Учитывая специфику темы 3 «Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения», к нормативным правовым актам по указанной теме относится обширное административное законодательство, подробно изложенное и относящееся к каждой теме курса «Административное право». Это Конституция РФ, международные акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отдельные из них:
1. Конституция Российской Федерации //(принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации, <http://www.pravo.gov.ru>
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712.
3. Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ, 18.10.1999, №42, ст. 5005.
4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
5. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ. 2006, № 19, ст. 2060.
6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ, 2001, № 33 (ч. 1), ст. 3441.
7. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» //
8. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
9. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»// РГ, № 25 от 08.02.2011, РГ, № 28, 10.02.2011.
10. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
11. КоАП РФ и акты субъектов РФ об административных правонарушениях // Официальный интернет-портал правовой информации, <http://www.pravo.gov.ru>
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова».
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.04.2017 № 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "м" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки О.И. Гуровой".
Дополнительная литература по теме 3.
1. Агапов А.Б. Административная ответственность. 7-е изд., пер. и доп. Бакалавр и магистр. Академический курс // М: Юрайт, 2017. - 406 с.
2. Агапов А.Б. Административное право в 2 т. Том 1. Общая часть 10-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М. : Издательство Юрайт, 2018.
3. Агапов А. Б. Административное право в 2 т. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Б. Агапов. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 371 с.
4. Административное право и административная ответственность : курс лекций / Б. В. Россинский. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 352 с.
5. Студеникина М.С. Некоторые проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. - М.: Норма, 1997, № 1. - С. 59-68.
6. Канунникова Н.Г. К вопросу об объектах административно-правовых отношений в контексте теории правоотношений // Административное право и процесс. 2017. № 1. С. 23 - 25.
7. Козлов Ю. М. Административные правоотношения / Козлов Ю.М. - М.: Юрид. лит., 1976. - 184 c.
8. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение / Коренев А.П. - М.: Юрид. лит., 1978. – 142 c.
9. Попов Л.Л. Проблемы эффективности административно-правовых санкций // Демократия и право развитого социалистического общества. Материалы Всесоюзной научной конференции, 21 - 23 ноября 1973 г. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - С. 203-205.
Модуль 2.
Тема 4. Административно-правовой статус гражданина (2 часа).
№ п/п занятия по теме | Вопросы темы | Образовательные технологии | Оценочные средства | Количество часов |
4.1. | 1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ. 2. Права, обязанности, гарантии прав граждан в сфере государственного управления. 3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Общая характеристика его элементов и отличие от административно-правового статуса граждан РФ. 4. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, получивших политическое убежище. 5. Обращения граждан. | Подготовка докладов и презентаций. Решение казусов, выполнение тестов. Подготовка эссе, реферата, схем, таблиц, кроссвордов, обзора правоприменительной (судебной) практики. Подготовка процессуальных документов. Из них интерактивные: - дискуссия; - работа в малых группах с казусом. | Проверка докладов, решения казусов, ответов на вопросы тестов, эссе, рефератов, схем, таблиц, кроссвордов, обзоров правоприменительной (судебной) практики; - подготовка процессуальных документов. Оценка участия в дискуссии; работы в малых группах с казусом; интерактивных докладов (с вопросами и заданиями аудитории). | 2 |
Задание к практическому занятию 4. | 1. По согласованию с преподавателем подготовить доклад или презентацию по одной из тем: · Административно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. · Административно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев. · Особенности статуса лица, получившего политическое убежище. · Предложения о внесении изменений в действующее законодательство, определяющее статус беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших политическое убежище. 2. Подготовить схему «Способы защиты прав и свобод граждан в РФ». 3. Составить сравнительно-правовую таблицу конституционных и административных прав и обязанностей граждан. 4. Используя рекомендуемые источники судебной практики к теме, а также самостоятельно отобранные и проанализированные материалы судебной практики составить обзор судебных решений по одному из вопросов темы практического занятия. Сформулируйте обобщающие выводы и вопросы. Оформите результаты работы в виде экспертно-правового заключения. 5. По указанию преподавателя подготовить один из процессуальных документов по теме «обращения граждан». 6. Составить кроссворд на тему: «Граждане как субъекты административного права» с использованием следующих понятий: «права», «обязанности», «гражданин»; «паспорт»; «ответственность»; «дееспособность»; «правоспособность»; «гарантии»; «предложение»; «заявление»; «запрос»; «жалоба»; «иностранный гражданин»; «депортация»; «выдворение»; «беженец»; «вынужденный переселенец». 7. Ответить на контрольные вопросы к теме. 8. Решить казус. |
Казус № 1.
Студент Московского государственного юридического университета Победин гулял по Красной площади Москвы. К нему подошли сотрудники полиции сержант Сергеев и рядовой Алексеев. Не представившись, сержант Сергеев попросил Иванова предъявить документ, удостоверяющий личность. Студент объяснил сотрудникам полиции, что паспорт он оставил дома и при себе у него есть только студенческий билет. Сотрудники полиции пояснили Победину что студенческий билет не является документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, и грубо попросили его проследовать с ними в ближайшее отделение полиции для установления личности. Победин пробыл 3 часа в отделе полиции «Китай-город», после чего его отпустили домой, без составления каких-либо процессуальных документов.
Вопросы по казусу:
1. Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации.
2. Законны ли требования и действия сотрудников полиции в описанной ситуации?
3. Нарушил ли студент Победин нормы законодательства Российской Федерации?
4. Является ли студенческий билет документом, удостоверяющим личность гражданина РФ?
Казус №2.
Гражданин Матвеев в выходной день пришёл на ледовый каток отдохнуть и покататься на коньках. Согласно правилам, установленным на катке, помимо оплаты входа и проката коньков, также было необходимо сдать в залог паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Матвеев уплатил установленную сумму за прокат, и передал в залог арендатору катка, владельцу ООО «Снежок» гражданину Алиеву, не паспорт, а водительское удостоверение. Гражданин Алиев принял документ и позволил гражданину Матвееву пройти на каток.
Вопросы по казусу:
1. Есть ли нарушения правовых норм в условиях данного казуса? Правомерно правилами ООО «Снежок» был установлен залог паспорта или иного документа, удостоверяющего личность?
2. Какие документы удостоверяют личность гражданина Российской Федерации? В какой контрольно-надзорный орган государственной власти можно обратиться с жалобой, в том случае, если в условиях задачи есть нарушения норм права?
Темы эссе, рефератов.
1. Субъекты административного права. Сравнительно-правовой анализ индивидуальных и коллективных субъектов.
2. Административно-правовой статус гражданина, проблемы взаимоотношения с исполнительной властью.
3. История развития и совершенствования административно-правового статуса гражданина.
4. История развития и совершенствования административно-правового статуса иностранного гражданина.
5. Законодательство, устанавливающее административно-правовой статус гражданина.
6. Сравнительно-правовое исследование административно-правового статуса гражданина РФ и граждан в других государствах (на выбор бакалавра).
7. Право жалобы. Теория и практика. Проблемы правоприменения.
8. Беженцы и вынужденные переселенцы в РФ. Проблемы и перспективы.
Контрольные вопросы по теме 4.
1. В чем отличие административно-правового статуса от конституционно-правового статуса гражданина РФ?
2. Какие элементы можно выделить в административно-правовом статусе гражданина?
3. Какие можно привести классификации прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления?
4. В чем отличие административно-правового статуса иностранного гражданина от гражданина РФ?
5. Какие преимущества дает административно-правовой статус беженцев?
6. Какими правами, обязанностями и льготами пользуются вынужденные переселенцы?
7. В чем состоит разница административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев?
8. В чем отличие статуса лиц, получивших политическое убежище в Российской Федерации, от общего статуса иностранцев?
9. Что такое обращение гражданина?
10. Какие виды обращений граждан выделяются в российском законодательстве?
Тесты по теме 4.
1. Что относится к ограничениям для лиц, не являющихся гражданами РФ:
а) заключение брака;
б) приобретение гражданства РФ;
в) поступление на государственную гражданскую службу РФ.
2. Правонарушители – граждане РФ могут быть:
а) ограничены в выезде за пределы страны;
б) депортированы;
в) принуждены проживать в центрах временного размещения.
3. Согласно закону заявление – это:
а) рекомендация что-либо улучшить;
б) требование принять меры в связи с неправомерными действиями;
в) просьба о признании статуса физического или юридического лица;
г) просьба о реализации, предоставлении права.
4. Судебная жалоба может быть подана:
а) в 3-х месячный срок со дня нарушения права;
б) в 3-х месячный срок, когда стало известно о нарушении права;
в) в месячный срок со дня нарушения права;
г) в месячный срок, когда стало известно о нарушении права.
5. У граждан России административная правоспособность наступает:
а) с 18 лет;
б) с 16 лет;
в) с 14 лет;
г) с рождения.
6. У граждан России частичная административная дееспособность наступает:
а) с 18 лет;
б) с 16 лет;
в) с 14 лет;
г) с рождения.
7. У граждан России полная административная дееспособность наступает:
а) с 18 лет;
б) с 16 лет;
в) с 14 лет;
г) с рождения.
8. У граждан России полная административная деликтоспособность наступает:
а) с 18 лет;
б) с 16 лет;
в) с 14 лет;
г) с рождения.
9. Иностранные граждане:
а) подлежат административной ответственности;
б) не подлежат административной ответственности;
в) их наказывают по нормам страны гражданина-правонарушителя.
10. Гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия, это:
а) беженец;
б) вынужденный переселенец;
в) мигрант.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 371.