Долгое время в научной доктрине и правоприменительной практике вызывало полемику использование для квалификации сделок с заинтересованностью института аффилированности. С 1 января 2017 г., когда вступили в силу изменения, внесенные Законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ, аффилированность исключена из критериев квалификации сделки как сделки с заинтересованностью. Для целей определения лица, которое, в частности, может быть признано заинтересованным в совершении сделки, введено понятие "контролирующее лицо". Этим нововведением значительно сужается перечень лиц, признаваемых заинтересованными, поскольку аффилированность - понятие связанности, более широкое, чем контроль. Если аффилированность означает влияние, то контроль - способность одного лица определять решения другого.
Контролирующим лицом для целей квалификации сделок с заинтересованностью признается лицо, которое имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Такое право лицо может иметь в силу участия в подконтрольной организации, на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения, акционерного соглашения, иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации.
Законодатель исходит из того, что для целей квалификации сделок с заинтересованностью контролем следует признавать прямое или косвенное (через подконтрольных лиц) право:
- распоряжаться более 50% голосов на общем собрании акционеров (участников);
- назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.
Как мы видим, в легальном определении контролирующего лица приводится перечень оснований установления контроля, которые можно разделить на две группы:
1) в силу участия в уставном капитале;
2) в соответствии с договором, при этом перечень договоров, которые могут детерминировать отношения экономической зависимости, является открытым.
Следует отметить, что законодатель пошел по пути формализации критериев, определяющих контроль, при этом не рассматривая фактический контроль в качестве основания установления подконтрольности. Представляется, что правоприменительная практика столкнется в этом отношении с определенными проблемами, поскольку жизнь значительно многообразнее формальных критериев, предусмотренных законом для установления контроля одного лица над другим.
Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) для целей квалификации сделок с заинтересованностью признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.
Таким образом, исходя из легального определения подконтрольными могут быть только юридические лица.
Для целей правового регулирования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование контролирующими лицами не признаются (п. 1 ст. 81 Закона об АО, п. 1 ст. 45 Закона об ООО).
Подобным законодательным регулированием преодолена необходимость исключения из голосования по вопросу согласования (одобрения) сделок с заинтересованностью публично-правовых образований.
Такой подход оправдан. Действительно, хотя Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), участие государства в корпоративных правоотношениях все же имеет специальные цели и особенности. Целью государства является не только реализация его имущественных прав как акционера, но прежде всего выполнение его публично-правовых обязанностей, вытекающих из государственных функций. Было бы неверно исключать возможность влияния публично-правовых образований на формирование условий совершаемых хозяйственными обществами с государственным участием сделок.
Если бы публично-правовые образования как участники хозяйственных обществ утратили возможность оказывать влияние на деятельность общества, управлять им, это противоречило бы целям и задачам государства по осуществлению контроля за социально значимыми отраслями и выполнению других возложенных на него публично-правовых обязанностей. Поэтому публично-правовые образования не должны признаваться контролирующими лицами для целей согласования сделок с заинтересованностью.
Заинтересованность определенных законом лиц в совершении сделки (конфликт интересов) возникает в случаях, если перечисленные в законе лица, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации) также являются участниками другого правоотношения - стороной, выгодоприобретателем, представителем, посредником в сделке либо являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, либо занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.
Закон не устанавливает момент, на который должна определяться заинтересованность лица в заключении сделки. Указанный пробел восполняется судебной практикой, которая исходит из того, что заинтересованность лица следует устанавливать на момент совершения сделки <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 27.
Если заинтересованность лица существовала до или возникла после совершения обществом сделки, такая сделка не будет квалифицирована как сделка с заинтересованностью.
Примерами сделок с заинтересованностью могут быть следующие.
Сделка признается совершенной с заинтересованностью, если функции единоличного исполнительного органа сторон по сделке осуществляет одно и то же лицо; если акционер владеет более 50% голосующих акций общества и одновременно является директором или контролирующим участником общества-покупателя; если сделка совершена между обществом и его контролирующим акционером. Договор поручительства признается сделкой с заинтересованностью, если акционер владеет более 50% голосующих акций поручителя, а также более 50% доли уставного капитала заемщика. Сделка признается совершенной с заинтересованностью, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, является супругом (супругой) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа контрагента по сделке; если сделка совершена между обществом и лицом, которое имеет право формировать более 50% состава его совета директоров.
Надлежащее совершение сделки с заинтересованностью предполагает соблюдение определенной процедуры, представленной в следующей схеме (схема 6).
Схема 6
Квалификация и порядок заключения сделок, в совершении
которых имеется заинтересованность
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Выявление сделок, связанных с предполагаемой сделкой │
└────────────────────────────────────┐┌──────────────────────────────────┘
\/
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Квалификация сделки как сделки, в совершении которой имеется │
│ заинтересованность │
└────────────────────────────────────┐┌──────────────────────────────────┘
\/
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Установление обстоятельств, исключающих применение режима, определенного│
│ для сделок, в совершении которых имеется заинтересованность │
└────────────────────────────────────┐┌──────────────────────────────────┘
\/
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Определение цены сделки для целей ее совершения │
└────────────────────────────────────┐┌──────────────────────────────────┘
\/
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Извещение о сделке членов СД, КИО, незаинтересованных участников, │
│акционеров (если в АО заинтересованы все члены СД или СД не сформирован)│
└────────────────────────────────────┐┌──────────────────────────────────┘
\/
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Требование ЕИО, члена КИО, СД или акционера (участника), обладающего 1%│
│ голосов, о согласовании сделки │
└────────────────────────────────────┐┌──────────────────────────────────┘
\/
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Принятие компетентным органом решения о согласовании сделки, в │
│ совершении которой имеется заинтересованность │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Взаимосвязанные сделки
Для квалификации сделок как сделок, совершаемых с заинтересованностью, в частности, имеет значение выявление сделок, связанных с предполагаемой сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность.
Наличие взаимосвязанности сделки имеет значение для:
- определения цены сделки и, соответственно, выбора компетентного органа, уполномоченного согласовывать (одобрять) сделку;
- применения режима сделки с заинтересованностью к ординарной сделке и, как следствие, возможности признать недействительной ординарную сделку по основанию нарушения порядка совершения сделки с заинтересованностью.
Как и применительно к крупным сделкам, выявление взаимосвязанности в сделках с заинтересованностью является предметом судебного усмотрения и возможно, как правило, при наличии одной общей цели, которая достигается в результате совершения нескольких сделок (например, переход имущества к заинтересованному лицу в результате нескольких последовательно совершенных сделок).
Определение стоимости имущества, являющегося предметом
сделки с заинтересованностью
Сделки с заинтересованностью должны совершаться по рыночной стоимости - это основная цель, которую преследует законодатель при установлении специального правового режима, применяемого к таким сделкам.
Определение цены имущества по сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, обладает некоторыми особенностями в сравнении с определением стоимости имущества в крупной сделке. В первую очередь эта особенность связана с тем, что лица, заинтересованные в совершении сделки, не голосуют и при определении ее цены.
Применительно к акционерным обществам порядок определения цены (денежной оценки) имущества определяется статусом общества: является оно публичным или непубличным. Если в непубличном обществе цена (денежная оценка) имущества, являющегося предметом сделки с заинтересованностью, утверждается большинством голосов директоров, не заинтересованных в совершении сделки, то в публичном обществе такая цена (денежная оценка) имущества определяется большинством голосов директоров, не заинтересованных в совершении сделки и соответствующих определенным требованиям (п. 3 ст. 83 Закона об АО <1>).
--------------------------------
<1> В п. 3 ст. 83 Закона об АО определяются требования к членам совета директоров публичного общества, которые могут голосовать за совершение сделки с заинтересованностью и, соответственно, определять цену (денежную оценку) имущества, являющегося предметом сделки, а именно о том, что указанные лица не являются и не являлись в течение одного года, предшествовавшего принятию решения:
1) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе его управляющим, членом коллегиального исполнительного органа общества, лицом, занимающим должности в органах управления управляющей организации общества;
2) лицом, супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные которого являются лицами, занимающими должности в органах управления общества, управляющей организации общества, либо лицом, являющимся управляющим общества;
3) лицом, контролирующим общество или управляющую организацию (управляющего), которой переданы функции единоличного исполнительного органа общества, или имеющим право давать обществу обязательные указания.
При этом в уставе может быть предусмотрена необходимость большего числа голосов указанных директоров (абз. 4 п. 1 ст. 77 Закона об АО). В случае если количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки, а в публичном обществе - количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки и отвечающих определенным требованиям, установленным п. 3 ст. 83 Закона об АО, составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров общества, цена (денежная оценка) имущества определяется решением совета директоров общества единогласно всеми членами совета директоров общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров общества, если уставом общества не предусмотрено, что цена (денежная оценка) имущества подлежит определению решением общего собрания акционеров, принятым в порядке, предусмотренном для одобрения сделок с заинтересованностью (абз. 5 п. 1 ст. 77, п. 4 ст. 83 Закона об АО).
В акционерном обществе определение стоимости имущества, являющегося предметом предполагаемой сделки (с учетом связанных сделок), производится большинством голосов незаинтересованных акционеров, а в обществе с ограниченной ответственностью - большинством голосов незаинтересованных участников.
Особенности процедуры согласования сделок, в совершении
которых имеется заинтересованность
Ключевым является положение, что сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, с 1 января 2017 г. не требует обязательного предварительного согласия на ее совершение ( п. 1 ст. 83 Закона об АО, п. 4 ст. 45 Закона об ООО).
Процедура совершения сделок с заинтересованностью имеет определенные особенности, в число которых входит обязанность лиц, потенциально признаваемых заинтересованными, сообщать обществу:
- о юридических лицах, в отношении которых они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их подконтрольные организации являются контролирующими лицами или имеют право давать обязательные указания;
- о юридических лицах, в органах управления которых они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их подконтрольные лица занимают должности;
- об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами (ст. 82 Закона об АО, п. 2 ст. 45 Закона об ООО).
Обязанность извещения и отчета общества
о сделках с заинтересованностью
Необязательность одобрения сделок с заинтересованностью "компенсируется" обязанностью общества извещать о таких сделках. Так, акционерное общество обязано известить членов совета директоров, коллегиального исполнительного органа, а в случаях, если в совершении такой сделки заинтересованы все члены совета директоров общества или если его формирование не предусмотрено законом или уставом общества, - акционеров в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров, если иной порядок не предусмотрен уставом общества. Уставом общества может быть предусмотрена обязанность извещения акционеров наряду с членами совета директоров общества.
Извещение должно быть направлено не позднее чем за 15 дней до даты совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если иной срок не установлен уставом общества (п. 1.1 ст. 81 Закона об АО).
В обществе с ограниченной ответственностью извещаются незаинтересованные участники, а при наличии в обществе совета директоров - также незаинтересованные члены совета директоров. Срок извещения, как и в акционерном обществе, также диспозитивно урегулирован и составляет 15 дней до даты совершения сделки, если иной срок не установлен уставом общества.
Извещение должно включать все существенные условия сделки или порядок их определения, в том числе в нем должны быть указаны лицо (лица), являющееся (являющиеся) ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения, а также лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым.
Для АО предусмотрена обязанность представить лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании акционеров, отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. Отчет должен быть подписан единоличным исполнительным органом общества и утвержден советом директоров общества, достоверность содержащихся в нем данных применительно к публичному обществу должна быть подтверждена ревизионной комиссией, если таковая создана в обществе.
Для обществ с ограниченной ответственностью также предусмотрена обязанность представить лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании участников общества, отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. Отчет должен быть предварительно утвержден лицом, обладающим правом осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа общества (в случае если полномочия единоличного исполнительного органа осуществляют несколько лиц совместно - всеми такими лицами), а также советом директоров общества и ревизионной комиссией (ревизором) общества в случае, если их создание предусмотрено уставом общества (абз. 3 п. 3 ст. 45 Закона об ООО).
Требование о согласовании сделки с заинтересованностью
Как следует из закона, на сделку, в совершении которой имеется заинтересованность, до ее совершения <1> может быть получено согласие совета директоров общества или общего собрания акционеров. С таким требованием может обратиться единоличный исполнительный орган, член коллегиального исполнительного органа, член совета директоров или акционер (акционеры), обладающий (обладающие) не менее чем 1% голосующих акций общества (абз. 2 п. 1 ст. 83 Закона об АО), а в обществе с ограниченной ответственностью - соответственно участник (участники), доли которого в совокупности составляют не менее чем 1% уставного капитала общества (абз. 2 п. 4 ст. 45 Закона об ООО).
--------------------------------
<1> Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, требование о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров общества для решения вопроса о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть направлено в любой момент, в том числе до направления извещения о совершении о такой сделки (п. 1 ст. 83 Закона об АО, п. 4 ст. 45 Закона об ООО) (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 27).
Устанавливая определенное пороговое значение - 1% уставного капитала, законодатель хочет оградить общество от необоснованных претензий лиц, имеющих ничтожное количество голосов, не способных повлиять на результаты голосования и зачастую злоупотребляющих своими правами.
Требование о проведении общего собрания акционеров или заседания совета директоров общества для решения вопроса о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном для созыва внеочередного общего собрания акционеров. Совет директоров общества вправе отказать в удовлетворении требования о проведении общего собрания акционеров или заседания совета директоров на основаниях, предусмотренных положениями ст. 55 Закона об АО, регулирующей порядок проведения внеочередного общего собрания акционеров, а также в случае, если на момент рассмотрения требования уже имеется решение о согласии или об отказе в согласии на совершение соответствующей сделки. Повторное заявление требований возможно не ранее чем через три месяца, если меньший срок не предусмотрен уставом общества (абз. 3 п. 1 ст. 83 Закона об АО).
Порядок принятия решения о согласии на совершение сделки,
в совершении которой имеется заинтересованность
Порядок принятия решения о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, различается в зависимости от того, является общество публичным или непубличным, а также определяется организационно-правовой формой хозяйственного общества. Согласие на совершение сделки с заинтересованностью может дать совет директоров или общее собрание акционеров (участников).
В любом случае действуют следующие обязательные правила.
1. Лица, заинтересованные в сделке, отстраняются от участия в принятии решения по согласованию (одобрению) сделки (п. п. 2 - 4 ст. 83 Закона об АО, п. 4 ст. 45 Закона об ООО).
Как разъяснил Верховный Суд РФ, по смыслу п. 1 ст. 81 и п. 4 ст. 83 Закона об АО, п. п. 1 и 4 ст. 45 Закона об ООО в голосовании по вопросу о согласии (одобрении) на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не вправе принимать участие также участники - юридические лица, хотя и не являющиеся заинтересованными лицами, но находящиеся под контролем заинтересованных лиц (подконтрольные организации), - п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 27.
2. Определение числа голосов, необходимых для одобрения сделки с заинтересованностью, осуществляется без учета голосов заинтересованных в сделке лиц <1>.
--------------------------------
<1> Исключение составляют случаи, указанные в п. 4.1 ст. 83 Закона об АО.
Согласование сделок с заинтересованностью
в акционерных обществах
В непубличном обществе решение о согласии на совершение сделки с заинтересованностью принимается советом директоров общества большинством голосов директоров, не заинтересованных в ее совершении, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества. Если количество незаинтересованных директоров составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров, решение по данному вопросу должно приниматься общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 Закона об АО (п. 2 ст. 83 Закона об АО).
В публичном обществе решение о согласии на совершение сделки с заинтересованностью принимается советом директоров общества большинством голосов (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества) директоров, не заинтересованных в ее совершении и соответствующих определенным законом требованиям (п. 3 ст. 83 Закона об АО).
В случае если количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки и отвечающих вышеуказанным требованиям (п. 3 ст. 83 Закона об АО), становится менее двух и при этом большее количество директоров, составляющее кворум для проведения заседания совета директоров по данному вопросу, в уставе публичного общества не предусмотрено, такая сделка требует согласия общего собрания акционеров на ее совершение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 Закона об АО (п. 3.1 ст. 83 Закона об АО).
Закон об АО предусматривает возможность установления в уставе "квалифицированных" требований к членам совета директоров для всех или некоторых сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, одобрение которых отнесено к компетенции совета директоров. Указанные требования заключаются в том, что решение о согласии на совершение сделки принимается незаинтересованными директорами, которые отвечают не только условиям, предусмотренным п. 3 ст. 83 Закона об АО, но и дополнительным критериям, определенным уставом общества. В этом случае устав общества должен также предусматривать кворум для проведения заседания совета директоров по данному вопросу, который также не может состоять менее чем из двух директоров.
Если количество таких директоров становится менее количества, составляющего кворум, определенный уставом для проведения заседания совета директоров общества по данному вопросу, данное решение должно приниматься общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 Закона об АО (п. 3.2 ст. 83 Закона об АО).
Закон об АО (п. 4 ст. 83) предусматривает несколько случаев, когда решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров:
- если сумма сделки или нескольких взаимосвязанных сделок либо цена или балансовая стоимость имущества, с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения которого связаны такие сделки, составляет 10% или более балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
- если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются реализацией обыкновенных акций, составляющих более 2% обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, если уставом общества не предусмотрено меньшее количество акций;
- если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются реализацией привилегированных акций, составляющих более 2% акций, ранее размещенных обществом, и акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, если уставом общества не предусмотрено меньшее количество акций.
Законом от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ были внесены важные изменения, касающиеся определения кворума общего собрания при принятии решения о согласии на совершение сделки с заинтересованностью. Собрание в этом случае считается правомочным независимо от числа не заинтересованных в соответствующей сделке акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих в нем участие. То есть сколько будет незаинтересованных акционеров, столько и считается достаточным для правомочности собрания. При этом решение общего собрания по сделке с заинтересованностью принимается большинством голосов всех незаинтересованных в совершении сделки акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 83 Закона об АО).
Приведенные правила представляют собой существенное исключение из общего порядка принятия решения собранием акционеров и обеспечивают реальность механизма согласования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Следует отметить, что по отношению к непубличным обществам применяется диспозитивное регулирование: уставом такого общества может быть установлен отличный от установленного Законом об АО порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо установлено, что нормы о заинтересованности не применяются к этому обществу.
Такие положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или при внесении изменений в устав общества по решению общего собрания акционеров, принятому всеми акционерами единогласно. Исключение из устава общества указанных положений осуществляется по решению общего собрания акционеров, принятому всеми акционерами единогласно (п. 8 ст. 83 Закона об АО).
Приведенное правило свидетельствует о либерализации института сделок с заинтересованностью: сами акционеры непубличного общества могут единогласным решением исключить необходимость согласования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Очевидно, что это правило может быть полезным для семейного бизнеса или, например, связанных экономической зависимостью хозяйственных обществ, находящихся под контролем одного лица.
Согласование сделок с заинтересованностью
в обществах с ограниченной ответственностью
В обществе с ограниченной ответственностью в случае образования совета директоров принятие решения о согласии на совершение сделок с заинтересованностью может быть отнесено уставом общества к его компетенции, за исключением случаев, если цена сделки или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 10% балансовой стоимости активов общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п. 8 ст. 45 Закона об ООО). Решение о согласии на совершение сделки с заинтересованностью принимается советом директоров общества с ограниченной ответственностью большинством голосов директоров (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества), не заинтересованных в ее совершении (абз. 3 п. 4 ст. 45 Закона об ООО), или общим собранием участников общества большинством голосов (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества) от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в совершении такой сделки.
Следует подчеркнуть диспозитивный характер регулирования совершения сделок с заинтересованностью в обществах с ограниченной ответственностью: как и в непубличных акционерных обществах, уставом ООО может быть установлен отличный от установленного законом порядок одобрения таких сделок либо установлено, что положения Закона о сделках с заинтересованностью не применяются к этому обществу. Такие положения могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или внесении изменений в его устав по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно (п. 9 ст. 45 Закона об ООО).
Содержание решения о согласии
на совершение сделки с заинтересованностью
Содержание и срок действия решения о согласии на совершение сделки с заинтересованностью аналогичны тому, как это регулируют законы о хозяйственных обществах применительно к согласованию крупной сделки. В решении о согласии на совершение сделки должны быть также указаны лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым (п. 6 ст. 83 Закона об АО, п. 5 ст. 45 Закона об ООО).
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена под отлагательным условием получения одобрения на ее совершение в порядке, установленном соответственно Законом об АО или Законом об ООО.
Обстоятельства, исключающие применение режима,
установленного для сделок с заинтересованностью
Правовой режим, установленный для сделок с заинтересованностью, не применяется:
- к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности, в том числе к сделкам, совершаемым кредитными организациями в соответствии со ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 81 Закона об АО, абз. 2 п. 7 ст. 45 Закона об ООО);
- к обществам, в которых 100% голосующих акций (долей) принадлежит одному лицу, являющемуся одновременно единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества (подп. 2 п. 2 ст. 81 Закона об АО, абз. 3 п. 7 ст. 45 Закона об ООО);
- к сделкам, в совершении которых заинтересованы все владельцы голосующих акций общества, при отсутствии заинтересованности иных лиц, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено право акционера потребовать получения согласия на совершение такой сделки до ее совершения (подп. 3 п. 2 ст. 81 Закона об АО);
- к сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность всех участников общества, при отсутствии заинтересованности в совершении сделки иных лиц, за исключением случая, если уставом общества предусмотрено право участника потребовать получения согласия на совершение такой сделки до ее совершения (абз. 4 п. 7 ст. 45 Закона об ООО);
- к сделкам, связанным с размещением, в том числе посредством подписки, акций общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества (подп. 4 п. 2 ст. 81 Закона об АО);
- к сделкам по размещению обществом путем открытой подписки облигаций или приобретению обществом размещенных им облигаций (подп. 5 п. 2 ст. 81 Закона об АО, абз. 6 п. 7 ст. 45 Закона об ООО);
- к сделкам по приобретению или выкупу обществом размещенных им акций (подп. 6 п. 2 ст. 81 Закона об АО);
- к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством РФ, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (подп. 8 п. 2 ст. 81 Закона об АО, абз. 8 п. 7 ст. 45 Закона об ООО);
- к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров (подп. 8 п. 2 ст. 81 Закона об АО, абз. 8 п. 7 ст. 45 Закона об ООО);
- к сделкам, совершение которых осуществляется в соответствии с п. п. 6 - 8 ст. 8 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (подп. 9 п. 2 ст. 81 Закона об АО);
- к сделкам, заключаемым на тех же условиях, что и предварительный договор, если в отношении такого договора было принято решение о согласии на его заключение, а также если такой договор содержит все необходимые сведения, которые должны содержаться в решении о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (подп. 10 п. 2 ст. 81 Закона об АО, абз. 9 п. 7 ст. 45 Закона об ООО);
- к сделкам, заключаемым на открытых торгах или по результатам открытых торгов, если условия проведения таких торгов или участия в них предварительно утверждены советом директоров общества в АО, советом директоров или общим собранием участников в ООО (подп. 11 п. 2 ст. 81 Закона об АО, абз. 10 п. 7 ст. 45 Закона об ООО);
- к сделкам, сумма которых либо цена или балансовая стоимость имущества, с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения которого связаны такие сделки, составляет не более 0,1% балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при условии что размер таких сделок не превышает предельных значений, установленных Банком России <1> (подп. 12 п. 2 ст. 81 Закона об АО, абз. 11 п. 7 ст. 45 Закона об ООО).
--------------------------------
<1> См.: указание Банка России от 31 марта 2017 г. N 4335-У "Об установлении предельных значений размера сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, при превышении которых такие сделки могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность" (зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2017 г. N 46460) // Вестник Банка России. 2017. N 43.
Значение последнего из перечисленных оснований освобождения от необходимости одобрения сделок с заинтересованностью трудно переоценить, поскольку отсутствие подобного регулирования вело к тому, что совет директоров был перегружен необходимостью одобрения большого количества малозначительных хозяйственных операций.
Таким образом, существенные изменения, затронувшие институт сделок с заинтересованностью, направлены на упрощение процедуры согласования незначительных по сумме и иным параметрам сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также на предоставление акционерам непубличных обществ и участникам обществ с ограниченной ответственностью при наличии единогласного решения существенной свободы в определении порядка согласования таких сделок или даже на исключение необходимости согласования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Такие изменения являются позитивными для правореализационной деятельности, поскольку позволили освободить руководящие органы хозяйственных обществ от выполнения не свойственных им функций по согласованию сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности или на незначительную сумму.
§ 4. Правовой режим сделок, особый порядок совершения
которых предусмотрен уставом общества
При определении видов экстраординарных сделок мы отметили, что наряду с законной экстраординарностью, когда особый порядок одобрения сделки предусмотрен законом, также может быть выделена так называемая уставная экстраординарность - когда порядок особого согласования сделки предусмотрен уставом организации.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 328.