Услуги в доиндустриальной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В течение последних трехсот лет особой заботой правительства страны становилась необходимость развития отечественной экономики в более динамичном режиме. Петр I и Александр II проводили особенно активную политику модернизации (она определялась тогда как «реформы»). Так, после реформ середины XIX в. российские предприниматели и промышленники смогли более активно формировать индустриальные основы экономики.

После 1917 г. Были осуществлены радикальные преобразования в системе рыночного хозяйствования и отношений собственности. Упразднение слоя буржуазии и предпринимателей сопровождалось немалыми экономическими, социально-гуманитарными и культурными издержками. Но к 60-м годам XX в. отечественная экономика приобрела индустриальный характер. В ее рамках была создана на новой основе сфера услуг современного типа.

В современной России вновь восстанавливаются товарно-рыночные отношения, а также право частной и коллективной собственности в экономической практике. Подобные процессы не проходят плавно и легко. Но это преобразует сферу услуг – она становится открытой, подконтрольной общественным институтам и выборным органам власти, приобретает конкурентоспособные качества, основанные на правовом регулировании.

Сравнительно со странами Запада сфера услуг в нашей хозяйственной практике позднее стала дифференцироваться как самостоятельная область предпринимательства. Формирование самостоятельного статуса в экономике задерживалось в силу неразвитости рыночных отношений, невысокого уровня жизни населения России, а также нетребовательности людей в повседневной практике, идеалов скромного, если не аскетического существования, что вело к широкой практике семейного самообслуживания.

Весьма неоднозначным было влияние дворянского сословия на развитие отечественного сервиса. До отмены крепостного права в 1861 г. Дворяне широко использовали в быту труд домашней прислуги из крепостных. Вместе с тем, начиная с петровского времени, царствующие персоны обязывали дворян поддерживать в обществе и в семейных отношениях западноевропейские стандарты жизни. Это распространило в дворянской среде моду на все заграничное. Каменные особняки и сельские усадьбы для знати стали строить по особым проектам. Комнаты состоятельных людей обставляются по-европейски: вместо лавок – стулья и кресла, на стенах – большие зеркала и портреты хозяев.

Для обслуживания знати в стране появляются зарубежные специалисты по личным услугам: доктора с университетским образованием, парикмахеры, модистки, шляпницы и др. Наиболее дорогие образцы одежды, обуви, парфюмерии выписывались из-за границы. Все это говорит о неоднозначном развитии процесса удовлетворения потребностей представителей высших классов. С одной стороны, они игнорировали отечественные традиции и бытовые обычаи в этом направлении, с другой, их образ жизни предлагал более современные и во многом более эффективные образцы социального поведения, поддержания здоровья и отдыха.

Удовлетворение жизненных потребностей людей со средним и низким достатком носило характер самообслуживания на основе традиций. Если человеку нездоровилось, он обращался к знахарю. Большинство крестьян, бедных горожан сами шили себе одежду или прибегали к услугам знакомых, строили жильё, изготовляли хозяйственный инвентарь, мастерили нехитрые украшения. К XIX в. на основе ряда традиционных хозяйственных занятий в некоторых районах страны начали развиваться так называемые народные ремесла и промыслы.

Под народными промыслами понимаются направления хозяйственно-вспомогательной деятельности народов дореволюционной России, связанные с ремеслами и бытовым самообслуживанием крестьян, жителей разных территорий. Для беднейших слоев населения народные промыслы явились источником дополнительного заработка. Известны разные формы и обозначения народных промыслов – крестьянские, отхожие, кустарные, художественные.

Наиболее распространенными видами народных промыслов в дореволюционной России выступали: резьба по дереву, ручное узорное вязание, вышивка, набойка на ткани, роспись по ткани, создание детских игрушек. Некоторые промысловые занятия впоследствии подхватывались представителями других социально-профессиональных групп, которые делали их основным источником существования, развивали, ориентируясь на удовлетворение высокого вкуса знатоков и ценителей.

       В городах развивались те виды промыслов, которые пользовались спросом у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черное серебро и т.д. В помещичьих мастерских создавались изысканные виды вышивки (мстерская белая гладь, нижегородские гипюры). В мужских монастырях были традиционно представлены ремесла: кузнечное дело, столярное, плотницкое; помимо этого практиковались иконопись и ювелирное дело. В женских монастырях занимались художественной вышивкой, плетением или вязанием кружева, шитьем.

       Наиболее ранними видами специализированной услуговой деятельности в нашем обществе оставались ремесленные занятия и торговля. В русских городах купечество и ремесленники еще с периода Киевской Руси были уважаемыми сословиями. В каждом крупном или среднем городе России XVII - XIX вв. существовала базарная площадь, где располагались торговые ряды. Здесь велась оптовая и розничная торговля. В теплое время года торговцы выходили на крупные площади и улицы.

       Долгий период торговля велась архаическими методами даже в больших городах. Из-за объективных условий жизни в России задержалось существование ярмарочной и караванной торговли, тогда как в Западной Европе торговля развивалась уже под влиянием цехов и торговых гильдий, кроме того, существовали торговые биржи, развивалась выставочная деятельность.

       Особенно отставали в развитии процессы торговли в провинции и на селе. Например, вплоть до XX в. Село и провинцию обслуживали предприимчивые торговые агенты-одиночки или представители торгово-ремесленных артелей – офени, коробейники. Они везли в глубинку не только городские товары повседневного спроса (мелкие предметы для домашнего хозяйства, дешевые женские украшение и пр.), но и книги, способные привлечь внимание крестьян и их детей, а также «образы на листах», т.е. лубки, гравюры, народные картинки.

       Количество заведений розничной торговли в России начала XX в. Стремительно увеличивалось – накануне Первой мировой войны оно перевалило за миллион. Число мелких продавцов и скупщиков никто не учитывал. Зато у всех на виду были крупные текстильные фабрики, промышленно-торговые фирмы, большие магазины. Начали формироваться сбытовые объединения промышленников, изготовителей продуктов повседневного спроса.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 216.