I. Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого.
1. 1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности.
2. 1849-185 1 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
3. 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».
4. 1860-70 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.
5. 1880-90 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».
6. 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.
II. Опорные положения по этапам.
1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности Л. Н. Толстого.
Ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (повесть «Детство»).
«Быть, а не казаться»; жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. «Зеленая палочка» (и «поиски» ее в «Кавказском пленнике» и «После бала»).
Студенческая пора: стремление найти себя; «Правила жизни». Жить для других, для добра — нравственное кредо.
Сложность и противоречивость интересов.
Борьба с собой и ее отражение в последующем творчестве (например, в «Войне и мире» — искания Пьера Безухова).
Подобные опорные положения составляются по каждому этапу жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого. После этого делается их графическое (в схеме) оформление, в котором главное — наглядно показать последовательность и логические связи как между отдельными этапами, так и «внутри» их — в «расстановке» самих опорных положений.
Вариант проведения уроков 35-36 (103-104)[20]
При подготовке урока класс разбивается на группы, каждая из которых получает задание. Самостоятельные ответы на вопросы готовят и некоторые учащиеся.
Предлагается создать семь групп:
1) группа исторического комментария (готовит и оформляет к уроку опорный конспект (ОК) — «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусств и науки второй половины ХIX века».) Одному из учащихся поручается сделать обобщенное сообщение по данному вопросу);
2) искусствоведов (сбор иллюстративного материала и музыкальное оформление урока. Индивидуальные задания — рассказать об одном из портретов Толстого);
3) мемуаристов (подбор цитат из воспоминаний современников);
4) архивная группа (работа с дневниковыми записями Толстого, анализ сгруппированных по годам выдержек, позволяющих проследить формирование личности Толстого, его идеи нравственного самосовершенствования);
5) любителей поэзии (подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества);
6) библиографов (оказание помощи в работе всем творческим группам: подбор литературы и оформление выставки «Свет Ясной Поляны»);
7) группа «смекалистых» (составление и проведение викторины о Толстом).
Урок 1
Слово учителя. «Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь его и погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался этот поразительный художник живописал он широко, по-человечески мудро и просто.
Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Таков лейтмотив нашего сегодняшнего урока о Л. Н. Толстом — «Свет Ясной Поляны» (так называется книга правнука писателя И. Толстого).
Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек».
Учитель записывает на доске тему урока, даты рождения и смерти писателя (1828—1910) и предоставляет слово группе исторического комментария, которая отвечает на вопросы:
— Свидетелем каких исторических событий был писатель?
— На какие годы падает расцвет его творчества?
— С кем из выдающихся людей Л. Н. Толстой общался?
Используя хронологическую таблицу учебника по литературе, учащиеся называют целый ряд дат и событий, служащих ответом на первый вопрос. В их числе: годы смерти А. С. Пушкина (1837), М. Ю.Лермонтова (1841), Н. В. Гоголя (1852), 1854 — Н. Г. Чернышевский, сотрудник «Современника», 1853—56 — Крымская война, 1855 — смерть Николая I , 1861 «Крестьянская реформа», 1866 — покушение Д. В. Каракозова на Александра II; 1871 — Парижская коммуна, 1876 — возникновение общества «Земля и воля», 1877—78 — русско-турецкая война; 1881 — смерть Александра II, 1887 — попытка покушения на Александра III; 1904—05 — русско-японская война, 1905 — 9 января. Кровавое воскресенье.
После работы со справочным аппаратом учащиеся обращаются к опорному конспекту (ОК), созданному группой исторического комментария: «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины ХIХ века». Опорный конспект представляет собой нарисованный на бумаге круг, разбитый на семь-девять секторов (разделов). В каждом из разделов записаны по пять-семь известных имен современников Л. И. Толстого: писателей-классиков (как русских и представителей других народов России, так и зарубежных), крупных поэтов, литературных критиков, ученых, художников, композиторов, режиссеров и актеров. В самом центре — портрет Л. Толстого, вокруг которого — на радиусах — приведены знаменательные даты в истории того времени.
Вывод — обобщение старшеклассники записывают в тетради: «Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого».
Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы — время создания романа-эпопеи «Война и мир». Ответить на третий вопрос учащимся помогает работа с ОК, позволяющим судить о круге знакомств Толстого с деятелями культуры и науки. В частности, можно рассказать о его встречах с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, А. И. Герценом, А. Н. Островским, А. П. Чеховым, В. М. Гаршиным, Ф. И. Тютчевым и другими писателями. Толстой проявлял большой интерес к творчеству писателей народов России — Т. Г. Шевченко, А. Церетели, К. Хетагурова.
Имя Толстого было хорошо известно и за пределами России о чем свидетельствуют такие писатели, как Ги де Мопассан, П. Мериме, Ж. Санд, О. Бальзак, Р. Роллан. У Р. Роллана к Толстому было особенно теплое чувство. Вспоминая в одной из своих книг о Льве Николаевиче, приводит такой эпизод. В молодости он собирался стать педагогом-историком. Но любовь к литературе тоже была очень сильной. И вот, прежде чем сделать окончательный выбор, он решает обратиться за советом к Толстому в Ясную Поляну. И великий писатель ответил ему, тогда еще никому не известному юноше. Письмо это и решило судьбу Р. Роллана.
Учитель просит прокомментировать слова Л. Толстого: «Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».
Комментарий ученика. «Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок мне своим стремлением к идеалу».
К отчету приступает группа мемуаристов, подготовившая ответы на такие вопросы:
— Каким предстает Толстой в воспоминаниях современников?
— Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках?
— Чем он близок вам?
Плакаты с цитатами закрепляются на доске перед классом.
«Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью... носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь... Едина была трагедия его искусства и его жизни». Р. Роллан.
Комментарий ученика. «Правда искусства у Толстого неотделима от правды жизни. Поиски правды — смысл его бытия, которое отнюдь не было легким и простым. Именно своими противоречивыми исканиями мне особенно дорог писатель».
«Весь мир, вся земля смотрит на него...
отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…»
М. Горький.
«Если бы можно было писать, как Толстой,
и заставить весь мир прислушаться!»
Т. Драйзер.
Комментарий ученика. «Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность, Т. Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия».
В работу включается группа любителей поэзии. Два ученика читают стихи, перекликающиеся с общей темой разговора.
Я. Полонский. «Писатель, если только он...»
Писатель если только он
Волна, а океан — Россия,
Не может быть не возмущен,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражен,
Когда поражена свобода.
А. Апухтин. «Графу Л. Н. Толстому» (отрывок)
О вечной красоте напоминая миру,
Твой мощный голос прозвучал.
Кто по земле ползет, шипя на все змеею,
Тот видит сор один...
И только для орла,
Парящего легко и вольно над землею,
Вся даль безбрежная светла!
Слово учителя. «Конечно же, словесный образ, литературный портрет — первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками — его современниками».
Сообщения учащихся из группы искусствоведов:
Дата: 2019-02-25, просмотров: 760.