Оценочные средства текущего контроля успеваемости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие по теме: Эмоциональные и волевые процессы. Психические состояния. Психическая регуляция поведения

При подготовке к занятиям необходимо:

1. Ознакомиться с темой и вопросами семинара.

2. Изучить рекомендованную литературу.

3. Ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика эмоций.

2. Роль эмоций в регуляции деятельности человека.

3. Способы преодоления эмоционального стресса

4. Управление эмоциями

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль эмоций в регуляции деятельности?

2. В чем состоит волевая регуляция человеческого поведения?

3. Как влияют чувства на личность и ее проявления в различных сферах жизнедеятельности?

4. Как происходит развитие эмоциональной среды личности?

 

Учебно-исследовательская работа студентов:

Пример:

1. Оцените возможности своей памяти.

2. Проведите эксперимент в своей группе: найдите глазами человека, сидящего в противоположном конце аудитории, и по сигналу в течение двух минут попытайтесь о чем-либо договориться. Договариваются одновременно все члены группы, при этом каждый ищет свою пару. Обсудите результат эксперимента.

3. Проведите упражнение на развитие внимания. Вечером, перед тем как заснуть, попытайтесь припомнить все события минувшего дня — одно за другим. Начинать следует с припоминания небольших отрезков времени, но попытайтесь припомнить события во всех подробностях. Это несложное упражнение помогает развить умение концентрировать внимание.

4. Изучите объем внимания и его зависимость от различных условий

5. Определите переключаемость внимания.

6. Оцените особенности произвольного внимания.

7. Определите устойчивость своего внимания.

 

Ситуационная задача

3 а д а ч а 1.

Бенджамин Франклин (1706-1790) — выдающийся американский просвети­тель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:

• Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.

• Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

• Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого заня­тия иметь свое место и время.

• Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукос­нительно выполнять то, что решено.

• Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

• Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.

• Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избе­гать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

• Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты счи­таешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.

• Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одеж­де и в жилище.

• Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.

• Скромность и т. д.

«Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта» (Франклин Б. Избр. произв. М., 1956.С. 482-483).

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в кото­ром они важны для вас, начиная с самого главного.

2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ-Я».

 

Игровые технологии

Деловая игра

Испытуемые случайным образом делятся на две группы, группа «А» и группа «Б». На материалах, которые получают испытуемые, напечатано: «Группа «А» и «Группа «Б». Материалы перемешиваются и кладутся обложкой вниз в несколько стопок, затем участников просят подойти и взять материалы. Таким образом, испытуемым присваивается членство в группе «А» и группе «Б».

Затем ведущий-экспериментатор просит участников группы «Б» выйти из зала. Участникам группы «А» дается следующая инструкция и в устном, и в письменном виде (просят открыть текст в раздаточных материалах на определенной странице).

«Прочитайте, пожалуйста, краткое описание пяти стратегий переговоров. Стратегия переговоров – это общее видение ситуации, с чего начать разговор, как подать аргументы, чем продолжить, к чему подводить, чем завершить.

· Игнорирование – вы, в основном, не принимаете во внимание, не принимаете близко к сердцу доводы оппонента; вы пропускаете доводы другой стороны «мимо ушей» (не реагируете на них) и спокойно следуете своей линии; вы переключаете внимания на иные обстоятельства; вы переводите разговор на другие темы, либо отвечаете на какие-то вопросы молчанием.

· Доминирование — вы учитываете свои потребности, но слабо учитываете потребности другого, вы стремитесь подчинить другого своим интересам, используете принуждение, приказ, внушение, вы хотите уступок с другой стороны, но сами не хотите идти на уступки. Даже если вы оказываете милость, то делаете это, потому что можете доминировать.

· Сотрудничество — вы стремитесь достичь согласия за счет проникновения вглубь проблемы или возможности, вы предлагаете оппоненту вместе искать наилучшее решение, и это решение должно максимально подходить обеим сторонам; вы выясняете потребности друг друга; вы совместно прорабатываете план общего движения к цели и успеху.

· Компромисс — вы стараетесь достичь целей посредством взаимных уступок; это отношение к другому по принципу: «ты - мне, я - тебе»; это опора на договоренность и взаимный учет интересов с одновременным стремлением отстоять часть своих наиболее важных интересов. Пожертвовать одним, чтобы добиться другого.

· Манипуляция — вы стремитесь добиться своего особыми средствами; потребности другого вас интересуют с точки зрения достижения своих целей, вы используете хитрости, уловки, провокации, намеки. Вы хотите, чтобы человек подумал, почувствовал или сделал так, как хочется вам, но чтобы он приписывал причины своих чувств, мыслей и действий себе.

Вы примите участие в четырех переговорах по 5 минут. Переговоры будет проходить с разными людьми.

Вам нужно в каждых переговорах применить одну из пяти описанных выше стратегий (игнорирование, доминирование, сотрудничество компромисс, манипуляция). То есть, вам нужно выбрать четыре из пяти стратегий (одну из пяти стратегий - не применять). Каждую выбранную стратегию можно применять только в одних переговорах. Стратегию, которую вы выберете для конкретных переговоров необходимо применять как преобладающую, как превалирующую. Но вы имеет право проявлять гибкость для достижения нужного вам результата. К примеру, вы выбрали доминирование. Это не значит, что все пять минут вы должны только доминировать и ничего более. Доминирование вы применяете как общую главенствующую линию поведения. С другой стороны, можно пользоваться и другими методами и техниками.

Определитесь, пожалуйста, заранее с последовательностью применяемых стратегий. Распределите стратегии по четырем переговорам и действуйте в соответствии с намеченным планом. Напишите, пожалуйста, названия выбранных стратегий в строках «Моя планируемая стратегия__________________», которые находятся ниже».

Затем участникам группы «А» дается письменное описание четырех ситуаций (просят прочитать текст в раздаточных материалах на определенной странице).

 

Мини конференция.

Тема: «Профессионально важные качества как объект развития»

Профессиональное самоопределение.

Профессиональные способности.

Готовность к труду.

Профессионально важные качества в моей профессии.

 

Творческое задание.

Разработать по теме «Нравственное воспитание» план урока для детей младшего школьного возраста.

 

6.3.2.   Оценочные средства промежуточной аттестации

 

Вопросы к экзамену

Психология:

1. Предмет, задачи и особенности психологии как науки.

2. Основные методы исследования в психологии.

3. Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины.

4. Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность: соотношение понятий.

5. Понятие психики. Структура психики: психические процессы, состояния и свойства.

6. Ощущение. Восприятие. Их основные свойства и виды.

7.  Представление, воображение: определение, виды. Развитие воображения.

8.  Мышление. Функции, виды мышления, операции мыслительной деятельности. Интеллект и его структура.

9.  Язык и речь. Функции речи, виды и свойства речи.

10.  Внимание: понятие, виды и функции. Развитие внимания.

11.  Память: виды памяти и их особенности. Забывание и его факторы.

12. Темперамент: понятие, типы, свойства. Темперамент и личность.

13. Характер. Типы характеров. Особенности и черты характеров.

14. Способности: понятие, классификация способностей. Уровни развития способностей.

15. Эмоции. Понятие и значение в жизни человека. Классификация и виды эмоций. Эмоции и чувства.

16.  Стресс. Стадии стресса, регуляция.

17. Воля, основные признаки. Волевые качества личности.

18. Психология малой группы. 

19. Психология общения.

20. Психология конфликта.

Педагогика:

1. Педагогика как наука. Связь с другими науками.

2. Методы педагогики.

3. Основные категории педагогики.

4. Педагогическая деятельность

5. Образовательный процесс. Цели и содержание образования

6. Процесс обучения. Функции процесса обучения

7. Структурные элементы процесса обучения

8. Законы и закономерности процесса обучения

9. Принципы обучения

10. Методы обучения

11. Формы обучения.

12. Внеклассная работа педагога. Основные формы организации внеклассной работы

13. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения и их виды

14. Дидактика. Предмет и задачи дидактики

15. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах

16. Сущность контроля усвоения знаний и его функции. Методы контроля

17. Методы и формы воспитания

18. Семейное воспитание. Стили семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи.

19. Коллективное воспитание. Коллектив как объект и субъект воспитания

20. Методы педагогического воздействия на личность.

 

Примерные темы контрольных работ

 

Предмет, задачи и особенности психологии как науки.

Основные методы исследования в психологии.

Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность: соотношение понятий.

Понятие психики. Структура психики: психические процессы, состояния и свойства.

Ощущение. Восприятие. Их основные свойства и виды.

 Представление, воображение: определение, виды. Развитие воображения.

 Мышление. Функции, виды мышления, операции мыслительной деятельности. Интеллект и его структура.

 Язык и речь. Функции речи, виды и свойства речи.

 Внимание: понятие, виды и функции. Развитие внимания.

 Память: виды памяти и их особенности. Забывание и его факторы.

Темперамент: понятие, типы, свойства. Темперамент и личность.

Характер. Типы характеров. Особенности и черты характеров.

Способности: понятие, классификация способностей. Уровни развития способностей.

Эмоции. Понятие и значение в жизни человека. Классификация и виды эмоций. Эмоции и чувства.

 Стресс. Стадии стресса, регуляция.

Воля, основные признаки. Волевые качества личности.

Психология малой группы. 

Психология общения.

Психология конфликта.

Педагогика как наука. Связь с другими науками.

Методы педагогики.

Основные категории педагогики.

Педагогическая деятельность

Образовательный процесс. Цели и содержание образования

Процесс обучения. Функции процесса обучения

Структурные элементы процесса обучения

Законы и закономерности процесса обучения

Принципы обучения

Методы обучения

Формы обучения.

Внеклассная работа педагога. Основные формы организации внеклассной работы

Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения и их виды

Дидактика. Предмет и задачи дидактики

Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах

Сущность контроля усвоения знаний и его функции. Методы контроля

Методы и формы воспитания

Семейное воспитание. Стили семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи.

Коллективное воспитание. Коллектив как объект и субъект воспитания

Методы педагогического воздействия на личность.

 

 

6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется регулярно в течение всего семестра и представляет собой оценку знаний, практических умений, опыта деятельности, полученных обучающимся на занятиях и в ходе самостоятельного изучения учебного материала. Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на занятиях семинарского типа. Главной целью семинара является углубленное изучение сложных тем курса на основе самостоятельного анализа материала. На семинарских занятиях дополняется и конкретизируется материал лекционного курса и учебной литературы. Данная форма учебного процесса создает предпосылки к заинтересованному обсуждению проблем, содействует формированию основных профессиональных знаний, умений и опыта действия.

Обучающиеся должны добросовестно готовиться к семинарским занятиям, активно участвовать в обсуждении вопросов. В процессе изучения тем на занятиях могут возникать дискуссии по проблемным вопросам, которые позволяют основательнее усвоить предмет дисциплины. При подготовке к занятиям обучающимся следует руководствоваться конспектом лекций и рекомендованной литературой.

Семинарские занятия включают в себя и специально подготовленные доклады, выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателям или избрана самим студентом по согласованию с преподавателем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

К основным формам текущего контроля можно отнести устный опрос, письменные задания, контрольные работы, оценка работы обучающихся на занятиях семинарского плана (оцениваются ответы, дополнения, замечания, выступления с докладами, разбор ситуаций, участие в деловых играх и т.д.), презентация проектов, защита рефератов и т. д.

Методы осуществления текущего контроля успеваемости студентов определяются преподавателями с учетом предусмотренных учебным планом видов учебных занятий по дисциплине.

К главной задаче текущего контроля относится повышение мотивации студентов к регулярной учебной работе, самостоятельной работе, углублению знаний, дифференциации итоговой оценки знаний.

Виды и проведения сроки текущего контроля успеваемости студентов устанавливаются рабочей программой дисциплины.

Текущий контроль успеваемости осуществляется систематически, как правило, преподавателем, ведущим практические и/или семинарские занятия. При отсутствии в учебном плане практических и/или семинарских занятий по дисциплине текущий контроль осуществляется путем проверки преподавателем (как правило, лектором) предусмотренных учебным графиком письменных работ (контрольных работ, рефератов и т.п.).

В начале семестра преподавателем может проводиться входной контроль остаточных знаний студентов, приобретенных на предшествующем этапе обучения и необходимых для успешного овладения новой дисциплиной в целом в установленные сроки.

Преподаватель, осуществляющий текущий контроль успеваемости, обязан на первом занятии довести до сведения студентов критерии проведения текущего контроля.

Одним из главных достоинств текущего контроля успеваемости является его систематичность, непосредственно коррелирующая с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости обучающихся.

Студенты, не имеющие задолженности по результатам текущего контроля успеваемости по данной дисциплине, полностью выполнившие практические задания, курсовые работы (проекты), допускаются к промежуточной аттестации. Студенты, не получившие положительные оценки за обязательные письменные работы, предусмотренные учебным планом, до промежуточной аттестации не допускаются.

Контроль освоения студентом дисциплины может осуществляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов СПбГИК. Формы текущего контроля по дисциплине установлены в рейтинг-плане учебной дисциплины.

Преподаватель регулярно выставляет количество баллов, полученных обучающимися при выполнении плановых учебных заданий, предусмотренных учебной дисциплиной или практикой.

По окончании теоретического изучения дисциплины или прохождения практики в семестре автоматически формируется сводная ведомость группы с предварительными результатами.

В зависимости от формы промежуточной аттестации результаты заносятся в сводную ведомость _экзамен или сводную ведомость_зачет, при этом автоматически формируются оценки по пятибалльной шкале.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 177.