешних социальных инвестиций (по различным направлениям) и итоговыми показателями деловой активности.

Можно выделить три основных варианта оценки эффективности социальных инвестиций:

- с точки зрения динамики роста социальных инвестиций и развития социальной политики. Достоинство - направленность на стимулирование объемов затрат на корпоративную социальную политику; слабость - возможность неоправданного роста социальных инвестиций; их вектор может не соответствовать реальным социальным потребностями развития компании и региона;

- сопоставление со средними показателями затрат на внутренние и внешние социальные инвестиции и социальную политику. Достоинства и недостатки такого подхода хорошо известны любому, кто сталкивался с нормами и нормативами, разработанными ”по среднему”. Процедура оценки упрощается: устанавливается уровень - выше или ниже норматива. Но этот вариант способствует закреплению сложившейся (возможно, не оптимальной) практики, не давая целевых ориентиров для решение реальных проблем в области социального развития;

- разработка оптимальных (целевых) нормативных показателей внутренних и внешних социальных инвестиций и оценка эффективности как сопоставление с этими показателями, что предполагает выявление приоритетных задач социального развития (в том числе применительно к конкретному региону, предприятию), другими словами, формирование социального заказа.

Очевидно, что наиболее полным и комплексным является третий вариант. Однако в зависимости от конкретной ситуации и задач вполне оправданным является применение и двух других. Более того, второй и третий варианты предполагают накопление достаточно обширных первичных материалов, на основе обработки которых только и возможна выработка средних, а тем более - целевых нормативных показателей. Основу накопления такой информации может дать первый вариант.

В данной методике для оценки эффективности предлагается использовать следующие показатели:

- отношение темпов роста заработной платы к темпам роста производительности труда за сравниваемый период;

- текучесть кадров на предприятии (в организации) за отчетный период;

- изменение капитализации фирмы, в том числе за счет оценки нематериальных активов и др.

Представляется целесообразным также ввести интегрированный показатель, то есть социальные затраты на одного работника, включая заработную плату, социальные выплаты, стоимость социального пакета и т.д. Это делает возможным сравнение социальных условий работы как в региональном, так и в отраслевом масштабе.

Система индикаторов: ”информационная карта”.

При оценке роста социальных затрат проводится предварительная агрегация показателей, которые характеризуют социальные инвестиции и социальную политику, интегрированные в зависимости от направления соответствующих затрат (внутренние, внешние) и от того, в чьих интересах, а также с чьей позиции оценивается эффективность - самого бизнеса или общества. В этой связи можно выделить четыре основные группы показателей эффективности социальных инвестиций и социальной политики:

- внутренние социальные инвестиции, оцениваемые с социальной позиции (социальные инвестиции в человеческий капитал, включая затраты на рост компетентности работников, охрану их труда и здоровья, развитие корпоративной культуры);

- внутренние инвестиции, оцениваемые с позиций самого бизнеса (социальные инвестиции в развитие отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, кредиторами, конкурентами);

- внешние социальные инвестиции, оцениваемые с позиций внешней социальной среды (социальные инвестиции в экологию, благоустройство, ЖКХ, а также социальное и гуманитарное развитие - здравоохранение, культура и искусство, образование и т.д.);

- внешние социальные инвестиции и социальная политика, оцениваемые с точки зрения бизнеса (стабильность итоговых экономических показателей, рост известности, признания и уважения).

Существенным шагом в развитии методики стала разработка коллективом авторов ”информационной карты” - уточненной системы индикаторов оценки эффективности корпоративной социальной политики. Предлагаемая методика является приоритетной отечественной разработкой, позволяющей интегрировать общие принципы международных стандартов социальной отчетности с конкретной оценкой эффективности корпоративной социальной политики. Оценка эффективности корпоративной социальной политики в формате ”информационной карты” дает возможность разработки системы международной сертификации эффективности корпоративной социальной политики.

Важным показателем эффективности реализации социальной ответственности компаниями является повышение показателей этичности поведения.

Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этическим нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению.

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 357.