Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

лекции Практические занятия СРС 1. РАЗДЕЛ I. Философия, ее предмет, структура и функции. Историко­философское введение. Тема 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания. Философия классическая, неклассическая и постнеклассическая. Тема 2. Русская философия 2 6 8 10 Лекция-дискуссия. Опрос; проверка конспектов первоисточников; подготовка и оценка сообщений; тестирование 2 РАЗДЕЛ II. Философия бытия Тема 1. Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия.     Философские и научные картины мира как модели бытия. Тема 2. Бытие и сознание 2 2 4 8 Лекция-дискуссия, Лекция-презентация. Реферирование литературы; подготовка и оценка презентаций; опрос; тестирование 3. РАЗДЕЛ III. Философия познания Тема 1. Познание. Тема 2. Специфика науч­ного познания 2 2 4 8 Лекция-презентация; Лекция-дискуссия, Опрос; подготовка и оценка сообщений; тестирование 4 РАЗДЕЛ IV. Общество, культура, цивилизация Тема 1. Философская антропология. Тема 2. Социальная фило­софия. Тема 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного освоения бытия. Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России 2 4 6 10 Лекция-дискуссия, Лекция-дискуссия. Реферирование литературы; подготовка и оценка презентаций; опрос; тестирование

 ВСЕГО:

14 22 36

Экзамен (36 часов)

 

5.1. Содержание дисциплины (программа курса)

Курс философии включает в себя изучение истории философии и основных проблем философии. История философии представлена не столько в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, сколько как панорама философской мысли. Поэтому важно выделить основные исторические этапы развития философской мысли, сосредото­чив внимание на проблемах бытия, познания, человека и общества. Дан­ный подход позволяет систематизировать материал, лучше усвоить суть философских учений, использовать эвристический потенциал философ­ских концепций в особой сфере права.

Изучение основных проблем философии предполагает опору на зна­ние истории философии, дающее возможность сопоставить различные подходы к их решению в современной философской и философско-пра­вовой мысли. Главное — побудить обучающихся задуматься над основополагающими философскими вопросами и, опираясь на их современное решение различными философскими школами и направлениями, сфор­мировать собственное представление о мире и человеке.

Присущие философскому знанию функции гносеологического, мето­дологического и аксиологического характера способствуют установлению широких междисциплинарных связей с юридическими и другими гумани­тарными науками. Это позволит студентам глубже освоить юридические дисциплины, развить и приумножить свои профессиональные навыки в области нормотворческой, правоприменительной и других видах юри­дической деятельности; применить знания в педагогической деятельно­сти — преподавании правовых дисциплин и осуществлении правового воспитания; воспитать личностные качества, соответствующие будущей профессиональной деятельности.

 

РАЗДЕЛ I. Философия, ее предмет и функции. Историко­-философское введение

Тема 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания. Философия классическая, неклассическая и постнеклассическая

Понятие мировоззрения, его типы и важнейшие компоненты. Основ­ные исторические типы мировоззрения. Своеобразие философского мировоззрения, его отличие от других типов мировоззрения.

Предмет философии. Эволюция представлений о предмете филосо­фии. Основные философские проблемы, их эволюция в процессе станов­ления и развития философского знания. Структура философского знания. Функции философии. Роль философии в жизни человека и общества, ее место в духовной культуре.

Основные этапы исторического развития философской мысли и ее направления.

Генезис философии в Древней Греции. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии. Своеобразие античной диалектики. Трак­товки бытия, сознания и познания в античной философии. Проблема чело­века, государства и общества в античной философской мысли классиче­ского периода. Начало формирования философских воззрений о праве. Особенности культуры эллинизма, основные философские школы этого периода.

Основные черты средневековой теологической философии. Патри­стика, ее своеобразие. Схоластика, этапы ее развития. Роль университе­тов в средневековой Европе. Основные философско-правовые взгляды в Средневековье.

Философия эпохи Возрождения: реставрация античных идеалов все­сторонне развитого, деятельного человека; гуманизм; пантеизм. Соци­ально-философская мысль эпохи Возрождения и ее правовые аспекты.

Философия ХVII-ХVШ вв., ее связь с развитием науки и процессом формирования философии права и юридической науки Нового времени. Решение проблемы познания. Идея универсального метода научного познания. Антиномия эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.

Философия эпохи Просвещения. Социально-политические и право­вые аспекты философии Нового времени.

Классическая немецкая философия, ее особенности и значение. Им. Кант — родоначальник классической немецкой философии. Правовые взгляды Им. Канта. Диалектика субъекта и объекта в философии И. Фихте и Ф. Шеллинга. Философская система и метод Г. Гегеля. Антропологическая философия Л. Фейербаха.

Марксистская философия: основные идеи и эволюция. Философско- правовые идеи философии марксизма.

Неклассическая философия: характерные черты и направления философии второй половины XIX — начала ХХ в.

Общая характеристика основных течений западной философской мысли ХХ-ХХ1 вв. Формирование постнеклассических направлений во вто­рой половине ХХ в.: постпозитивизм, постструктурализм, постмодернизм.

 

Тема 2. Русская философия

Своеобразие русской философии, этапы эволюции философской и социально-политической мысли в России. Основная проблематика рус­ской философии XIX — первой половины ХХ в. Славянофилы и западники. Критика славянофилами культуры Запада и обоснование особого исто­рического пути России. Либеральное и революционно-демократическое направления западничества.

Материалистическое течение в русской философии (А. И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Русская религиозная философия. Философия все­единства В. С. Соловьева. Экзистенциально-религиозная философия Н.      А. Бердяева. Русский космизм, его основные течения.

Разработка нравственно-правовых проблем в трудах русских фило­софов конца XIX — середины ХХ в. (И. А. Ильин, П. И. Новгородцев и др.).

 

РАЗДЕЛ II. Философия бытия

Тема 1. Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия. Философские и научные картины мира как модели бытия

Онтология — учение о бытии. Философская категория «бытие», ее содержание и эволюция в истории философии. Соотношение понятий: бытие и небытие, бытие и сущее. Подходы к проблеме бытия в современ­ной философии. Проблема многообразия и единства бытия. Понятие суб­станции в истории философии. Плюрализм, дуализм, идеалистический и материалистический монизм. Основные формы бытия. Специфика природного, социального, чело­веческого бытия. Фундаментальные свойства бытия. Структурная орга­низация бытия, понятия системы и элемента, виды систем, принципы системности и самоорганизации. Материя как философская категория. Движение как атрибут бытия. Развитие и его модели. Пространство и время как культурные универсалии и как важнейшие атрибуты бытия. Мно­гообразие пространственно-временных уровней бытия.

Понятие «картина мира». Научные, философские и религиозные кар­тины мира.

Натурфилософская картина мира: мир как самодостаточная, законо­мерная, внутренне упорядоченная и целесообразная реальность (космо­логические модели Античности). Аристотелевско-птолемеевская система мира.

Картина мира классической науки. Механистические представления о материи и движении. «Лапласовский» детерминизм. Субстанциальная концепция пространства и времени.

Неклассическая наука — квантово-механическая картина мира, веро­ятностно-статистический характер причинности, реляционная концепция пространства-времени.

Постнеклассическая картина мира. Системность и самоорганизация как свойства бытия. Фундаментальная роль случайности. Стохастичный, неопределенный, нелинейный характер развития Вселенной. Синерге­тика как методология исследования сложных систем. Базисные принципы синергетики. Антропный принцип в постнеклассической науке.

 

Тема 2. Бытие и сознание

Бытие и сознание. Понятие материального и идеального. Проблема происхождения сознания. Информационное взаимодействие как пред­посылка возникновения сознания. Роль трудовой деятельности, языка и общения в формировании сознания.

Постановка проблемы сознания в философии. Сознание и мозг. Общественная природа и активность сознания. Творческий характер сознания. Самосознание, его структура и формы.

Структура сознания. Структура психической деятельности. Созна­тельное и бессознательное. Фрейдистские и неофрейдистские трактовки бессознательного и его роли в происхождении культуры. Сознание как необходимое условие развития культуры.

 

РАЗДЕЛ III. Философия познания

Тема 1. Познание

Познание как активная деятельность человека, направленная на про­изводство знаний. Проблема познаваемости мира в философии и основ­ные способы ее решения. Субъект и объект познания.

Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Чувствен­ное познание, его основные формы. Рациональное познание. Основные формы мышления. Роль интуиции в познании. Единство чувственного, рационального и интуитивного познания. Односторонность сенсуализма, рационализма, иррационализма.

Проблема истины в философии и науке. Классическая, когерентная, прагматическая, конвенциальная концепции истины. Истина и заблужде­ние. Правда и ложь. Объективное и субъективное, абсолютное и относи­тельное в истине. Конкретность истины. Критерии истинности знания. Познание и практика. Проблема истины в судебном исследовании и юри­дической практике.

Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания. Особенности юриди­ческой герменевтики.

 

Тема 2. Специфика научного познания

Многообразие видов знания. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания.

Метод и методология. Частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) методы познания.

Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Методы и формы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент; эмпири­ческий факт и эмпирический закон. Использование эмпирических методов в юридической практике.

Методы и формы теоретического познания: абстрагирование, идеа­лизация, формализация, математизация; гипотеза и теория. Особенности методологии социо-гуманитарного познания.

Предпосылочное знание. Картина мира и стиль научного мышления. Понятие о типах научной рациональности.

Общенаучная методология и методология права. Роль философских категорий как основных познавательных категорий философии права.

Диалектический, феноменологический, герменевтический методы в современном правоведении.

 

РАЗДЕЛ IV. Общество, культура, цивилизация

Тема 1. Философская антропология

Человек как особая форма бытия. Постановка проблемы человека в философской антропологии. Уровни бытия человека. Соотношение при­родного (биологического) и общественного (социального) в человеке. Современные биологизаторские и социологизаторские концепции сущ­ности человека. Экзистенциальное и духовное измерение онтологической структуры человека.

Человек в своей жизнедеятельности: индивид, индивидуальность, личность. Роль социальной среды в формировании личности. Человек в системе социальных отношений. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти в духовном опыте чело­вечества.

 

Тема 2. Социальная философия

Общество и природа. Исторические этапы взаимодействия общества и природной среды. Противоречия в системе «общество — природа» в современном мире. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере, их актуальность.

Общество как системное целое. Специфика философского осмысле­ния общественной жизни. Структура общества. Важнейшие сферы (под­системы) жизнедеятельности общества.

Социальные отношения, их особенности и роль в обществе. Основ­ные подструктуры общества.

Общественное и индивидуальное сознание. Структура обществен­ного сознания. Массовое сознание.

Проблема исторической необходимости и свободы личности. Сво­бода и ответственность. Понятие юридической ответственности.

Общество как социальный организм: в его движении, изменении, развитии. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию про­цесса развития общества. Концепции исторического процесса (Дж. Вико, О. Конт, К. Маркс, О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, П. Сорокин, Т Парсонс и др.).

Философия истории: проблема периодизации. Типы цивилизаций: традиционные и техногенные цивилизации. Понятие постиндустриального общества. Глобализация и глобальные проблемы.

Общественный прогресс, его критерии, направленность и историче­ские типы. Социальный детерминизм и его виды: географический, демо­графический, социально-экономический, технологический, космологиче­ский и др.

 

Тема 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного освоения бытия. Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России

Понятие культуры. Структура и функции культуры. Единство и много­образие культур. Культура и цивилизация. Философские концепции проис­хождения и сущности культуры.

Понятие социокода как формы наследования социального опыта. Традиции и инновации в культуре. Современные модели взаимодействия культур: ассимиляция, интеграция, мультикультурализм. Проблематич­ность каждой из данных моделей.

Культурные универсалии как категории культуры. Смыслы и ценности культуры. Понятие ценности. Ценности и оценка. Структура оценки. Цен­ности и нормы. Система ценностей: пирамида ценностей. Базовые и пре­ходящие ценности. Общечеловеческие, классовые, национальные, инди­видуальные ценности. Право и ценности в жизни человека и общества. Проблема социального идеала и переоценки ценностей.

Основные формы ценностного освоения бытия: право, мораль, рели­гия, искусство.

Социокультурные основания правового сознания. Ценности права и ценности морали. Справедливость и свобода как нравственно-правовые ценности. Проблемы социальной реализации правовых ценностей. Поня­тие правовой культуры. Особенности правовой культуры России. Право­вые ценности и проблемы формирования правового общества в России.

 

Лекции

 

Главное назначение лекционного курса для бакалавров заключается в том, чтобы помочь студентам вникнуть в предмет и правильно организо­вать систематическую работу над курсом в течение всего времени изуче­ния, направить и организовать самостоятельную познавательную и твор­ческую деятельность студентов. Задачи лекций:

-  ввести студентов в данный курс;

-  познакомить с основными философскими понятиями и категори­ями;

-  показать становление и формирование этих категорий по мере развития философского знания;

-  познакомить студентов с современными философскими школами, направлениями и течениями, наиболее важными дискуссиями в области философии.

На лекциях даются рекомендации по использованию основной и дополнительной учебной литературы.

 

5.2.1. Лекции для очной формы обучения (14 часов)

 

РАЗДЕЛ I. Философия, ее предмет и функции. Историко-философское введение

Тема лекции 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания. Философия классическая, неклассическая и постнеклассическая (4 часа)

1.  Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Философское мировоззрение. Философия, ее предмет. Основные функции философии.

2.  Эволюция философской мысли от Античности до эпохи Возрожде­ния.

3. Философия Нового времени, ее особенности.

4.  Классическая немецкая философия. Особенности, значение, вли­яние на развитие философской мысли ХIХ-ХХI вв.

5.  Неклассическая философия второй половины XIX — середины ХХ в.

6.  Постнеклассическая философия второй половины ХХ-ХХI в.

 

Тема лекции 2. Русская философия (2 часа)

1.  Традиции, особенности и основные периоды развития русской философии.

2.  Русская философская мысль ХVIII - ХIХ вв.

3.  Судьбы русской философии ХХ-ХХI вв.

 

РАЗДЕЛ II. Философия бытия

Тема лекции 1. Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия. Философские и научные картины мира как модели бытия (1 час)

1.  Бытие как философская категория. Различные подходы к проблеме бытия в современной философии.  Понятие субстанции. Проблема единства мира, ее решение в философии.

2.  Основные формы бытия. Материальное и идеальное. Решение проблемы идеального и духовного бытия в современной философии.

3.  Фундаментальные свойства бытия. Структурная организация бытия. Движение, развитие, пространство и время.

4 Понятие «картина мира». Научные, философские и религиозные картины мира. Натурфилософская картина мира.

5.  Картина мира классической науки. Представления о материи, дви­жении, пространстве и времени.

6. Неклассическая и постнеклассическая картины мира. Пересмотр концепций причинности, реляционная концепция пространства-времени. Синергетика как методология исследования сложных самоорганизую­щихся систем.

 

Тема лекции 2. Бытие и сознание (1 час)

1.  Бытие и сознание. Постановка проблемы сознания в философии.

2.  Сущность сознания, его генезис и условия формирования.

3.  Роль трудовой деятельности, языка и общения в формировании сознания.

4.  Структура сознания. Сознание и самосознание.

5.  Сознание и бессознательное. Философские концепции происхож­дения культуры: роль сознательного и бессознательного.

 

РАЗДЕЛ III. Философия познания

Тема лекции 1. Познание (1 час)

1.  Проблема познаваемости мира, ее решение в философии. Субъект и объект познания.

2.  Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Роль интуиции в познании. Односторонность сенсуализма, эмпиризма, рацио­нализма и иррационализма.

3.  Философское решение проблемы истины и ее критериев. Про­блема истины в судебном исследовании и в юридической практике.

4.  Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания.

 

Тема лекции 2. Специфика научного познания (1 час)

1.  Специфика философского, научного, ненаучного и вненаучного познания. Критерии научности. Структура научного познания.

2.  Методология научного познания. Методы и формы эмпириче­ского и теоретического познания. Особенности социально-гуманитарного познания.

3.  Философские и общенаучные методы в юридической науке: логи­ческие методы, диалектический, феноменологический, герменевтиче­ский.

4.  Значение философских категорий в построении методологии права.

 

РАЗДЕЛ IV. Общество, культура, цивилизация

Тема лекции 1. Философская антропология (1 час)

1.  Онтологические основы философской антропологии. Соотношение природного и социального в человеке. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций человека.

2.  Человек в своей жизнедеятельности: индивид, индивидуальность, личность.

3.  Личность как субъект и носитель свободы. Человек в системе соци­альных отношений.

4.  Смысл жизни. Проблема жизни и смерти в духовном опыте чело­вечества.

 

Тема лекции 2. Социальная философия (1час)

1.  Общество и природа. Экологические и демографические про­блемы в современном обществе, роль права в их решении.

2.  Основные философско-методологические подходы к анализу общества.

3.  Общество как система. Важнейшие сферы жизнедеятельности общества.

4.  Общественное и индивидуальное сознание. Структура обществен­ного сознания. Массовое сознание.

5.  Проблема исторической необходимости и свободы личности. Сво­бода и ответственность.

6.  Формационный и цивилизационный подходы к пониманию про­цесса развития общества. Концепции исторического процесса (Дж. Вико,

О. Конт, К. Маркс, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Т Парсонс и др.).

7.  Общественный прогресс и его критерии. Проблема социального детерминизма.

 

Тема лекции 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного освоения бытия. Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России (2 часа)

1. Понятие культуры, ее структура и функции. Единство и многообра­зие культур. Культура и цивилизация. Философские концепции происхож­дения культуры.

2.  Понятие социокода как форма наследования социального опыта. Традиции и инновации в культуре. Современные модели взаимодействия культур.

3.  Ценности и ценностные установки. Понятие оценки.

4.  Смыслы и ценности культуры. Особенности правовой культуры России.

5.  Основные формы ценностного освоения бытия и их сущностные характеристики. Ценности права. Проблемы социальной реализации пра­вовых ценностей.

 

Задания для подготовки к лекциям:

-  предварительно ознакомиться с категориальным аппаратом, используемым в лекции;

-  ознакомиться с рекомендованными первоисточниками;

-  ознакомиться с основной и дополнительной литературой;

-  продумать проблемные вопросы, поставленные на предыдущей лекции.

 

5.2.2. Лекции для заочной формы ускоренного обучения (2 часа)

 

Тема лекции 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания (1 час)

1.  Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Философское мировоззрение. Философия, ее предмет. Основные функции философии.

2.  Эволюция философской мысли от Античности до эпохи Возрожде­ния.

3.  Философия Нового времени, ее особенности.

4.  Классическая немецкая философия. Особенности, значение, влия­ние на развитие философской мысли ХIХ-ХХI вв.

5.  Неклассическая философия второй половины XIX — середины ХХ в. Постнеклассическая философия второй половины XX — XXI в.

6.  Традиции, особенности и основные периоды развития русской философии.

 

Тема лекции 2. Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия. Философские и научные картины мира как модели бытия. Бытие и сознание (1 час)

1.  Бытие как философская категория. Основные формы бытия. Раз­личные подходы к проблеме бытия в современной философии. Понятие субстанции. Проблема единства мира, ее решение в философии.

2.  Фундаментальные свойства бытия. Структурная организация бытия. Движение, развитие, пространство и время.

3.  Понятие «картина мира». Научные, философские и религиозные картины мира. Натурфилософская картина мира.

4.  Бытие и сознание. Постановка проблемы сознания в философии. Структура сознания.

 

Задания для подготовки к лекциям:

—  предварительно ознакомиться с категориальным аппаратом, используемым в лекции;

—  ознакомиться с рекомендованными первоисточниками;

—  ознакомиться с основной и дополнительной литературой;

— ознакомиться с материалами лекций, помещенных в Интернете на сайтах Университета.

 

Практические занятия

 

5.2.2. Практические занятия для очной формы обучения (22 часа)

 

РАЗДЕЛ I. Философия, ее предмет и функции. Историко-философское введение

Практическое занятие № 1

Тема 1. Предмет и функции философии. Развитие философии от Античности до Нового времени (2 часа; дискуссия)

1.  Философское мировоззрение. Предмет и функции философии.

2.  Своеобразие античной философии.

3.  Особенности философии Средних веков и философии Возрожде­ния.

4.  Философия Нового времени. 

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

—  изучить лекционный материал по теме;

—  ознакомиться с планом практического занятия;

—  изучить рекомендованную литературу;

—  подготовиться к анонимному интервью на тему «Что я жду от изу­чения философии?».

 

Основная литература

1. Философия : учебник для бакалавров / под ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012.

2. Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина – 6-е изд. – М.: Проспект, 2012 г.

3. Ратников В.П. Философия – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – http://www.iprbookshop.ru/6630

 

Дополнительная литература

1. Аристотель. Метафизика М., Эксмо, 2017.

2. Аристотель. Этика. АСТ, 2010..

3. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и Средневековья. Под ред. Мотрошиловой Н.В.М., Академический проект, 2017 http://www.iprbookshop.ru/36373.html 

4. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга вторая .Философия XV-XIX вв. Под ред. Мотрошиловой Н.В.М., 2017. Академический проект http://www.iprbookshop.ru/36372.html  

5. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993.

6. Платон. Сочинения в 4 т. М., 1990-1994. Т 2 : диалоги «Пир», «Пар­менид» и др. ; Т 3: «Государство».

7.  Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 100­149; 176-256; 274-314

  

Практическое занятие № 2

Тема1. Классическая немецкая философия. Философия марксизма (2 часа; дискуссия)

1.  Классическая немецкая философия, ее своеобразие:

—  философия Им. Канта. Учение о познании и этика;

—  философская система и метод Г Гегеля;

—  антропологическая философия Л. Фейербаха.

2.  Философии марксизма: основные идеи и эволюция. Марксистская философия в России.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

—  изучить лекционный материал по теме;

—  ознакомиться с планом практического занятия;

       -  изучить рекомендованную литературу

 

Основная литература

1. Философия : учебник для бакалавров / под ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012.

2. Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина – 6-е изд. – М.: Проспект, 2012 г.

3. Ратников В.П. Философия – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – http://www.iprbookshop.ru/6630

 

   Дополнительная литература

1. Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по истории философии : в 3 кн. СПб. : Наука, 2006.

2.  Гулыга А. В. Кант. М., 1994.

3.  Гулыга А. В. Гегель. М., 1994.

4.  История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья .Философия XIX- XX вв. Под ред. Мотрошиловой Н.В.М., 2017. Академический проект http://www.iprbookshop.ru/36374.html

5.  Кант Им. Критика чистого разума. С-Пб. Азбука СПб, 2018.

6. Кант Им. Пролегомены : сочинения : в 6 т. М., 1963-1966. Т 4.

7.  Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения: в 50 т. 2-е изд. М. : Государственное издательство политической литературы, 1955-1981. Т 3.

8.  На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990.

9.  Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения: в 50 т. 2-е изд. М.: Госу­дарственное издательство политической литературы, 1955-1981. Т. 21.

 

Практическое занятие № 3

Тема 1. Западная философия второй половины ХIХ— ХХI в. (2 часа; коллоквиум)

1.  Особенности западной философии XIX-XXI вв.

2.  Позитивизм, его исторические формы. Постпозитивизм. Прагма­тизм.

3.  Философская герменевтика.

4.  Философия А. Шопенгауэра. Ее развитие в философии жизни.

5.  Учение о бессознательном З. Фрейда. Неофрейдизм.

6.  Экзистенциализм, решение проблемы человека.

7.  Постмодернизм.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

—  изучить лекционный материал по теме;

—  ознакомиться с планом практического занятия;

—  изучить рекомендованную литературу;

—  подготовить научное сообщение по теме занятия с использова­нием дополнительной литературы и интернет-ресурсов;

—  проанализировать одно из произведений зарубежного философа конца XIX —XX в. (по выбору), подготовить доклад о прочитанном.

 

Основная литература

1. Философия : учебник для бакалавров / под ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012.

2. Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина – 6-е изд. – М.: Проспект, 2012 г.

3. Ратников В.П. Философия – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – http://www.iprbookshop.ru/6630

 

Дополнительная литература

1. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья .Философия XIX- XX вв. Под ред. Мотрошиловой Н.В.М., 2017. Академический проект http://www.iprbookshop.ru/36374.html

2. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга четвертая .Философия XX вв. Под ред. Мотрошиловой Н.В.М., 2017. Академический проект http://www.iprbookshop.ru/36375.html

3.  Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

4.  Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

5.  Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2000-2001. Статьи «Позитивизм», «Постпозитивизм», «Прагматизм», «Философская герме­невтика», «Экзистенциализм», «Постмодернизм».

6.  Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.

7.  Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

8.  Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

9.  Фромм Э. Душа человека. Революция надежды М., 2014.

10.  Фокина Н. И. Современная западная философия : учеб. пособие. М. : Проспект, 2008.

11.  Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2003.

 

Практическое занятие № 4

 

Тема 2. Русская философия (2 часа; коллоквиум)

1.  Особенности русской философии и основные периоды историче­ского развития.

2.  Славянофилы и западники.

3.  Материалистические течения в русской философии:

—  Философия А. И. Герцена.

—  Антропологический материализм Н. Г Чернышевского.

4.  Русская религиозная философия:

—  В. С. Соловьев. Философия всеединства, учение о «богочеловечестве».

—  Экзистенциально-религиозная философия Н. А. Бердяева.

5.  Судьбы русской философии ХХ-ХХ1 вв.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

—  изучить лекционный материал по теме;

—  ознакомиться с планом практического занятия;

—  изучить рекомендованную литературу;

—  написать эссе — анализ одного из произведений отечественного философа конца Х1Х — ХХ в. (по выбору), подготовить доклад.

 

Основная литература

1. Философия : учебник для бакалавров / под ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012.

2. Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина – 6-е изд. – М.: Проспект, 2012 г.

3. Ратников В.П. Философия – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – http://www.iprbookshop.ru/6630

 

Дополнительная литература

1.  Антология русской философии : в 3 т. СПб. : Сенсор, 2000.

2.  Бердяев Н. А. Самопознание. Русская идея М. Эксмо, 2009.

3.

4.  Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве. М., 2006.

5. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья .Философия XIX- XX вв. Под ред. Мотрошиловой Н.В.М., 2017. Академический проект http://www.iprbookshop.ru/36374.html

6.  Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2009.

7.  На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990.

8.  Новая философская энциклопедия : в 4 т. М., 2000-2001.

9.  Смысл жизни в русской философии. Конец XIX — начало ХХ века. СПб., 1995.

 

РАЗДЕЛ II. Философия бытия

Практическое занятие № 5

Тема 1. Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия. Философские и научные картины мира. Бытие и сознание.

 (4 часа; коллоквиум)

1. Бытие как философская категория. Различные подходы к проблеме бытия в современной философии. Понятие субстанции и проблема единства и многообразия мира. Основные свойства бытия. Движение и развитие. Системность и самооргани­зация как свойства бытия.

2.  Пространство и время как философские категории. Материальное и идеальное. Проблема идеального и духовного бытия, ее решение в современной философии.

3. Понятие «картина мира». Натурфилософская картина мира. Эволю­ция картин мира и формирование философских категорий. Классическая картина мира.

4. Неклассическая наука — квантово-механическая картина мира, вероятностно-статистический характер причинности, реляционная кон­цепция пространства-времени. Постнеклассическая картина мира. Фундаментальная роль случай­ности. Синергетика как методология исследования сложных систем. Антропный принцип в постнеклассической науке.

5. Бытие и сознание. Генезис сознания и факторы его формирова­ния. Общественная природа сознания. Сознание и знаковые системы. Структура сознания. Сознание и самосознание. Структура психической деятельности. Сознательное и бессозна­тельное.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

—  изучить лекционный материал по теме;

—  ознакомиться с планом практического занятия;

—  изучить рекомендованную литературу;

—  подготовиться к выступлениям по философским проблемам современной науки (с использованием интернет-ресурсов).

 

РАЗДЕЛ III. Философия познания

 

Практическое занятие № 6

Тема 1. Познание (2 часа; семинар)

1.  Проблема познаваемости мира, ее решение в философии. Субъект и объект познания.

2.  Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Роль интуиции в познании. Односторонность сенсуализма, эмпиризма, рацио­нализма и иррационализма.

3.  Философское решение проблемы истины и ее критериев. Про­блема истины в судебном исследовании и в юридической практике.

4.  Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

—  изучить лекционный материал по теме;

—  ознакомиться с планом практического занятия;

—  изучить рекомендованную литературу;

—  подготовиться к выступлениям по проблеме познаваемости мира. Сравнить обоснование философами различных направлений пози­ций «гносеологического оптимизма» и «гносеологического пессимизма». Определить собственную позицию и уметь ее аргументировать.

 

Практическое занятие № 7

Тема 2. Специфика научного познания (2 часа; коллоквиум)

1.  Специфика философского, научного, ненаучного и вненаучного познания. Критерии научности.

2.  Понятия метода и методологии. Методы и формы эмпирического и теоретического познания. Особенности социально-гуманитарного позна­ния.

3.  Формы и методы теоретического и эмпирического познания в юри­дической науке и практике.

4.  Возможности использования философских категорий (диалектиче­ский метод) в юридической науке.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

—  изучить лекционный материал по теме;

—  ознакомиться с планом практического занятия;

—  изучить рекомендованную литературу;

—  найти в Гражданском и Уголовном кодексах РФ статьи, в которых используются философские категории. Определить сходство и различие в характеристике их объема и содержания;

—  подготовиться к итоговому тестированию (контрольной работе) по разделам II

 

Основная литература к практическим занятиям № 6-7

1 Философия : учебник для бакалавров / под ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012.

2 Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина – 6-е изд. – М.: Проспект, 2012 г.

3 Ратников В.П. Философия – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – http://www.iprbookshop.ru/6630

 

Дополнительная литература.

1. Арлычев, А. Н. Онтология и теория познания / А.Н. Арлычев. - М.: Либроком, 2010.

2.  Берман, Я. А. Диалектика в свете современной теории познания / Я.А. Берман. - М.: ЛКИ, 2015.

3. Введенский, А. И. Логика как часть теории познания / А.И. Введенский. - Москва: СИНТЕГ, 2014.

4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

5. Гуссерль Э. Логические исследования. Том 2. Часть 1. Исследования по феноменологии и теории познания / Эдмунд Гуссерль. - М.: Академический проект, 2011.

6.  Кальсин, Ф. Ф. Основные вопросы теории познания / Ф.Ф. Кальсин. - М.: Горьковский государственный педагогический институт имени А. М. Горького, 2016

7.  Кедров, Б. М. Единство диалектики, логики и теории познания / Б.М. Кедров. - М.: КомКнига, 2010.

8. Конструктивизм в теории познания. - Москва: РГГУ, 2013.

9.  Кохановский В.П. и др.: Философия науки в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Феникс, 2010

10. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М.,Республика, 2000.

11. Структура научных революций. М. : Мысль, 2015.

12. Миронов В. В. Онтология и теория познания : учебник. М., 2005

13.  Семенов, Ю. И. Введение в науку философии. В 6 книгах. Книга4. Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение, идея, интуиция, холия, гипотеза, теория): моногр. / Ю.И. Семенов. Москва: ИЛ, 2015.

14.  Фролов И.Т.Жизнь и познание. М., ЛИБРОКОМ, 2009.

15.  Фролов И.Т. Этика науки. М., ЛИБРОКОМ, 2009 Фролов И.Т. Этика науки. М., ЛИБРОКОМ, 2009

16.  Шинкарук, В. И. Единство диалектики, логики и теории познания / В.И. Шинкарук. - М.: Наукова думка, 2014.

17.  Шишков, И. З. История философии. Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания / И.З. Шишков. - М.: Либроком, 2013.

18. Яркова Е.Н.: История и методология науки. - Тюмень: ТюмГУ, 2007

 

РАЗДЕЛ IV. Общество, культура, цивилизация

Практическое занятие № 8

Тема 1. Философская антропология

(2 часа; семинар-дискуссия)

1.  Онтологические основы философской антропологии. Соотноше­ние природного и социального в человеке. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций человека.

2.  Человек в своей жизнедеятельности: индивид, индивидуальность, личность.

3.  Человек в системе социальных отношений. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.

4.  Проблема свободы личности. Свобода и ответственность.

5.  Права и обязанности личности, их философский и юридический смысл.

6.  Философские споры о природе человека, смысле и цели его суще­ствования. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

 

Тема 2. Социальная философия . Практическое занятие №9

(2 часа; семинар-дискуссия)

1.  Общество и природа. Этапы их взаимодействия.

2.  Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере, их актуальность.

3.  Социальные отношения, их особенности и роль в обществе. Основ­ные подструктуры общества.

4.  Общественное и индивидуальное сознание. Структура обществен­ного сознания. Массовое сознание. Правовое сознание.

5.  Общество в историческом процессе. Формационный и цивилиза­ционный подходы к анализу общества и его истории.

6.  Понятие цивилизации. Типы цивилизаций.

7.  Проблемы общественного прогресса и социального детерми­низма.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

—  изучить лекционный материал по теме;

—  ознакомиться с планом практического занятия;

—  изучить рекомендованную литературу;

—  подготовиться к проведению дискуссии об особенностях россий­ской цивилизации: подбор литературы, обсуждение монографий отече­ственных авторов, касающихся актуальных проблем общественного разви­тия Российской Федерации (например, работы В. В. Ильина «Российская цивилизация: содержание, границы и возможности». М., 2000; или другой литературы по рекомендации преподавателя и по собственному выбору).

 

Основная литература к практическим занятиям № 8-9

1 Философия : учебник для бакалавров / под ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012.

2 Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина – 6-е изд. – М.: Проспект, 2012 г.

3 Ратников В.П. Философия – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – http://www.iprbookshop.ru/6630

 

Дополнительная литература

1.  Артемов В. М. Свобода и нравственность. М., 2007.

2.  Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

3.  Новая философская энциклопедия : в 4 т. М., 2000-2001.

4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992.

5.  Смысл жизни в русской философии. Конец Х1Х — начало ХХ века. СПб., 1995.

6. Тойнби А. Постижение истории : пер. с англ. М., Айрис Пресс, 2010.

7.  Философское осмысление судеб цивилизации. М., 2005.

8.  Фокина Н. И. Современная западная философия : учеб. пособие. М. : Проспект, 2008

9.  Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

10. Франк В. Человек в поисках смысла. М., 2016.

11.  Шпенглер О. Закат Европы. М. , Эксмо.2006.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

 

Практическое занятие № 10

Тема 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного освоения бытия (2 часа; дискуссия)

1.  Понятие культуры, его историческое развитие. Структура и функ­ции культуры. Виды культуры. Материальная и духовная культура. Элитар­ная и массовая культура. Проблема преемственности в культуре, традиции и новаторство.

2.  Ценности и смыслы культуры. Понятие культурных универсалий. Культурные универсалии российской ментальности.

3.  Философское понимание ценностей (аксиология). Ценности, нормы, оценки и оценка. Духовные и материальные, общечеловеческие, классовые, национальные, индивидуальные ценности. Проблема социаль­ного идеала и переоценки ценностей в эпоху социальных преобразований.

4.  Основные формы ценностного освоения бытия.

5.  Ценности права. Мораль и право. Справедливость и свобода как нравственно-правовые ценности. Специфика российской правовой куль­туры.

6.  Проблемы формирования правового общества в современной России.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

—  изучить лекционный материал по теме;

—  ознакомиться с планом практического занятия;

—  изучить рекомендованную литературу;

—  углубленно изучить понятия «цивилизация» и «культура», сравнить определения цивилизации и культуры в различных философских источни­ках;

—  написать эссе на тему «Значение и роль философии для образова­ния современного юриста» или пробную рецензию на один из учебников по философии, изучавшихся в течение семестра.

 

Основная литература к практическим занятиям № 10

1 Философия : учебник для бакалавров / под ред. Л. А. Деминой. М. : Проспект, 2012

2  Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина – 6-е изд. – М.: Проспект, 2012 г

3 Ратников В.П. Философия – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – http://www.iprbookshop.ru/6630

 

Дополнительная литература

1.  Барышков В.П.: Аксиология личностного бытия. - М.: Логос, 2005

2. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 2002.

3. Ивин, А. А. Аксиология: моногр. / А.А. Ивин. - М.: Высшая школа, 2006.

4. Ильин В.В.: Аксиология. - М.: МГУ, 2005

5. Мартышин О.В. Философия права. М., Проспект, 2017

6. Микешина Л.А.: Эпистемология ценностей. - М.: РОССПЭН, 2007

7.  Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2000-2001.

8.  Хрестоматия по западной философии : учеб. пособие / сост. Н.И. Фокина. М. : Проспект, 2008.

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Важнейшую роль в овладении философией играет самостоятель­ная работа студентов, без которой невозможно стать высококлассным юристом. Самостоятельная работа студента призвана формировать у него такие знания, умения и навыки, которые способствуют становлению научно подготовленного специалиста, квалифицированно и ответственно выполняющего на практике свои профессиональные обязанности. В связи с этим в процессе учебы студент выполняет следующие основные виды самостоятельной работы:

1. Подготовка к лекциям. Студент должен иметь некоторый запас зна­ний, касающийся темы будущей лекции. Для этого ему необходимо позна­комиться:

—  с лекционным материалом, изложенным в учебниках, элек­тронных источниках и др.;

—  с основными категориями и понятиями, которые будут использо­ваны на лекции;

—  с теми дискуссионными проблемами, которые затрагивают тему лекции;

—  подготовить вопросы, которые возникли у него при знакомстве с материалами будущей лекции.

2.  Подготовка к практическим занятиям. Практическое занятие — одна из широко применимых форм изучения учебного материала, заклю­чающаяся в организованном обсуждении поставленных вопросов. На практических занятиях обучаемые углубляют, систематизируют и закре­пляют знания, полученные на других видах занятий и в ходе самостоятель­ной работы. Подготовка к практическим занятиям предполагает:

—  изучение материалов лекций, учебников и учебных пособий, пер­воисточников, материалов, помещенных в электронных средствах инфор­мации.

—  формирование умения выделять проблемные вопросы и умения отвечать по существу на основные вопросы, сформулированные в планах занятий, а также в индивидуальных формах заданий;

—  формирование умения обобщать изучаемый материал, а также строить достаточно и убедительно аргументированные и обоснованные выводы;

—  при подготовке к практическим занятиям студентам важно выра­ботать навыки самостоятельного поиска научной информации, овладеть навыками составления библиографии (списка литературы) и навыками цитирования источников по изучаемой теме, которые необходимы при составлении докладов, эссе, презентаций проектов и других видов сооб­щений.

3.  Самостоятельная работа студентов при подготовке к экзаменам включает в себя:

—  осмысление и приведение в систему знаний, полученных на лек­циях и практических занятиях;

—  знакомство с вопросами для самоконтроля и их уяснение;

—  обращение к ранее изученным первоисточникам;

—  выделение непонятных вопросов и обращение за консультацией к преподавателю.

В целом изучение систематического курса философии предполагает следующие виды самостоятельной работы:

—  знакомство с первоисточниками философской мысли либо непо­средственно с работами отдельных авторов, либо на основании хресто­матии (рекомендуемые источники и хрестоматии приведены в списках литературы), а также отчет о работе в виде конспекта при индивидуальном собеседовании с преподавателем на консультации;

—  подготовка эссе, докладов, рефератов, презентаций с последую­щим обсуждением их на практических занятиях;

—  обдумывание проблемных вопросов и проблемных ситуаций по тематике предстоящей лекции, практического занятия и выдвижение их для обсуждения;

—  подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, студенческих конференциях;

—  выполнение тестов для самоконтроля при подготовке к практиче­скому занятию;

—  подготовка к контрольному тестированию;

—  опыт рецензирования прочитанной философской литературы, учебников, статей и т.п.

 

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса

1.  При изучении раздела I (историко-философское введение) необ­ходимо углубленное изучение — по выбору студента — одного из произ­ведений отечественного или зарубежного философа ХХ в. и подготовка доклада о прочитанном на практическом занятии. Такого рода работа при­звана способствовать выработке понимания современных тенденций раз­вития философской мысли, а также овладению навыками философского анализа различных типов мировоззрения.

2.  При изучении раздела II (онтология) рекомендуется ознакомиться с концепциями бытия/небытия в работах современных российских и зару­бежных философов (используя электронные ресурсы информационных образовательных порталов, например, ФЦИОР), определить собствен­ную позицию по данному вопросу и аргументированно выступить с ней на обсуждении. Данный вид работы развивает навыки самостоятельного мышления и умение вести дискуссию. Изучение темы «Научные картины мира» требует от студента, с одной стороны, более глубокого ознаком­ления с результатами современной науки, с другой — умения увидеть их мировоззренческие смыслы.

3.  Для лучшего понимания проблем философской антропологии рекомендуется самостоятельное ознакомление с гипотезами происхож­дения человека, а также результатами современных дискуссий филосо­фов, ученых и представителей церкви о сущности человека, начале жизни человека, смерти и бессмертии и т.п.

4.  Изучение раздела III (гносеология и методология) требует от сту­дента умения рассмотреть юридические документы, а также изучаемые правовые дисциплины в целом с точки зрения использования в них фило­софских и общенаучных методов, что способствует лучшему пониманию методологии права.

5. При изучении раздела IV (Общество. Культура. Цивилизация) само­стоятельная работа студентов должна быть направлена на подготовку к участию в дискуссиях по проблемам и противоречиям современного общества, в том числе в рамках Дискуссионного клуба Университета.

 

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Студентам заочной формы обучения, учитывая ограниченное коли­чество часов, отведенных на аудиторные занятия, следует максимально эффективно использовать:

—  сайт Университета, на котором будут размещены необходимые материалы;

—  использовать электронные ресурсы информационно-образова­тельных порталов, веб-сайты по предметной области, ресурсы электрон­ных библиотек и специализированных баз данных.

Образовательные технологии (интерактивные методики)

 

При освоении учебного материала курса применяются преимущественно активные и интерактивные образовательные техно­логии, способствующие созданию атмосферы свободной и творческой дискуссии как между преподавателем и студентами, так и в студенческой группе. При этом целью является выработка у студентов навыков и компе­тенций, позволяющих самостоятельно вести исследовательскую и научно-педагогическую работу.

Методы, рекомендуемые для использования на практических заня­тиях:

—  методика малых групп;

—  рецензирование учебных пособий;

—  методика презентаций проектов;

—  кейс-стади;

—  технология портфолио;

—  дистанционные технологии;

—  интернет-конференции;

—  встречи с ведущими философами и правоведами.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, состав­ляет 50% аудиторных занятий.

 

Виды занятий

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

Очная форма обучения Заочная форма обучения Лекция Лекция-презентация, наглядные пособия, использование видеозаписей, лекция-дискуссия. 4   Практическое занятие Сократический диалог, мозговой штурм, работа в малых группах, case-study, «дерево решений», «займи позицию», «круглый стол», комментирование, дискуссия, творческие задания 4 2

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 287.