Эмоциональные и волевые процессы. Эмоции, эмоциональные состояния, проявления, чувства, настроение, самочувствие человека. Психическая регуляция поведения и деятельности. Воля, специфика и компоненты волевого регулирования: когнитивный, эмоциональный, поведенческий (деятельный). Волевые качества личности. Формирование и воспитание волевых качеств личности.
Психические состояния, их свойства. Специфические состояния психики человека: бодрствование и сон, медитация и гипноз и др. Положительные и отрицательные психические состояния. Эмоциональный стресс. Стратегии совладания со стрессом (копинг-стратегии). Способы снятия эмоционального напряжения.
Тема 6
Психология личности.
Сущностная характеристика личности. Психологическая структура личности. Темперамент. Способности, общие и специальные способности. Характер, структура характера. Направленность (система потребностей, интересов и идеалов). Опыт человека. Индивидуальные особенности психических процессов. Формирование и развитие личности в онтогенезе. Движущие силы развития личности. Саморазвитие личности
Тема 7
Психология групп.
Понятие, структура и методы изучения групп. Виды групп. Межличностные отношения. Характеристика социального взаимодействия людей. Межгрупповые отношения и взаимодействие.
Тема 8
Психология индивидуальных и межгрупповых различий.
Координаты индивидуальных различий психики. Взаимодействие среды и наследственности, как источников индивидуальных и межгрупповых различий. Социальные стереотипы в массовом сознании: их позитивное и негативное значение. Культурные, этнические, конфессиональные, гендерные особенности поведения, взаимодействия, воспитания.
Тема 9
Психология конфликта
Структура конфликта. Динамика конфликта. Стадии развития конфликта Общая характеристика конфликтного поведения. Показатели и формы конфликтного поведения. Тактики поведения в конфликте. Предотвращение конфликтов: этапы, условия, процедуры. Способы и приемы разрешения конфликтов. Стратегия и модели разрешения конфликта.
Итого за 2 семестр
Семестр
3
Раздел 2.
Педагогика
Тема 10
Научный статус педагогики, её роль и место в системе наук о человеке. Объект, предмет, задачи, функции педагогики. Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
Объект, предмет, задачи, функции. Методы педагогических исследований. Зарождение педагогической мысли в Древнем мире. Воспитание в первобытном обществе и в Древнем мире. Педагогика в Средние века и эпоху Возрождения. Педагогика в эпоху Просвещения (XVII в.). Ян Амос Коменский — отец современной педагогики. Педагогические идеи XVIII в.: Джон Локк, французские просветители, теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Педагогика XIX в. Немецкие философы о педагогике. Великие педагоги: И.-Г. Песталоцци, А. Дистерверг, И.-Ф. Гербарт, Ф. Фребель. Педагогика ХХ в. Педагогический традиционализм. Реформаторская педагогика ХХ в. Становление педагогики в России. Развитие педагогики в России: советский период. Передовой опыт педагогов-новаторов.
Тема 11
Образование как социокультурный феномен. Проблемы непрерывного образования. Образование как педагогический процесс. Педагогические цели. Содержание образования. Сущность и методы обучения. Педагогические принципы. Педагогические средства и формы организации педагогического процесса. Методы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами. Проблемы образования и новые парадигмы образования. Образовательная система России.
Тема 12
Педагогическая деятельность как специфический вид профессиональной деятельности. Педагогическое взаимодействие обучаемого и обучаемых. Преподавание и учение. Стили педагогического руководства. Зарубежные и отечественные модели взаимодействия учителя и учащегося. Монологическое и диалогическое педагогическое общение. Оптимальное педагогическое взаимодействие. Социально-психологические особенности учащихся.
Тема 13
Дидактика как важнейшая отрасль педагогики. Подходы ученых к определению термина «дидактика». Дидактика – наука об обучении и образовании. Объект и предмет дидактики. Категории дидактики: обучение, образование, знание, умение, навыки; цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения. Деятельность преподавателя (учителя) и обучаемых в учебном процессе. Дидактическая система. Методическая система. Методологические основы дидактики. Функции дидактики. Междисциплинарный подход к обучению. Процесс обучения (учебный процесс) в вузе.
Тема 14
Педагогическая технология. Педагогическая задача. Классификация педагогических технологий. Технология проблемного обучения. Технология модульного обучения. Технология дистанционного обучения. Инновационные педагогические технологии. Технологии активного обучения. Педагогическое проектирование.
Тема 15
Закономерности воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания личности. Типы, принципы, методы и формы воспитания. Направления и концепции воспитательной работы. Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп.
Тема 16
Образовательные системы и развитие личности. Нравственное воспитание в разные возрастные периоды. Мотивация учения и выбора профессии. Автономность — зависимость личности в учебной деятельности. Самовоспитание. Формирование личности специалиста в воспитательном процессе. Профессиональное взаимодействие людей: педагогические навыки и умения.
Контрольная работа
Консультации перед экзаменом
Контактные часы на аттестацию
Экзамен
Итого за 3 семестр
ИТОГО:
4.1 Таблица сокращений форм текущего контроля:
ДС | диспуты | ПД | подготовка и представление доклада |
ИНК | имитация научной конференции | ПЗР | подготовка и защита реферата |
ИТ | игровые технологии | СД | семинары с элементами дискуссии |
К | контрольная работа | СЗ | ситуационные задачи |
КИ | коллективная импровизация | ТВ | творческие встречи |
КЛ | коллоквиум | ТЗ | творческие задания |
КОП | компьютерные обучающие программы | ТОУИ | технология обучения как учебное исследование |
КП | курсовой проект | ТСТ | тестирование |
КР | курсовая работа | УИРС | учебно-исследовательская работа студента |
КС | круглый стол | УО | устный опрос |
ЛВ | лекция-визуализация | УФ | учебный видеофильм |
МК | мини-конференции | ХТЗ | художественно-творческие занятия |
НПК | научно-практические конференции |
4.2 Образовательные технологии:
В процессе освоения данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:
Игровые технологии (деловая игра).
Технология учебно-исследовательской деятельности (учебно-исследовательская работа студента, мини-конференция).
Кейс-технология (решение ситуационных задач).
Технология творческих заданий.
Информационно-коммуникационные технологии (подготовка и представление доклада с мультимедиапрезентацией, устный опрос, тестирование)
5. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов
5.1Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине
Номер раздела ОП |
Наименование тем ОП | Распределение часов по видам самостоятельной работы, час. | Формы | ||||||||||||||||
Основные виды учебной и научной самостоятельной работы |
Иные виды |
Всего, час. | |||||||||||||||||
Работа с конспектами лекций | Подготовка к занятиям семинарского типа | Изучение и анализ рекомендованной литературы | Самостоятельное освоение тем разделов | Выполнение творческого задания | Подготовка к компьютерным тестам | Подготовка реферата | Подготовка доклада на конференцию | Подготовка тезисов к публикации | Участие в НИРС | Выполнение контрольной работы | Подготовка к сдаче промежуточной аттестации | Выполнение выпускной квалификационной работы | |||||||
1 | Предмет, задачи и методы психологии. | 1 | 1 | 2 | УО, ПД | ||||||||||||||
2 | Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. | 1 | 1 | 1 | 3 | УО, ПД, МК | |||||||||||||
3 | Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Психика, поведение и деятельность. | 1 | 1 | 1 | 3 | УО, ТЗ | |||||||||||||
4 | Познавательные психические процессы. | 1 | 1 | 1 | 3 | УО, ПД | |||||||||||||
5 | Эмоциональные и волевые процессы. Психические состояния. Психическая регуляция поведения | 1 | 1 | 1 | 3 | УО, ПД, УИРС, СЗ | |||||||||||||
6 | Психология личности. | 1 | 1 | 1 | 3 | УИРС | |||||||||||||
7 | Психология групп. | 1 | 1 | 1 | 3 | УО, ИТ | |||||||||||||
8 | Психология индивидуальных и межгрупповых различий. | 1 | 1 | 1 | 3 | ТСТ | |||||||||||||
9 | Психология конфликта | 1 | 1 | 1 | 3 | УО, СЗ | |||||||||||||
10 | Роль и место педагогики в системе наук о человеке | 3 | 3 | 4 | 2 | 12 | МК,ПД | ||||||||||||
11 | Образование как педагогическая система и процесс | 3 | 3 | 4 | 2 | 12 | УО, СД | ||||||||||||
12 | Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие | 3 | 3 | 4 | 2 | 12 | УО, ПД | ||||||||||||
13 | Основы дидактики. Педагогические основы процесса обучения | 3 | 3 | 4 | 2 | 12 | УО, ПД | ||||||||||||
14 | Педагогические технологии | 3 | 3 | 4 | 2 | 12 | УО, ПД, | ||||||||||||
15 | Воспитание в педагогическом процессе | 3 | 3 | 4 | 2 | 12 | ТСТ | ||||||||||||
16 | Личность в педагогическом процессе | 2 | 14,67 | 16,67 | УИРС, К |
5.2 Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю):
Виды учебно-методического обеспечения(пособие, рекомендации, руководство и т.д.) | Наименование | Вид издания (печатное, электронное, представленное в сети) |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Дата: 2019-02-25, просмотров: 210. |