При применении системы БРС студенты, набравшие по итогам освоения дисциплины в семестре менее 50 баллов, к промежуточной аттестации не допускаются.
Опрос
Собеседование, опрос – это специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.
Собеседование проводится в рамках часов, отведенных на семинарские занятия, путем выделения определенного количества времени, например 10-15 мин в конце каждого занятия или целое занятие после изучения определенного раздела.
После обсуждения всех предложенных вопросов преподаватель подводит итоги; соотносит цели и задачи данного занятия и результаты, которых удалось добиться. Преподаватель суммирует все достигнутое с тем, чтобы дать новый импульс для дальнейшего изучения и решения обсуждавшихся вопросов, выделяя наиболее грамотные и корректные ответы студентов.
При устной форме ответы оцениваются одновременно в традиционной шкале («неудовлетворительно» — «отлично», «незачтено» – «зачтено») или применяется система БРС, по которой ответы оцениваются в соответствии с количеством баллов, определенным рабочей программой дисциплины.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по итогам проведения опроса:
Критерии оценивания | Традиционная шкала | БРС |
Студент показывает не только высокий уровень теоретических знаний по изучаемой дисциплине, но и видит междисциплинарные связи. Умеет анализировать практические ситуации. Ответ построен логично. Материал излагается четко, ясно, аргументировано. Уместно используется информационный и иллюстративный материал. | Оценка «5» | 86-100 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Студент показывает достаточный уровень теоретических и практических знаний, свободно оперирует категориальным аппаратом. Умеет анализировать практические ситуации, но допускает некоторые погрешности. Ответ построен логично, материал излагается грамотно. | Оценка «4» | 73-85 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Студент показывает знание основного лекционного и практического материала. В ответе не всегда присутствует логика изложения. Студент испытывает затруднения при приведении практических примеров. | Оценка «3» | 60-72 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Студент показывает слабый уровень теоретических знаний, не может привести примеры из реальной практики. Неуверенно и логически непоследовательно излагает материал. Неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом на них. | Оценка «2» | 0-59 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Тестирование
Тесты являются простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин. Тестирование относится к числу основных форм проверки и оценки знаний, навыков и умений студентов. Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10-30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем занятии; частота тестирования определяется рабочей программой дисциплины.
При проведении промежуточной аттестации в форме тестирования время на экзамен (зачет) в форме тестирования отводится из расчета: 2 академических часа – 25 студентов; 4 академических часа – более 25 студентов. Контрольное время для студентов на выполнение заданий теста – 60 минут. Важным условием качественного проведения тестирования на экзамене (зачете) является предварительная подготовка студентов.
Прежде чем приступить к практическому тестированию, преподаватель проводит подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале обучающимся представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она было правильно понята всеми студентами. Убедившись в этом, преподаватель приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов.
При тестировании на электронных носителях студенты должны иметь навыки обращения с компьютерной техникой. До начала экзамена (зачета) выявляется степень готовности каждого обучающегося к компьютерному тестированию. При слабой подготовленности студенты проходят необходимый тренинг и, лишь затем, допускаются к тестированию с использованием компьютера.
Результаты компьютерного тестирования фиксируются в компьютерной распечатке, которая подписывается ответственным по информационным технологиям обучения и представляется преподавателю. На основе этих результатов, с учетом показателей текущего контроля знаний, преподаватель проставляет оценки в зачетно-экзаменационную ведомость и в зачетные книжки студентов.
После подведения итогов тестирования преподаватель предъявляет студентам результаты тестирования в виде оценочных баллов, которыми выражается степень овладения учебным материалом каждым обучающимся.
Уровень освоения учебной программы (раздела) определяется по формуле:
У=а/р 100%
где: а – число правильных ответов р – общее число вопросов (заданий) в тесте.
Данный уровень служит основой для четырехбалльной шкалы оценки или «зачет-незачет» в соответствии с установленными критериями при оценивании знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций:
% правильных ответов | Традиционная шкала | Экзамен | Зачет |
86-100 | 5 | Отлично | Зачтено |
73-85 | 4 | Хорошо | Зачтено |
60-72 | 3 | Удовлетворительно | Зачтено |
0-59 | 0-2 | Неудовлетворительно | Не зачтено |
Имитационные игры
Имитационная игра (например, ролевая или деловая игра) или технология анализа конкретных ситуаций позитивно воспринимается студентами, которые рассматривают её как игру, обеспечивающую освоение теоретических положений с возможностью использовать освоенный материал на практике. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на личностные качества студентов, способствуя их взрослению, а также формированию интереса и позитивной мотивации по отношению к учёбе. Поэтому использование этой технологии в данном курсе эффективно не только в качестве оценочного средства для деятельностного компонента, но и для личностной составляющей компетенции. Ролевые и деловые игры, являясь общепризнанным средством развития коммуникативных умений студентов и сильным мотивирующим фактором, выполняют также и контролирующую функцию сформированности умений студентов.
Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.
В зависимости от полноты заданного сюжета (со слабо обозначенным сюжетом; с достаточно полно обозначенным сюжетом; с жестко заданным сюжетом) преподаватель разрабатывает систему индивидуального и/или группового оценивания деятельности игроков.
Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление с ней помогает обучающемуся: обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях; установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению; пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.
Ролевые игры предназначены для диагностики личностных качеств; тренировки социально-ролевого поведения; развитию коммуникативных и организаторских качеств. Характерным признаком ролевой игры является наличие и распределение ролей, когда каждый участник ролевой игры получает определенную роль. Участники ролевой игры принимают решения в соответствии с задаваемыми им социальными ролями. Общей целью в ролевой игре является приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении. В ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций. Управляемое эмоциональное напряжение возникает благодаря тому, что социальные роли выполняются участниками в контексте конфликтной ситуации; эта ситуация невольно сопровождается вынужденной активностью игроков. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники.
Процедура проведения ролевой игры:
- подготовка к проведению игры: преподаватель объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников; излагает сценарий и организует игровое пространство.
- непосредственное проведение игры: участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучающиеся овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности; другие обучающиеся фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям.
- подведение итогов игры: суть данного этапа заключается в осмысление «пережитого»; начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между участниками игры.
Для помощи участникам ролевой игры при рефлексивном анализе(самоанализе) ситуации участниками ролевой игры преподаватель задает им вопросы, например:
1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему?
2. Какие переживания вы испытали в ходе игры?
3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно?
4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках компромисса?
5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни?
Далее следует анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ ее участников и «обратную связь» (мнения, комментарии) в их адрес от других членов группы.
В комментариях не должно быть оценок ни самого человека, ни его поступков, слов и манеры общения. Продуктивная обратная связь не должна содержать советов или интерпретаций, в ней может присутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер (или наблюдатель), о чем он думает и как может поступить в данной ситуации. Например, его высказывание может быть следующим: «Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется желание прервать нашу беседу».
Вторым вариантом оценки игровой деятельности студентов может быть система взаимооценки качества исполнения ролевого репертуара с точки зрения образности. Студенты оценивают игру друг друга по следующим критериям:
1. Соответствие стиля одежды нормам, принятым в той социальной группе, к которой относится роль.
2. Поведение игрока оценивается с точки зрения естественности: естественное/скованное/развязное.
3. Речь игрока оценивается по следующим параметрам: громкая/тихая, уверенная/неуверенная, темп речи – быстрый/нормальный/медленный, речевой регистр – формальный/неформальный.
4. Использование стилистических приемов: нет/да. Если есть, то какие.
5. Использование наглядности (имеющийся реквизит/слайды мультимедийных презентаций и т.д.).
Для каждой роли преподаватель разрабатывает карточку экспертной оценки и выдает каждому студенту одну подобную карточку для оценки одного из однокурсников.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по результатам игровой деятельности:
Критерии оценивания | Традиционная шкала | БРС |
Творчески подходят к решению профессиональных задач. «Взгляд со стороны» многосторонний. Чувствительны к игровым состояниям других людей. Ярко проявляют способность к самоанализу. Свободно осуществляют переход от знания, как руководить игрой, к реальным действиям в конкретной ситуации. Студенты имеют собственный взгляд на теоретические основы игры | Оценка «5» | 86-100 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Испытывают затруднения при творческом решении профессиональных задач. «Взгляд со стороны» односторонний. Не выражена способность к определению игровых состояний других людей. Испытывают затруднения при самоанализе. Испытывают затруднения при осуществлении перехода от знания, как руководить игрой, к реальным действиям в конкретной ситуации. Студенты имеют представление об основных понятиях теории игры | Оценка «4» | 73-85 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Не могут творчески подходить к решению профессиональных задач, не могут посмотреть на ситуацию со стороны, не чувствуют игровые состояния других людей, не способны к самоанализу. Не могут осуществлять переход от знания, как руководить игрой, к реальным действиям в конкретной ситуации | Оценка «3» | 60-72 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Отсутствуют умения по развитию сюжета игры. Отличаются небогатым игровым опытом. Студенты не знают теоретических основ игры | Оценка «2» | 0-59 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Письменные задания, в том числе, контрольная работа
Письменное задание предусматривает самостоятельный ответ студента в свободной форме на поставленные вопросы. В качестве вопросов могут использоваться вопросы, входящие, как в план лекционных занятий, так и сформулированные преподавателем дополнительно в соответствии с тематикой лекционных занятий и/или темами, предусмотренными для самостоятельного изучения.
Являясь усложненным видом работы, письменное задание обеспечивает навыки студента самостоятельно систематизировать и анализировать большой объем информации по заданной теме, находить ответы на конкретно поставленные вопросы, излагать все в последовательной структуре, в случае необходимости, реализовать и практическую часть.
Содержание заданий на письменную работу разрабатываются преподавателем, и утверждается заведующим кафедрой, порядок ее проведения устанавливается кафедрой.
Существует четыре типа письменных работ:
Первый тип письменных работ характерен наличием одного единственного вопроса в задании. В этом случае частной целью может быть раскрытие определенного вопроса из курса дисциплины, который сформулирован таким образом, что необходимо применить методы анализа и сопоставления.
Письменные работы второго типа включают в себя несколько вопросов и одну или несколько задач или практических заданий. Писать такую работу следует четко и лаконично, отвечая на вопросы и правильно решая задачи, без пространных рассуждений. Работы такого типа не требуют широкого применения методов анализа, писать ее необходимо, придерживаясь принципа "вопрос-ответ".
Письменные работы третьего типа содержит только задачи или практические задания. Следовательно, требуется решить задачи, согласно условию. Писать теорию по условиям задач не требуется.
Четвертый тип письменных работ характерен тем, что в них отсутствует традиционная структура вопросов и задач. Данные работы имеют исходные данные и/или описание ситуации. К этому типу относятся кейсы, сквозные задачи, ситуационные задачи, индивидуальные и групповые проекты.
Письменные работы можно писать в аудиториях и дома. Следует отметить, что в аудиториях, в основном, пишутся письменные работы третьего типа. В домашних условиях можно писать все типы письменных работ.
Писать письменную работу в аудитории необходимо с учетом того, что на это отводится ограниченное время и контроль осуществляется преподавателем сразу же. В отдельных случаях письменные работы проводятся в форме тестирования.
Для повышения эффективности данной формы контроля преподаватель использует несколько вариантов заданий.
При проведении текущего контроля в форме письменного задания в аудитории на выполнение отводится не более 20-30 мин на работу.
Прежде чем приступить к выполнению письменных работ, преподаватель проводит подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале обучающимся выдают задания и объясняют, для чего они предназначены, с какой целью проводится работа, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она было правильно понята всеми студентами. Убедившись в этом, преподаватель приступает к проведению письменной работы, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов.
При заочной форме обучения содержание каждого задания для выполнения обязательных письменных работ, предусмотренных учебным планом и графиком его выполнения, обеспечивает возможность проверки уровня подготовки студента по текущим разделам курса. Невыполнение программы курса в части предусмотренных графиком выполнения учебного плана семинарских (практических) занятий может служить основанием углубленного опроса студента при проведении промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине.
Студент, не получивший положительной оценки за обязательную письменную работу, не допускается до промежуточной аттестации по данной дисциплине.
При несогласии студента с выставленной оценкой по письменной работе он может в письменной форме обжаловать или оспорить решение преподавателя на кафедре. При этом заведующий кафедрой самостоятельно принимает решение или создает комиссию, которая рассматривает жалобу по существу.
При использовании БРС результаты письменных работ фиксируются в электронной ведомости, которая распечатывается и подписывается преподавателем.
После подведения итогов тестирования преподаватель предъявляет студентам результаты тестирования в виде оценочных баллов, которыми выражается степень овладения учебным материалом каждым обучающимся.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по итогам выполнения письменных работ (контрольная работа):
Критерии оценивания | Традиционная шкала | БРС |
Студент правильно выполнил задание. Показал отличные владения навыками применения полученных знаний и умений при решении профессиональных задач в рамках усвоенного учебного материала. Правильно формулирует понятия и категории, указывает точные названия и определения. | Оценка «5» | 86-100 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Студент выполнил задание с небольшими неточностями. Показал хорошие владения навыками применения полученных знаний и умений при решении профессиональных задач в рамках усвоенного учебного материала. Допустил несущественные ошибки в определении понятий, формул, статистических данных и т.п., кардинально не меняющих суть изложения. В работе есть незначительное количество стилистических, грамматических и иных ошибок. | Оценка «4» | 73-85 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Студент выполнил задание с существенными неточностями. Показал удовлетворительное владение навыками применения полученных знаний и умений при решении профессиональных задач в рамках усвоенного учебного материала. Допустил наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т.п., грамматических и стилистических ошибок и др. | Оценка «3» | 60-72 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
При выполнении задания студент продемонстрировал недостаточный уровень владения умениями и навыками при решении профессиональных задач в рамках усвоенного учебного материала. Допустил большое количество существенных ошибок, грамматических и стилистических ошибок и т.д. | Оценка «2» | 0-59 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Выступление с докладом
Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.
Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда является результатом накопленного опыта, знаний и умений. Выступающий должен быть подготовлен по заданной теме, должен уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.
Преподаватель оценивает не только совокупность знаний, умений, навыков, приобретенных обучающимся, но и умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Таким образом, выступление-презентация – это публичная речь-представление самостоятельно созданного студентом продукта интеллектуальной/творческой деятельности. Выступление-презентация обучающегося должно представлять собой устное сообщение на определённую тему и излагаться в свободной форме, без чтения письменного подготовленного текста. В процессе выступления можно использовать подготовленные заранее вспомогательные материалы: план выступления или тезисы.
Подготовка к любому выступлению начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо преподаватель, либо студент совместно с преподавателем. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.
Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога – сообщение и воздействие. Выступающий может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким-либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении.
В жизни приходится часто выступать перед разным кругом слушателей. Публичное выступление для многих становится обязательной частью их работы. Хороший оратор знает, насколько важна подготовка к таким выступлениям. Понадеявшись только на свой опыт, можно испортить не только само выступление, но и отношение к себе слушателей. Хорошо подготовленное публичное выступление может представить выступающего не только как высококлассного специалиста, но и отличного оратора.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по итогам публичного выступления:
Критерии оценивания | Традиционная шкала | БРС |
Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий (докладчик) демонстрирует глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументировано, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях | Оценка «5» | 86-100 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Но обоснование сделанных выводов не достаточно аргументировано. Неполно раскрыто содержание проблемы. | Оценка «4» | 73-85 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Выступающий (докладчик) передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное. Выступление воспринимается аудиторией сложно. | Оценка «3» | 60-72 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Выступление (доклад) краткий, неглубокий, поверхностный. | Оценка «2» | 0-59 % от максимального кол-ва баллов по данной контрольной точке |
Промежуточная аттестация
Организация и форма промежуточной аттестации регламентируются рабочим учебным планом. Форма промежуточной аттестации по данной дисциплине - экзамен.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение дисциплины. Промежуточная аттестация определяет уровень сформированности компетенций: минимальный, базовый, высокий. Показатели уровня сформированности компетенций оцениваются по следующим критериям: когнитивный, деятельностный, мотивационный. На экзамене студент должен продемонстрировать глубокие, систематизированные знания, умение обобщать и синтезировать знания. При подготовке к экзамену следует учитывать, что преподаватель проверяет не только уровень запоминания учебного материала, но и то, как студент понимает те или иные проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, формулировать собственную мысль.
Неспособность обучаемого самостоятельно продемонстрировать наличие знаний при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к использованию методов освоения учебной дисциплины и неспособность самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по стандартному образцу свидетельствуют об отсутствии сформированной компетенции. Отсутствие подтверждения наличия сформированности компетенции свидетельствует об отрицательных результатах освоения учебной дисциплины.
Если обучаемый демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом, данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано преподавателем, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень недостаточно высок. Поскольку выявлено наличие сформированной компетенции, ее следует оценивать положительно, но на низком уровне.
Способность обучающегося продемонстрировать самостоятельное применение знаний, умений и навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые представлял преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает наличие сформированной компетенции, причем на более высоком уровне. Наличие сформированной компетенции на повышенном уровне самостоятельности со стороны обучаемого при ее практической демонстрации в ходе решения аналогичных заданий следует оценивать как положительное и устойчиво закрепленное в практическом навыке.
Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности (допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий в рамках учебной дисциплины с использованием знаний, умений и навыков, полученных как в ходе освоения данной учебной дисциплины, так и смежных дисциплин, следует считать компетенцию сформированной на высоком уровне. Присутствие сформированной компетенции на высоком уровне, способность к ее дальнейшему саморазвитию и высокой адаптивности практического применения к изменяющимся условиям профессиональной задачи.
На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Критериями при выставлении оценки являются правильность ответов на вопросы, полнота ответа, степень использования источников, умение связывать теорию с практикой, логика и аргументированность изложения, грамотное комментирование, привидение примеров, культура речи. Преподаватель индивидуально оценивает не только знания и форму изложения их студентом, но и его стремление овладевать знаниями и умение применять их на практике согласно вышеприведенной шкале.
Максимальное количество, которое студент может заработать в процессе промежуточной аттестации – 30 баллов.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7.1. Основная литература
Психология
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб.пособие / Е.В. Андриенко; Междунар. акад. наук пед. образования; ред. В.А. Сластенин. - 6-е изд., испр. - Москва: Академия, 2011. - 263 с. - (Высшее профессиональное образование: бакалавриат).
2. Немов, Р. Общая психология. В 3 т. Т. 3. Психология личности: учебник: [рек...] / Р.С. Немов; М-во общ.и проф. образования РФ. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 739 с. - (Магистр).
3. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учебник для бакалавров: [рек...] / А. Л. Свенцицкий; Учеб.-метод. об-ние, СПбГУ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014. - 408 с. - (Бакалавр: базовый курс)
Педагогика
1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие: [доп...]/ Н. Бордовская, А. Реан; Учеб.-метод. об-ние вузов по пед. образованию. - Санкт-Петербург; Москва; Нижний Новгород: Питер, 2009. - 299 с.
2. Кравченко, А. И.Психология и педагогика: учебник / А. И. Кравченко ; Учеб.-метод. об-ние по классич. универ. образованию. - Москва: Инфра М, 2013. - 399 с.
7.2. Дополнительная литература
1. Андреева Т. А. Психология семьи: учебное пособие для вузов по направлению и спец. психологии / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2007. - 382 с.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. - 544 с. (Сер."Мастера психологии")
3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
4. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб.пособие : [рек...] / А.Г. Маклаков; Учеб.-метод. Совет по базовому психол. образованию. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 592 с.: ил. - (Учебник нового века).
5. Крайг, Г. Психология развития: Учеб.пособие / Г. Крайг, Д. Бокум .— 9-е изд. — СПб. : Питер, 2006
6. Макарова И. В. Психология: конспект лекций / И. В. Макарова. - 2-е изд., доп. - М.: Высш. образование, 2008. - 237 с.
7. Рогов Е. И. Психология общения [Текст]: к изучению дисциплины / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 335 с.
7.3. Литература, рекомендованная к ознакомлению
1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. – М.: Когито-Центр, 2004. – 320с.
2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 208с.
3. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология: учебник для вузов / В. П. Ратников, В. Ф. Голубь, Г. С. Лукашева и др.; Под ред. В. П. Ратникова. - М. : ЮНИТИ, 2001. - 512 с. - Библиогр.: с. 500-502.
4. Выготский, Л. С. Детская психология [Электронный ресурс] : Собрание сочинений в 6 томах. 4 том .— М. : Говорящая книга, 2004.
5. Глотов М.Б. Конфликт между поколениями // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 2003.
6. Григорьева М. В. Психология труда [Текст]: конспект - М. :Высш. образование, 2006. - 192 с.
7. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей [Текст] : учебное пособие для вузов по направлению и спец. "Социальная работа" / Л. В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2008. - 224 с.
8. Кильмашкина Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебное пособие для вузов / Т. Н. Кильмашкина. - М. : ЮНИТИ, 2004. - 150 с.
9. Леонов Н. И. Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие / Моск. психол.-соц. ин-т; сост. Н. И. Леонов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005. - 367 с.
10. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев .— М. : Смысл, 2009 .— 423 с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998
12. Ратников В. П. Голубь Г. С. Конфликтология [Текст] : учебник для вузов по спец. экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным спец. (020000) / Под ред. В. П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 512 с.
13. Уткин Э. А. Конфликтология: теория и практика / Э. А. Уткин ;Ассоц. авт. и изд. "ТАНДЕМ". - М. : ЭКМОС, 2000. - 271 с.
14. Шаповаленко,, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : [учеб. для вузов по направлению и специальностям психологии] / И. В. Шаповаленко .— М. : Гардарики, 2005 .— 349 с
15. Эльконин, Д.Б. Детская психология : учеб.пособие. Доп. МО РФ / Д.Б. Эльконин ; сост. Д. Б. Эльконин .— 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр "Академия", 2005 .— 383 с.
16. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992.
17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: ЭКСМО, 2008. – 388с.
18. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: Когито-Центр, 2004. – 448 с.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. Библиотека Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php
2. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru
3. Педагогика. – Режим доступа:http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html
4. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru
5. Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/rus/library/.
9.Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Вид | Наименование | Наличие договора с правообладателем, лицензии или внутренняя разработка |
Программное обеспечение: | Microsoft Windows 7, 8, 10 Microsoft Office 2010, 2013 | Лицензия |
Информационные справочные системы: | Университетская библиотека online | (подписка с 1 сентября 2012 г. по 31 декабря 2020 г.; действующий контракт № 257 от 9 января 2018 г.). |
Лань | (подписка с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2020 г.; действующий контракт № 259 от 9 января 2018 г.). | |
Профи-Либ | (подписка с 11 января 2016 г. по 31 декабря 2020 г.; действующий контракт № 256 от 9 января 2018 г.) | |
Юрайт | (подписка с 31 августа 2017 г. по 30 августа 2018 г.; действующий договор № 265 от 3 июля 2017 г.). | |
Знаниум | (подписка с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г.; действующий контракт № 258 от 9 января 2018 г.). | |
Профессиональные базы данных: | Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) – это библиографическая база данных научных публикаций ученых; национальная информационно-аналитическая система публикаций российских авторов. Режим доступа: http://elibrary.ru/ | Свободный доступ |
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика» предполагает овладение обучающимися материалами лекций, учебников, работу в ходе проведения практических занятий. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемых тем, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Студенты должны конспектировать материал лекций и систематически прорабатывать его. Материалы лекций являются основой для подготовки студентов к практическим занятиям.
Целями практических занятий являются: контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов по изучаемой теме. В рамках темы каждого практического занятия предусмотрена подготовка студентами устных выступлений (докладов, сообщений) по вопросам изучаемой темы, которые предлагаются студентам заранее, с последующим их обсуждением всеми студентами группы.
При подготовке к занятию студенту необходимо проработать конспект лекций, познакомиться с соответствующими разделами основной и дополнительной литературы, ответить на вопросы, составить перечень вопросов, вызвавших затруднения или имеющих неоднозначную трактовку. В процессе подготовки к практическим занятиям (независимо от формы их проведения) студентам необходимо проработать конспект лекций, в обязательном порядке ознакомиться с обязательной литературой по соответствующим темам, а также, при подготовке докладов - с первоисточниками и публикациями по изучаемой теме в научной периодике, конспектируя их.
На практических занятиях предполагается активное участие студентов в обсуждении конкретных вопросов, критический анализ представленных сообщений, дополнения к ответам.
На занятиях студенты анализируют ситуационные задачи, выполняют творческие задания, учебные исследования, участвуют в деловых играх и мини-конференциях.
Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Психология и педагогика» является создание рациональной системы организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать самостоятельное составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Рекомендации по работе с литературой
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Здесь важно помнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с литературой важно уметь:
· сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
· обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
· фиксировать основное содержание; формулировать, устно и письменно, основную идею;
составлять план, формулировать тезисы;
· пользоваться реферативными и справочными материалами;
· контролировать свои действия, объективно оценивать их;
· обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
· пользоваться словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);
· готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада.
При подготовке к промежуточной аттестации (экзамену) целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов) на вопросы.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в форме экзамена.
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
(специализированные учебные аудитории, читальные залы, театрально-концертные залы, репетиционные залы, учебно-производственные мастерские, комплекты инструментов, специализированное оборудование, видеотеки, фонотеки и т.д.)
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Мультимедиа-проектор | 1 |
2 | Компьютер с программным обеспечением | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
Контрольная работа
по дисциплине «Психология и педагогика»
____________________________ _______________________________________
(тема)
ФИО обучающегося: | |
Группа: | |
Контрольную работу проверил | |
Санкт-Петербург
2019
Дата: 2019-02-25, просмотров: 198.