Иными словами, вероятна ситуация, когда у хозяйственного общества будет несколько директоров, включая физические и юридические лица
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конструкция "множественности" единоличного исполнительного органа заимствована из зарубежных правопорядков, где она именуется принципом "двух ключей" или "четырех глаз", призванным защищать интересы участников корпорации от злоупотреблений со стороны директоров <1>.

--------------------------------

<1> Так, уставом зарубежной компании может быть предусмотрено, что наиболее значимые решения (сделки) должны быть подписаны не менее чем одним директором каждого класса, причем каждый акционер назначает директоров своего класса. При раздельном выполнении полномочий каждый из директоров должен иметь свою компетенцию, определенную уставом.

 

В зарубежном законодательстве совокупность директоров чаще всего образует коллегиальный орган компании, именуемый в зависимости от традиций правовой системы правлением или советом директоров. В соответствии с российским законодательством "множественный" единоличный исполнительный орган теоретически может быть образован наряду с созданием коллегиального органа управления - совета директоров и коллегиального исполнительного органа - правления с иным персональным составом, чем лица, образующие единоличный исполнительный орган.

В российских компаниях с учетом нормы п. 1 ст. 53 ГК РФ при наличии нескольких директоров в уставе должен быть определен порядок осуществления ими полномочий - совместное или раздельное. Исходя из этого определяется и юридическая ответственность директоров за деятельность в интересах общества: при совместном осуществлении полномочий несколькими директорами ответственность будет солидарной, а при раздельном - индивидуальной. В целях защиты участников имущественного оборота от возможных злоупотреблений вследствие создания "множественного" единоличного исполнительного органа Верховным Судом РФ сформирована следующая правовая позиция: если в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нескольких лицах, уполномоченных выступать от юридического лица, третьи лица вправе исходить из неограниченности полномочий каждого из них, а при наличии в реестре сведений о совместном осуществлении таких полномочий несколькими лицами - из неограниченности полномочий лиц, действующих совместно (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25).

Полномочия исполнительного органа хозяйственного общества могут быть переданы по договору управляющей организации или управляющему (далее - управляющая организация). Такая модель единоличного исполнительного органа предусмотрена федеральными законами о хозяйственных обществах и наиболее востребована в холдинговых структурах (группах компаний), в которых функции управляющей организации нескольких дочерних обществ передаются либо самому основному обществу, либо подконтрольной ему организации.

Исходя из поддерживаемой нами органической теории юридического лица управляющая организация не является собственно органом хозяйственного общества, ей передаются полномочия единоличного исполнительного органа; указанные полномочия она выполняет на основании решения о ее образовании и в соответствии с заключенным с ней гражданско-правовым договором.

Договор между управляющей организацией и хозяйственным обществом чаще всего квалифицируется как договор возмездного оказания услуг. Предметом такого договора является осуществление деятельности по управлению хозяйственным обществом в качестве его единоличного исполнительного органа.

Каким образом управляющая организация может реализовать предоставленные ей полномочия?

Общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию (п. 2 ст. 42 Закона об ООО, п. 3 ст. 69 Закона об АО), т.е. от имени управляемого общества без доверенности будет действовать единоличный исполнительный орган управляющей организации.

Управляющая организация осуществляет организационно-распорядительные полномочия, присущие исполнительному органу: руководит текущей деятельностью общества, заключает от имени общества сделки, осуществляет полномочия работодателя по отношению к работникам общества, выдает доверенности и пр. При этом управляющая организация, как правило, выполняет для управляемых обществ также комплекс услуг, связанных со стратегическим планированием, инвестиционной политикой, регулированием финансовых потоков, бюджетированием, кадровой политикой, внутренним контролем и аудитом, правовым обеспечением, управлением активами, бухгалтерским и налоговым учетом, маркетинговой политикой и пр.

Образование единоличного исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий в акционерном обществе находятся в альтернативной компетенции общего собрания и совета директоров (подп. 8 п. 1 ст. 48 Закона об АО). В обществе с ограниченной ответственностью, где имеется совет директоров, образование исполнительных органов также отнесено к альтернативной компетенции общего собрания и совета директоров (п. 1 ст. 40 Закона об ООО). Но в отличие от акционерных обществ в ООО принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему) также отнесено к альтернативной компетенции общего собрания и совета директоров (подп. 4 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). В АО решить вопрос о передаче полномочий управляющей организации может только общее собрание акционеров.

Единоличный исполнительный орган может быть образован на срок или без указания срока по усмотрению самого общества. Следует отметить, что трудовое законодательство допускает заключение срочного трудового договора с руководителем организации: согласно ст. 275 ТК РФ срок действия трудового договора директора определяется уставом или соглашением сторон.

Единоличный исполнительный орган считается образованным с момента принятия соответствующего решения уполномоченным органом (общим собранием или советом директоров). Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Однако для третьих лиц действует принцип публичной достоверности реестра: лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительности (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Таким образом, презюмируется, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных. Риски, связанные с несвоевременным внесением сведений в ЕГРЮЛ, несет само общество, если только контрагент не действует недобросовестно.

Прекращение полномочий единоличного исполнительного органа возможно как по причине истечения срока полномочий ЕИО на основании решения компетентного органа управления, так и в связи с их досрочным прекращением.

Компетенция единоличного исполнительного органа - остаточная, т.е. этот орган может осуществлять любые полномочия в сфере текущей деятельности хозяйственного общества, за исключением отнесенных законодательством и уставом к компетенции общего собрания акционеров (участников), совета директоров и правления общества.

Уставы хозяйственных обществ, как правило, содержат широкий и незакрытый перечень вопросов, которые относятся к ведению единоличного исполнительного органа. Единоличный исполнительный орган хозяйственного общества заключает от имени общества сделки, утверждает организационную структуру и штаты общества, принимает на работу и увольняет с работы работников общества, применяет к ним меры поощрения и налагает взыскания, в пределах своей компетенции утверждает локальные нормативные акты общества.

Единоличный исполнительный орган действует от имени общества без доверенности.

 

§ 6. Система контроля

за финансово-хозяйственной деятельностью общества

 

В современных коммерческих корпорациях действует система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, целью которой является обеспечение прав акционеров (участников) и потенциальных инвесторов общества. Эта система может включать наряду с традиционными механизмами контроля в форме деятельности ревизионной комиссии и привлечения внешнего аудита также функционирование комитета по аудиту совета директоров и создание службы внутреннего аудита в качестве отдельного структурного подразделения общества.

Действующее корпоративное законодательство с учетом изменений, внесенных Законом от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ, относит к компетенции совета директоров определение принципов и подходов к организации в обществе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита.

 

Внутренний контроль в хозяйственном обществе

 

Осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни является обязанностью экономического субъекта (ст. 19 Закона о бухгалтерском учете).

Согласно ККУ система управления рисками и внутреннего контроля должна быть направлена на обеспечение разумной уверенности в достижении поставленных перед обществом целей, задачами которой являются: обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности и экономичного использования ресурсов; выявление рисков и управление такими рисками; обеспечение сохранности активов общества; обеспечение полноты и достоверности бухгалтерской (финансовой), статистической, управленческой и другой отчетности; контроль за соблюдением законодательства, а также внутренней политики, регламентов и процедур общества.

Система управления рисками и внутреннего контроля позволяет обществу своевременно реагировать на возникающие риски и представляет собой совокупность организационных мер, методик, процедур, норм корпоративной культуры и действий, предпринимаемых обществом для достижения оптимального баланса между ростом стоимости общества, прибыльностью и рисками, для обеспечения финансовой устойчивости общества, эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, соблюдения законодательства, устава и внутренних документов общества, своевременной подготовки достоверной отчетности.

Организация системы управления рисками и внутреннего контроля требует формализации в этой части во внутренних документах общества роли и задач совета директоров, исполнительных органов, ревизионной комиссии, подразделения внутреннего контроля и иных подразделений общества, а также порядка их взаимодействия.

Для более эффективного функционирования такой системы ККУ рекомендует создавать отдельное структурное подразделение по управлению рисками и внутреннему контролю.

 

Ревизионная комиссия

 

Значимая роль в осуществлении внутреннего контроля принадлежит ревизионной комиссии (ревизору).

Как было отмечено, в акционерном обществе может быть образована только ревизионная комиссия, а в обществе с ограниченной ответственностью - как ревизионная комиссия, так и ревизор.

В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом ПАО (п. 1 ст. 85 Закона об АО). В непубличном акционерном обществе ревизионная комиссия создается за исключением случая, если уставом предусмотрено ее отсутствие. Такое решение может быть закреплено в уставе непубличного общества при учреждении общества либо путем его изменений решением общего собрания, принятым единогласно всеми акционерами. В ООО ревизионная комиссия (ревизор) образуется, если это предусмотрено уставом общества, а также в случае, если число участников превышает пятнадцать (п. 6 ст. 32 Закона об ООО).

Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относятся к компетенции общего собрания (подп. 9 п. 1 ст. 48 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО). При этом акции, принадлежащие членам совета директоров общества или лицам, занимающим должности в органах управления акционерного общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (абз. 2 п. 6 ст. 85 Закона об АО). Указанное законодательное положение предусмотрено для предотвращения возможного конфликта интересов.

Функции ревизионной комиссии определяются уставом общества (в отношении акционерного общества - по вопросам, не предусмотренным Законом об АО). Порядок деятельности комиссии регулируется в акционерном обществе внутренним документом, в обществе с ограниченной ответственностью - уставом и внутренним документом общества (п. 2 ст. 85 Закона об АО, п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

В соответствии с Законом об АО проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе самой ревизионной комиссии, решению общего собрания акционеров, совета директоров или по требованию акционеров (акционера) общества, владеющих в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст. 85 Закона об АО).

Ревизионная комиссия в акционерном обществе, если в соответствии с уставом ее создание является обязательным, по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества составляет заключение, в котором должны содержаться:

- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов общества;

- информация о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности (ст. 87 Закона об АО) <1>.

--------------------------------

<1> Такое заключение в соответствии с указанной статьей Закона может составить и аудитор общества, что отражает гибкий подход законодателя к формированию органов контроля акционерного общества.

 

Согласно Закону об ООО ревизионная комиссия общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47 Закона об ООО).

 

Комитет по аудиту совета директоров

 

Как было отмечено выше, совет директоров непубличного акционерного общества может, а публичного - обязан создать комитет по аудиту. Как и другие комитеты совета директоров, комитет по аудиту не является самостоятельным органом общества. Он осуществляет вспомогательные функции по подготовке информации, проектов, заключений и иных материалов и выносит их на рассмотрение совета директоров.

Законодательно закрепленной функцией за комитетом по аудиту является предварительное рассмотрение вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудитора, отсутствием у него конфликта интересов, а также с оценкой качества проведенного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.

Рекомендации по созданию комитета по аудиту, его компетенции, составу и порядку осуществления деятельности содержит ККУ. Одно из значимых направлений деятельности комитета по аудиту - выявление и своевременное предотвращение рисков в различных направлениях деятельности компании.

 

Внутренний аудит

 

Целью внутреннего аудита общества является систематическая независимая оценка надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля и практики корпоративного управления.

Внутренний аудит рекомендуется осуществлять посредством создания отдельного структурного подразделения (подразделения внутреннего аудита) или с привлечением независимой внешней организации.

С 1 июля 2020 г. в публичных обществах для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля должен осуществляться внутренний аудит. Совет директоров ПАО утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита. Для обеспечения независимости подразделения внутреннего аудита должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита, назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров. Условия договора с таким лицом также утверждаются советом директоров.

В случае если внутренними документами публичного общества предусмотрена возможность осуществления внутреннего аудита иным юридическим лицом, определение такого лица и условий договора с ним, в том числе размера его вознаграждения, также осуществляется советом директоров. Об усилении значения внутреннего аудита в обществе также свидетельствуют изменения, внесенные в Закон об АО Законом от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ, в соответствии с которыми к числу лиц, которые могут созывать заседание совета директоров акционерного общества, относится должностное лицо, ответственное за организацию осуществления внутреннего аудита (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

При осуществлении внутреннего аудита рекомендуется проводить оценку эффективности системы внутреннего контроля, оценку эффективности системы управления рисками, оценку корпоративного управления, а также применять общепринятые стандарты деятельности в области внутреннего аудита (п. 5.2.2 ККУ).

 

Внешний аудит

 

Внешний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, если такая возможность предусмотрена законом.

Закон об аудиторской деятельности в ст. 1 определяет аудит как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Независимость аудиторской организации обеспечивается отсутствием какой-либо связи с проверяемым хозяйственным обществом и членами его органов управления: имущественной, организационной, должностной и пр.

Обязательной аудиторской проверке применительно к хозяйственным обществам в соответствии с российским законодательством подлежат:

- акционерные общества;

- организации, если их ценные бумаги допущены к организованным торгам;

- кредитные, страховые организации, общества взаимного страхования, инвестиционные фонды и прочие финансовые организации в соответствии с приведенным в законе перечнем;

- любые хозяйственные общества, объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) которых (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.;

- организации, представляющие и (или) раскрывающие годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Указанные основания для проведения обязательного аудита содержатся в ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.

Аудитор в акционерном обществе утверждается общим собранием (п. 2 ст. 86 Закона об АО). Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров.

В обществе с ограниченной ответственностью аудиторская проверка может быть проведена как по инициативе самого общества выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям независимости от общества и членов его органов управления, так и по требованию участника. В случае проведения аудиторской проверки по требованию участника оплата услуг аудитора осуществляется за счет этого участника общества. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества (ст. 48 Закона об ООО).

По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитор составляет заключение, в котором, в частности, должны содержаться:

- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;

- информация о фактах нарушения установленного правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 243.