Экономические аспекты процессов удовлетворения человеческих потребностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       С точки зрения экономики, потребности — это движущая сила про­цесса потребления. Потребление можно назвать деятельностью по удовлетворению потребностей.

       Важнейшее содержание экономической деятельности — это про­изводство и распределение материальных благ (товаров и услуг). Производство всегда находится в глубокой взаимосвязи с потребле­нием. Во-первых, потребление — это конечная цель производства. Во-вторых, производство одних благ оказывается в то же время по­треблением других. Так, производство машин и механизмов, равно как и производство услуг всегда сопровождается потреблением сы­рья, ресурсов техники и оборудования, энергии, а также знаний и умений работников. Потребление каких-либо ресурсов означает в то же время производство товаров, услуг или воспроизводство челове­ческого организма, человеческой рабочей силы. Поэтому в экономике принято разделять потребление на производственное, или производи­тельное (создание товаров, обслуживание техники и оборудования) и непроизводственное, или непроизводительное, т. е. личное по­требление. Личное потребление является прямым, непосредствен­ным удовлетворением потребностей человека. Услуги, как извест­но, тоже разделяются на производственные и непроизводственные. К производственным относятся, например, транспортировка грузов, ремонт и техническое обслуживание оборудования. К непроизводственным, связанным с личным потреблением, — услуги здравоохране­ния, образования, культуры, туризма, спорта, отдыха и т. п.

       Экономисты XVIII-XIX вв. рассматривали потребление как по­лучение благ (материальных и духовных). Другая характеристика потребления давалась через понятие полезности. С точки зрения экономики, понятие «полезность» имеет несколь­ко значений: 1) все то, что человек стремится получить, причем в максимальном объеме, исходя из соображений собственной потребительской вы­годы; 2) способность вещи удовлетворять потребность, причем не обяза­тельно принося при этом пользу (существуют потребности в та­ких вещах и услугах, которые считаются не очень полезными или просто вредными; в этом случае в качестве полезности рассмат­ривается не объективно «полезное», а «желаемое», «приятное» и т. п.); 3) основа для соизмерения благ (одни из них более полезны, дру­гие — менее); 4) экономическое значение вещи, выраженное через систему субъ­ективных оценок (вещь может быть экономически значима, поль­зоваться спросом потому, что ее считают нужной и полезной).

       В современном обществе господствует товарное производство, а потребление товаров и услуг зависит от доходов — денежных средств, которыми человек располагает (хотя люди могут оказывать друг другу и бесплатные услуги, находящиеся за пределами системы товарного производства). Реально в экономике проявляются только те потребности, которые обеспечены денежными средствами и могут быть удовлетворены при существующем уровне доходов. Совокуп­ность таких потребностей, сложившихся в данном обществе, создает платежеспособный спрос.

Спрос – это потребности, которые приобрели экономическое значение и реализуются на рынке через практические действия уча­стников экономической деятельности — производителей и потреби­телей. Спрос и потребности находятся в сложных отношениях. С одной стороны, спрос обычно является отражением потребности, с другой стороны, бывает, что потребность в товаре или услуге есть, а спроса на нее нет. Такие ситуации возникают или из-за недостаточной платежеспособности, или из-за моральных и правовых ограничений. Общество осуждает некоторые потребности и пути их удовлетворе­ния (чаще всего это нелегитимные услуги, оскорбляющие нравст­венность или нарушающие закон). Потребность — явление, имеющее сложную биологическую и социальную природу. Спрос — это соот­ветствующее ей экономическое явление, экономическое выражение потребности. В реальной экономической деятельности по производству товаров и услуг мы непосредственно сталкиваемся не с потреб­ностями, а со спросом, в основе которого лежат потребности.

       В практике сервисной деятельности разработаны приемы превра­щения потребности в спрос (так как только спрос приносит реаль­ный доход производителю услуг):

1) Снижение цены услуги, что делает ее доступной большему коли­честву потенциальных потребителей.

2) Организация рекламы с целью признания более высокого уровня значимости (полезности) услуги для потребителя. В этом случае спрос повышается за счет механизмов моды: клиент готов направить свои средства на модные и популярные услуги.

3) Корректировка характера услуги: изменение ее содержания или сопровождение другими услугами, придание ей комплексного ха­рактера. Это, например, различные дополнительные услуги в тор­говле, туризме, образовании, банковском деле.

       Платежеспособный спрос рассматривается в экономике как глав­ная характеристика уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются преимущественно экономические факторы (уровень до­ходов, спрос на товары и услуги). Социология пользуется и другим, более широким понятием — качество жизни. В понятие качества жизни включаются не только экономические аспекты, но и духов­ные, культурные факторы: уровень образования, широта интересов, состояние здоровья, культура труда, отдыха и общения. Все челове­ческие потребности так или иначе связаны с экономикой, материаль­ным обеспечением жизни, но они не сводятся только к нему.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 202.