ОП.11 «Правовые основы профессиональной деятельности»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рабочая тетрадь

по дисциплине

ОП.11 «Правовые основы профессиональной деятельности»

 

 

обучающегося_______ курса______ группы

ФИ__________________________________

 

 

 


 

 

 

 

 

Урень

2017 г.



 




Глава 1.

Тема: Правовое регулирование экономических отношений.

Краткие выводы по теме:

 

1. Под экономикой понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

 

2. Под экономическими отношениями понимаются отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства тех или иных благ, в том числе и материальных, и движения производственного продукта от производителя к потребителю.

 

3. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, в установленном законом порядке.

 

4. Признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность,

 

собственная имущественная ответственность, рисковый характер, направленность на систематическое получение прибыли, легализованный характер. Различают предпринимательство индивидуальное и коллективное.

 

5. В зависимости от связи с основными стадиями воспроизводственного процесса, предпринимательства подразделяют на: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.

 

6. Предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

 

7. Источники предпринимательского права: конституция РФ, ГК РФ, ФЗ, указы Президента РФ, постановление Правительства РФ, НПА федеральных органов исполнительной власти, НПА субъектов РФ, локальные НА, обычаи делового оборота, международные договоры РФ, нормы международного права.

 

Задание 1.

Обратитесь к учебникам и словарям. Выпишите значение понятий:

Производство –

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 2.

Перечислите     и      раскройте      функции     предпринимательства:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 



Задание 3.

Изобразите в виде схемы в ( порядке убывания юридической силы )

 

иерархию источников права, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации:

 



Задание 4.

 

Опираясь на схему, приведите не менее двух примеров ФЗ каждого вида, регулирующих предпринимательскую деятельность.

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

Задание 5.

Сравните две ситуации:

 

А. Дачник собрал в лесу лукошко земляники и угостил ею детей соседа. В. Дачник собрал в лесу лукошко земляники и отправился на ближайший

 

рынок, продать ягоды.

 

Какая из этих ситуаций имеет экономический характер? Поясните свой выбор:

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Глава 2.

 

Задание 1.

 

Изобразите в виде схемы формы собственности, закреплѐнные в российском законодательстве:

 

 

 

Задание 2.

1. Выберите правильный ответ.

 

1. Отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними неимущественные права, называется:

 

6


1) административное право;

 

2) гражданское право;

 

3) уголовное право;

 

4) земельное право.

 

2. Одним из принципов гражданских правоотношений является: 1) презумпция невиновности; 2) состязательность;

3) равенство сторон;

4) неотвратимость наказания.

 

2. Вставьте пропущенное слово.

 

_ --------------- — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и искать гражданские обязанности.

 

3. Верны ли следующие суждения?

 

А. Сделкоспособность — это элемент дееспособности граждан.

 

Б. Деликтоспособность — это элемент дееспособности граждан.

 

1) верно только А;

 

2) верно только Б;

 

3) оба суждения верны;

 

4) оба суждения неверны.

 

 

4. Найдите в предлагаемом перечне те ситуации, в которых вы стал-киваетесь с нормами гражданского права:

1) устройство на временную работу в период каникул;

2) покупка в магазине продуктов;

3) прогул занятий в учебном заведении;

4) получение ценного подарка от дедушки;

5) предоставление другу денег в заем;

утеря паспорта или свидетельства о рождении

5. Установите соответствие между видами дееспособности и воз-растом, с которого она наступает.

 

Вид   Возраст

дееспособности

 
1. Полная А. 14 —18 лет
2. Неполная Б. 6—14 лет
3. Дееспособность В.18 лет

 


 

 

7





Задание 3.

В чѐм отличие права собственности от других вещных прав?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

Задание 4.

 

определите и перечислите, какие субъекты предпринимательской деятельности не являются собственниками. В чѐм специфика их правового положения?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

Задание 5.

Решите задачу.

 

Семнадцатилетний Антон М. захотел стать полностью дееспособным, устроиться на работу, зарабатывать деньги и жениться на любимой девушке. Родители Антона были категорически против, ссылаясь на то, что ему всего 17 лет, и по закону он не может всего этого делать. Каким образом Антон может стать полностью дееспособным и что ему для этого необходимо? Для ответа воспользуйтесь ст. 27 ГК РФ .

 

Глава 3.

Задание 1.

выпишите значение понятий:

 

Устав –

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


 

Учредительный договор –

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Филиал –

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Представительство –

_______________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Ликвидация юридического лица –

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Банкротство юридического лица –

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________


 

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 



Задание 2.

 

1. Выберите правильный ответ.

1. Информация, имеющая ценность и не допускающая свободного доступа,

 

— это:

 

1) коммерческое соглашение;

 

2) частная сделка;

 

3) коммерческая тайна.

 

2. Собственник    распорядился   принадлежащим   ему     имуществом

 

в следующей ситуации:

 

1) гражданин имеет в собственности квартиру на родине, но проживает за границей;

 

2) гражданин подарил принадлежащий ему автомобиль своему сыну;

 

3) гражданин на своем автомобиле выполняет работу курьера;

 

4) гражданин имеет загородную дачу, но не проживает в ней постоянно.

 

2. Вставьте пропущенное слово.

 

1. Право ___________ _____— это группа правовых норм, пред-усматривающих объем и содержание прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества, а также способы и пределы осуществления этих прав.

 

2. В право собственности входят три правомочия: владение, распоряжение и

 

_______________________ .

 

3. Верны ли следующие суждения?

A. В содержание права собственности входит право распоряжения вещью. Б. В содержание права собственности входит право покупки вещи.

B. В содержание права собственности входит право пользования вещью. Г. В содержание права собственности входит право отказа от вещи.

1) верно только А;


 

2) верно только Г;

 

3) все суждения верны;

 

4) верно только Б.

 

4. Найдите в предлагаемом перечне права, предоставляемые ребенку с 14 лет в плане распоряжения имуществом:

 

1) самостоятельно распоряжаться своим заработком;

 

2) заниматься предпринимательской деятельностью;

 

3) вносить вклад в кредитное учреждение и распоряжаться им;

 

4) приобрести в собственность автомобиль;

 

5) осуществлять права автора произведения.

 

5. Установите соответствие между видами собственности и примерами этих видов собственности.

 

 

  Вид собственности Примеры вида собственности
     
1. Федеральная А. Жилой и нежилой фонды
     
2. Собственность Б. Алмазный и Валютный фонды
     
3. Муниципальная В. Предприятия автотранспорта
     

 


Задание 3.

Решите задачу:

 

Гражданин Новиков заказал в частной фирме новые окна, которые должны быть установлены в течение недели. Однако фирма, приняв заказ, не выполнила его в срок. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации? Приведите аргументы, подтверждающие ваш ответ.

 

 

Задание 4.

Перечислите и опишите основные этапы ликвидации юридического лица:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


 


Задание 5.

Решите задачу.

 

Три фермера, имеющие слитно расположенные участки земли, создали товарищество «Белая дача» по выращиванию овощей и фруктов, и продаже их на рынке. Они подали документы в налоговые органы с просьбой о регистрации их товарищества в качестве юридического лица.

 

С какого момента товарищество «Белая дача» считаться созданным? Ответ обосновать.

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Глава 4.

 

Задание 1.

Охарактеризуйте содержание правового статуса ИП:

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 2.

 

С какого возраста гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью и быть зарегистрированным в качестве ИП? Обоснуйте ответ нормами ГК РФ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 3.

Опираясь на главу 3 ГК РФ, заполните таблицу:


 

 

Возраст Объѐм гражданской дееспособности

 

6 – 14 лет

 

14 – 18 лет

 

 

 

С 18 лет

 

 

 


Задание 4.

Каковы основания отказа в государственной регистрации?

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 5.

Что понимается под незаконным предпринимательством и каковы его последствия?

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Глава 5.

 

Задание 1.

Из гражданского кодекса РФ выпишите значение понятий:

Неустойка-_____________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

Залог –

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

Банковская гарантия –

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задаток –

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Удержание имущества должника –

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 2.

В каких формах может заключаться договор? Охарактеризуйте их.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


 

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 


Задание 3.

Составьте схему «Виды договоров»:

 

 

 

Задание 4.

Какова роль договора в условиях рыночной экономики?

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________


 

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 


Задание 5.

 

Перечислите формы Гражданско-правовой договорной ответственности:

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

 

Глава 6.

Тема: Экономические споры.

Краткие выводы по теме:

 

1. Экономические споры - разногласия, возникающие между участниками экономической жизни, которыми являются юридические лица, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.


 

 

2. Основные виды экономических споров - преддоговорные споры; договорные споры; споры о нарушении прав собственника; споры, связанные с причинением убытков; споры, с государственными органами; споры о деловой репутации товарных знаках.

 

3. Экономические споры разрешаются в арбитражном суде. Арбитражный суд представляет собой орган государственной власти, призванный рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ экономические, а также иные подведомственные ему споры, в основном между организациями.

 

4. Правосудие осуществляется в строго определѐнном порядке. В соответствии с этим, арбитражный процесс делится на стадии: производство в суде первой инстанции (предъявление иска, подготовка дела к судебному разбирательству и судебное разбирательство); производство в апелляционной инстанции; производство в кассационной инстанции; производство в порядке надзора; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам; исполнительное производство.

 

5. Субъектами процессуальных отношений являются: суд и участники процесса. К участникам процесса относятся: стороны (истец и ответчик), третьи лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, свидетели, эксперты, переводчики, представители.

 


Задание 1.

Сформулируйте причины, по которым могут возникать эти споры.

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 2.

Составьте схему «Виды экономических споров».


 


Задание 3.

Проведите соответствие:

 

Апелляция орган государственной власти
Кассация деятельность суда
Исковая давность пересмотр решений, не вступивших в
  законную силу
Предъявление иска срок для защиты прав
Арбитражный процесс возбуждение дела
Арбитражный суд пересмотр решений, вступивших в
  законную силу

 

Задание 4

Опишите систему арбитражных судов.

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Глава 7.

Краткие выводы темы.

 

1. Трудовое право- отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся между работниками и работодателями по поводу реализации гражданами своих способностей к труду. Предметом трудового права являются общественные отношения, возникающие между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Как и любая другая отрасль права, трудовое право имеет свой метод. Метод трудового права показывает, какими правовыми средствами и приемами осуществляется регулирование общественных отношений, входящих в его предмет.

 

2. Трудовые правоотношения- это правовое отношение, по которому одна сторона (работник) обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию, подчиняясь установленным работодателем правилам внутреннего трудового распорядка, а другая сторона (работодатель) обязуется предоставить работнику предусмотренную трудовым договором работу, обеспечить надлежащие условия его труда, а также своевременно оплачивать тру работника. Объектом трудового правоотношения является выполняемая работником трудовая функция, оплачиваемая работодателем. Субъекты трудового правоотношения – работник и работодатель.

 

3. Трудовая праводееспособность возникает у граждан при достижении определенного возраста. Она делится на общую, полную, ограниченную и специальную.

Задание 1

 

1. Выберите правильный ответ.

 

1. Трудовым правом регулируется:

 

1) работа автора книги над исправлениями редактора в срок с 1 по 15 июля;

 

2) работа соседа, который по просьбе соседки красит стены у нее в квартире;

 

3) работа аптекаря ежедневно с 8 до 18 часов;

 

4) работа хозяйки на садовом участке.

 

2. Отрасль права, регулирующая трудовые и тесно связанныес ними иные отношения, называется:

 

1) семейное право;

 

2) наследственное право;

 

3) трудовое право;

 

4) гражданское право.

 

2. Вставьте пропущенное слово.

 

Трудовые правовые отношения образуются в результате заключения между работником и работодателем _________

 

 

3. Найдите в предлагаемом перечне поводы для возникновения трудовых отношений:

1) избрание на должность;

 

2) назначение на должность;

 

3) собственное желание работника;

 

4) избрание на должность на основе конкурса.

 

4. Установите соответствие между видами соглашений, регулирующих трудовые отношения, и их определениями.

 

  Вид трудовых Определение
  соглашений  
1. Генеральное А. Устанавливает регулирование трудовых
    отношений на уровне субъекта РФ
     
2. Региональное Б. Устанавливает регулирование трудовых
    отношений на федеральном уровне
     
3. Отраслевое В. Устанавливает регулирование
    трудовых отношений на территории
    соответствующего муниципального
    образования
     

 

4. Территориальное Г. Определяет условия труда, трудовые
  гарантии работникам отрасли
   

 

 

Задание 2

 

Используя Трудовой кодекс РФ, выпишите определения следующих понятий:

 

Трудовой договор-

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Трудовая книжка-

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Работа по совместительству-

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 3

Охарактеризуйте систему трудового права:

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

Задание 4

Выполните тест:

1.  Предмет трудового права составляют:

1.Отношения по рассмотрению трудовых споров;

2.отношения по оплате сверхурочных работ;

3.отношения по трудоустройству;

4.трудовые отношения.

2.  Стороны трудовых отношений это-

1.работник и работодатель;

2.работник, работодатель и посредник;

 3.работник и посредник;

4.работодатель и посредник.

 

2.  Метод трудового права характеризуется:

1.  своеобразием способов защиты трудовых прав и обязанностей;

2.  участием в регулировании трудовых отношений трудовых коллективов;

3.  своеобразием выполнения трудовых обязанностей по договору;

4.  сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования.

 

4.Система трудового права включает:

1.законодательство по трудовому праву;

2.сферу действий по кругу лиц; 3.общую и особенную части;

4.принципы трудового права.

 

5.Источниками трудового права являются:

1.постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;

2.указы Президента РФ;

3.распоряжения МИД России;

4.Конституция РФ;

5.приказы Федеральной налоговой службы;

6.Трудовой кодекс РФ.

 

6.Действие трудового законодательства распространяется на:

1.лиц, работающим по договорам гражданско- правового характера;

2.членов советов директоров организаций;

3.военнослужащихпри исполнении ими обязанностей военной службы;

4.лиц, заключивших трудовой договор с индивидуальным предпринимателем.

 

7.Трудовые отношения характеризуются следующими чертами:

1.прием работника закрепляется юридическим фактом;

2.работодатель обязан выплачивать вознаграждения по итогам года4

3.работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка.

4.с работником заключается договор о полной материальной ответственности.

Глава 8.

 

Задание 1

Чем заработок отличается от трудового дохода?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

 

Задание 2

Охарактеризуйте правовой статус безработного.

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

 

Задание 3

 

Решите задачу.

 

Сергей В. долго искал работу, но подходящих вариантов не было. 10 апреля 2011 г. он был зарегистрирован в органах службы занятости. К 20 апреля 2011 г. Сергею было предложено два варианта работы по его профилю. От обоих он отказался. Можно ли считать Сергея безработным?

 

Задание 4

Выполните тест.

1.Не могут быть признанны безработными:

 

1.лица, представившие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка;

2.лица, не трудоустроенные в течении 10 дней со дня их регистрации в службе занятости;

 

3.лица, осужденные к лишению свободы;

4.лица, не достигшие 18- летнего возраста;

 

5.лица, которым назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет по государственному обеспечению;

 

6.лица, отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы.

2.Оказание услуг в области содействия занятости и предоставления информации службой занятости:

 

1. является платным;

 

2.не является платным;

3.частично платным;

4.верногго варианта ответа нет.

 

3.Для постановки гражданина на учет в качестве безработного им должны быть предоставлены:

 

1.разрешение о постановке на учет;

 

2.справка о среднем заработке по последнему месту работы;

3.справка о состоянии здоровья;

4.паспорт или иной документ, подтверждающий личность;

5.характеристику с последнего места работы;

6.трудовая книжка;

7.документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;

8.выписка из домовой книги.

 

4.Если гражданину было отказано в признании его безработным, то он приобретает право на повторное обращение в службу занятости:

 

1. через две недели; 2.через один месяц;

3.через три месяца;

4.через 15 дней.

 

5.Подходящей считается работа, соответствующая:

 

1.профессиоанальной пригодности работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки;

 

2.правилам внутреннего трудового распорядка;

3.состоянию здоровья;

4.транспортной доступности рабочего места.

6.К числу пособий для безработных относится:

 

1.Единовременное пособие;

2.выходное пособие;

3.пособие по безработице;

4.пособие по временной нетрудоспособности.

7.Дополнительные гарантии трудоустройства установлены для:

1.лиц, работавших с вредными условиями труда;

 

2.несовершеннолетних;

3.руководителей организаций;

4. лиц, уволенных с военной службы.

 

Глава 9.

 

Тема: Трудовой договор.

 

Краткие выводы по теме:

 

1. Трудовой договор- это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Различают два вида трудового договора: бессрочный и срочный.

 

2. Трудовой договор составляется в письменной форме в двух

 

экземплярах. Содержание договора бывают существенными и факультативными. Кроме того в договоре должны быть указаны права и обязанности работника и работодателя. При заключении договора работодатель может договориться с работником об испытательном сроке. Испытательный срок необходим для того, чтобы работодатель мог проверить вновь принятого работника.

 

3. Испытательный срок при приеме на работу не устанавливается: беременным женщинам; лицам, не достигшим 18 лет; лица, окончившие

 

образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающие на работу по полученной специальности; лица, избранные на выборную должность на оплачиваемую работу; лица, приглашенные на работу в порядке переводы от другого работодателя по согласованию между работодателями.

 

4. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документ воинского учета- для военнообязанных и лиц, подлежащих военному призыву; документ об образовании. Согласно ст.68 ТК РФ после заключения трудового договора работодатель в течении трех дней обязан издать приказ о приеме работника на работу.

 

5. Любой трудовой договор рано или поздно прекращается. Трудовой договор может быть расторгнут по основаниям предусмотренным Трудовым кодексом РФ. Основаниями прекращения трудового договора являются: соглашение сторон; истечение срока трудового договора; расторжение трудового договора по инициативе работника; расторжение трудового договора по инициативе работодателя; перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу; отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности организации либо ее

реорганизацией; отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора; отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением; отказ работника от перевода в связи с перемещение работодателя

 

в другую местность; нарушение установленных трудовым законодательством правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы; обстоятельства на зависящие от воли сторон; другие основания, предусмотренные законодательством.

Задание 1

выпишите признаки трудового договора.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 2

 

Что считается необоснованным отказом в приеме на работу? Приведите примеры.

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 3

 

Какие гарантии для работников предусмотрены при увольнении по обстоятельствам не зависящим от воли сторон?

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

 

Задание 4

 

1. Действующим трудовым законодательством заключение трудового договора в устной форме (с последующим оформлением):

1.допускается;

2. не допускается;

3. верного варианта ответа нет.

2. Трудовой договор- :

 

1.соглашение между работодателем и представителем работника;

2.соглашение между работником и представителем работодателя;

3.соглашение между работодателем и работником.

3.Трудовой договор вступает в силу:

1.с оговоренной в нем даты;

2.с момента его подписания;

3.с момента определения системы оплаты.

 

4.Заключение договора допускается с лицами, достигшими возраста:

1. 10 лет;

2.12 лет;

3. 16 лет.

5.Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже является:

1.трудовой договор;

 

2.личное дело;

3. трудовая книжка.

6.При приеме на работу испытательный срок не должен превышать:

1.12 месяцев;

2.14 месяцев;

3.трех месяцев.

 

7.При приеме на работу работодатель вправе требовать от работника:

 

1.трудовую книжку, документ, удостоверяющий личность;

2. трудовую книжку, документ, удостоверяющий личность, справку

о состоянии здоровья;

 

3.трудовую книжку, документ, удостоверяющий личность, справку с места жительства.

8.Срочный договор заключается на срок:

 

1.не более пяти лет;

2.не более трех лет;

3.не более одного года.

9.Сезонной считается работа:

1.до шести месяцев;

 

2. до одного года; 3.до одного месяца.

 

10.Перевод на другую работу осуществляется6

1.с письменного согласия работника;

2.с устного согласия работника;

3.согласие работника не требуется.

 

Глава 10

 

Заработная плата.

 

Краткие выводы по теме:

 

1. Рабочее время- это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными актами относятся к рабочему времени. По продолжительности рабочее время подразделяется на следующие виды: нормальное, сокращенное, неполное. Основным видом продолжительности рабочего времени является нормальная продолжительность, которая не превышает 40 часов в неделю. Сокращенное рабочее время устанавливается для работников моложе 18 лет; работников, занятых на работах с вредными условиями труда. От сокращенного рабочего времени следует отличать неполное рабочее время. Неполное рабочее время представляет собой часть полной меры продолжительности труда. Неполное рабочее время может быть двух видов: неполный рабочий день (сокращается количество рабочих часов) и неполная рабочая неделя (сокращено количество рабочих дней). На продолжительность рабочего времени также влияет такой фактор, как время суток, в которое выполняется работа. Особый характер имеет работа, которая выполняется в ночное время ( с 22 часов до 6 часов). К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины, инвалиды, работники, не достигшие 18 лет, иные работники в соответствии с трудовым законодательством.

 

2. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя считается сверхурочной. Привлечение к сверхурочным работам может производиться работодателем с письменного согласия работника. Не допускается привлечение к сверхурочным работам: беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с федеральным законом. Сверхурочная работа

оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы- не менее чем в двойном размере.

 

3. По общему правилу работнику разрешается заключать трудовой договор о работе по совместительству с неограниченным количеством работодателей. Совместительство- выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

 

4. Согласно ст.37 Конституции РФ, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

 

Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера носит название заработной платы. Минимальный размер оплаты труда представляет собой гарантированный федеральным законом низший уровень месячной оплаты труда. Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

 

 

Задание 1

 

Что понимается под режимом рабочего времени?

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 2

Составьте схему «Виды времени отдыха».

 

 

Задание 3.

Заполните таблицу

Виды отпусков

 

Вид продолжитель

Категории

лиц,
отпуска ность которым

работодатель

   

обязан предоставить отпуск

         
         
         
         
         
         

 

Задание 4

1.Рабочее время бывает следующих видов:

1.льготное;

 

2.сокращенное;

3.привелигированное;

4.нормальное;

5.неполное;

6.усеченное.

2.Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:

1.36 часов в неделю;

 

2.48 часов в неделю;

3.40 часов в неделю.

3.Сокращенное рабочее время отличается от неполного тем, что:

1.регулируется постановлением Правительства РФ;

2.является законодательно закрепленным для отдельных категорий

лиц;

 

3.при оплате устанавливается система льгот и надбавок.

4.В соответствии с законодательством РФ может быть установлено:

1.недельный режим рабочего времени;

2.поденный режим рабочего времени;

3.разделение рабочего времени на части.

5.Виды учета рабочего времени бывают:

 

1.недельный;

2.график сменности;

3.вахтовый метод;

4.суммированный режим рабочего времени;

5.гибкий;

6.поденный.

6.Работнику, осуществляющему уход за больным членом семьи, работодатель:

 

1.обязан установить неполный рабочий день;

2.не обязан;

3.не обязан, но имеет право.

7.Согласно Трудовому кодексу РФ понятие «ночное время» трактуется как:

1.время с 21 до 5 часов;

2.время с 22 до 6 часов;

 

3.время с 23 до 7 часов.

8.Трудовым законодательством предусмотрено:

1.ежегодный отпуск;

2.гарантийный отпуск;

3.льготный отпуск.

9.Отпуск без сохранения зарплаты предоставляется:

1.за работу с ненормированным рабочим днем;

 

2.за работу с вредными условиями труда;

3.по семейным обстоятельствам.

 

10. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении:

 

1. одиннадцать месяцев непрерывной работы;

2. шести месяцев непрерывной работы;

 

3. двух месяцев непрерывной работы.

 

11.Заработная плата выплачивается непосредственно:

1.работодателю;

2.работнику;

3.посреднику.

 

12.Порядок и условия применения стимулирующих и    компенсационных

 

выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются:

 

1.Правительством РФ;

2.органами государственной власти субъекта РФ;

3.органами местного самоуправления.



Глава 11.

Тема: Дисциплина труда.

Краткие выводы по теме:

 

1. Под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определѐнным в соответствии с Трудовым кодексом Р.Ф., иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации. Заключая с работодателем трудовой договор, работник принимает на себя ряд обязательств: добросовестно исполнять трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину

 

и др. В свою очередь работодатель обязан создать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда, содействовать обеспечению внутреннего трудового распорядка в конкретной организации.

 

Правила внутреннего трудового распорядка представляют собой локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок приѐма и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации. Работодатель обязан ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка.

 

2. Существуют два метода обеспечения трудовой дисциплины: метод поощрения и метод принуждения.

 

Поощрение представляет собой публичное признание трудовых заслуг работника, награждение, оказание общественного почѐта как отдельному работнику, так и всему трудовому коллективу за достигнутые успехи в труде.

 

Метод принуждения – это совокупность приѐмов и средств воздействия на недобросовестных работников, выражающихся в применении к ним юридических санкция за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя трудовых обязанностей. В качестве мер предупреждения, применяемых в связи с нарушением трудовой дисциплины, выступают меры дисциплинарной ответственности.

 

3. Дисциплинарная ответственность – это юридическая ответственность по нормам трудового права, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания. За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых

 

обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные высказывания:

 

- замечание;

- выговор;

- увольнение по соответствующим основаниям.

 

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, например, штрафов за опоздание, объявления строгого выговора и др. Если дисциплинарный проступок имел место, то факт нарушения работником трудовой дисциплины должен быть зафиксирован в письменном виде. Для этого работодателем составляется акт о нарушении трудовой дисциплины. До применения дисциплинарного высказывания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

 

Дисциплинарное высказывание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учѐт мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное высказывание. Налагать дисциплинарное высказывание имеет право только руководитель организации. Приказ работодателя о применении дисциплинарного высказывания объявляется работнику под расписку в течении трѐх рабочих дней со дня его издания.

 

Задание 1.

Перечислите виды дисциплинарных высказываний:

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 2 .

 

Начертите схему, отражающую порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности:



Задание 3.

Решите задачу

 

5 мая 2005 г. охраннику хлебозавода Савушкину был объявлен выговор за халатное отношение к трудовым обязанностям, вследствие чего ночью с фабрики неизвестные лица вывезли две машины с готовой продукцией. 1 июня 2005 г. он ушѐл с работы за два часа до окончания смены. Какое дисциплинарное взыскание может наложить на Савушкина администрация завода?

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание 4.

Тест:

 

1. К видам поощрений, предусмотренным трудовым законодательством, относятся:

 

1. объявление благодарности;

2. награждение почѐтной грамотой;

3. объявление общественной признательности;

4. выдача премии;

5. занесение в список почета.

 

2. К видам взысканий за нарушение трудовой дисциплины, предусмотренным трудовым законодательством, относятся:

 

1. строгий выговор;

2. понижение в должности;

3. замечание;

4. перевод на нижеоплачиваемую работу;

5. выговор.

3. Работодатель обязан потребовать у работника, нарушившего дисциплину, письменное объяснение:

 

1. да;

2. нет.

4. Дисциплинарное взыскание может применяться:

1. не позднее 6-и месяцев со дня совершения проступка;

 

2. не позднее 6-и месяцев со дня составления акта о совершении проступка;

 

3. не позднее 1-ого месяца со дня обнаружения проступка.

 

5. Дисциплинарное взыскание считается снятым, если:

1. со дня применения взыскания истекло 6 месяцев;

2. со дня применения взыскания истек один год;

 

3. трудовой коллектив обсудил на общем собрании поведение работника.

 

Глава 12.

 

Задание 1

Заполните таблицу:

 

«Основания привлечения сторон трудового договора к материальной ответственности»

 

Для работодателя Для работника
   

 

 

Задание 2.

Начертите схему:

« Виды материальной ответственности сторон трудового договора»

 

 

Задание 3.

Опишите порядок возмещения работником причинѐнного ущерба:

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 4.

Тест:

 

1. На работника возлагается материальная ответственность:

1. при наличии упущенной выгоды;

2. при совершении противоправного действия (бездействия);

 

3. при наличии нормального производственно-хозяйственного риска;

4. при наличии вины;

 

5. при наличии причинной связи между действием (бездействием) и ущербом;

 

6. при причинении прямого действительного ущерба;

 

7. при наличии причинной связи между действием (бездействием) и виной.

2. Видами материальной ответственности работника перед работодателем являются:

 

1. солидарная ответственность;

2. полная ответственность;

3. частичная (усеченная) ответственность;

 

4. субсидиарная ответственность;

5. коллективная (бригадная) ответственность;

6. ограниченная ответственность.

3. Работодатель перед работником несет материальную ответственность

за:

1. ущерб, причиненный несчастным случаем на производстве;

 

2. лишение возможности трудиться;

3. лишение возможности получать премию;

4. ущерб личным вещам работника;

5. лишение возможности установить неполный рабочий день.

4. Ущерб, причиненный работником работодателю, может быть возмещен путем:

 

1. взыскания через суд;

2. взыскания через комиссию по трудовым спорам;

3. добровольного погашения (возмещения) ущерба;

4. взыскания через совет трудового коллектива;

5. удержания из зарплаты;

 

6. взыскания через профсоюз.

 

5. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать:

 

1. 20%

2. 50%

3. 25%

 

4. 33%

6. Полная материальная ответственность работника закрепляется:

1. устным соглашением;

2. трудовым договором;

3. письменным соглашением.

7. Работник для возмещения ущерба, причиненного работодателю, с согласия последнего может:

 

1. передать ему только деньги;

2. передать как деньги, так и равноценное имущество;

3. исправить поврежденное имущество.

8. Видами обеспечения по обязательному социальному страхованию работника являются:

 

1. пособие по временной нетрудоспособности;

2. оплата расходов на коммунальные услуги;

 

3. единовременная страховая выплата;

4. ежемесячная страховая выплата;

5. выплата дополнительных расходов;

6. возмещение морального ущерба.

 

 

Рабочая тетрадь

по дисциплине

ОП.11 «Правовые основы профессиональной деятельности»

 

 

обучающегося_______ курса______ группы

ФИ__________________________________

 

 

 


 

 

 

 

 

Урень

2017 г.



 




Глава 1.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 410.