Цель: развитие связной речи учащихся, развитие навыков связно излагать свои мысли по теме сочинения.
Темы сочинений по роману «Идиот».
• «Рай — вещь трудная — рай на земле нелегко достается (трагический итог жизни князя Мышкина).
• Образ «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот».
• Смысл заглавия романа «Идиот».
• Современное звучание романа «Идиот».
• Христианское смирение и всепрощение как вечные этические ценности.
• Трагедия «добра» и «красоты» в мире.
• Незабываемые страницы романа «Идиот».
• Гуманизм романа «Идиот».
• О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Идиот»?
• Психологизм романа «Идиот».
• Роль образа Настасьи Филипповны в нравственной проблематике романа.
• Чтение и рецензирование сочинения, определение жанра.
Урок 30 (98). Резервный
РАЗДЕЛ XIII . Творчество Н. С. Лескова
Урок 31 (99).
Художественный мир произведений Н. С. Лескова
Цель: Знакомство с биографией и творчеством писателя.
Метод: Лекция с элементами беседы
Словарная работа:
повесть — эпическое произведение, раскрывающее ряд эпизодов из жизни ведущего героя, характер которого раскрывается полно и разносторонне.
очарованный — околдованный.
странник — человек, странствующий пешком, на богомолье.
праведник — 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью.
2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.
Ход урока
I . Оформление тетрадей:
Лесков как бы поставил целью себе одобрить, воодушевить Русь
и начал создавать для России иконостас ее святых и праведников
Его «праведники — маленькие великие люди».
М. Горький
План.
1. Биографическая справка.
2. «Леди Макбет Мценского уезда» (1865 г.).
3. «Очарованный странник» (1873 г.).
I I. Слово учителя.
Творчество Н. С. Лескова одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе ХIХ века.
В его судьбе отразился такой образ праведника земли русской, который дан в «Очарованном страннике», «Левше» и в других произведениях.
Творческая манера Н. С. Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников ХIХ века.
В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.
Так, что же этот человек, откуда он «черпал» материалы для своих произведений?
III. Биографическая справка (знакомит подготовленный ученик). Лесков — прозаик, публицист. Родился в семье мелкого чиновника, выходца из духовенства. Учился в Орловской гимназии, но курса не закончил. Служил в Орловской палате уголовного суда, Киевской казенной палате. В 26 лет Лесков оставляет государственную службу и переходит на частную — в коммерческую компанию А. Я. Шкотта. По делам фирмы он «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях».
Служба дает обильный материал для творчества. С 1861 года статьи Лескова появляются в газете «Русская речь», чьим сотрудником он становится. Значительная часть ранних произведений написана в жанре творческого очерка, который в 60-е годы пользовался большой популярностью у писателей-разночинцев.
Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с западноевропейскими странами. В начале 60-х годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса. Но наблюдения над по реформенной действительностью показали, как мало произошло изменений к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.
Творчество Лескова в 60-е годы отличается большим разнообразием по жанру. Писатель пробует свои силы в художественном очерке, рассказе, повести, романе, пишет единственную пьесу «Расточитель».
Все произведения писателя пропитаны фольклорными мотивами. В них звучат лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры... Сюжет многие из них проникнуты сказочными былинными мотивами, включает народные суеверия, предания.
Яркой особенностью творческой манеры Лескова являются документальность изображения. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле», — признавался он. Его особенно интересовало отражение характерных черт времени в судьбах рядовых людей. Многие его герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).
Лесков на всего его творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.
I V . Слово учителя.
Имя Н. С. Лескова известно всем русским читателем по рассказу «Левша», который сумел подковать изготовленную английскими мастерами блоху.
Герои писателя необычны, неожиданны и самобытны, как и его творческая манера. К ним нельзя подходить с обычными представлениями и критериями. Лескова привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть все те, кто пытается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера.
Создавая народные характеры, Лесков невольно обращается к живой русской речи, которая наиболее ярко запечатлена в фольклорной традиции — в былине, легенде, сказке, поговорках, при- сказках. («Бог простит», — это нам не впервые такой снег на голову» — «Левша»).
Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других. Это и «Очарованный странник», «Запечатленный ангел».
Особое место в творчестве писателя занимает тема женской судьбы, как правило трагичной («Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница»).
В произведениях Н. С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и поиски истины. Замечая противоречия русской действительности, писатель верил в будущее России, потому что непредсказуемый сильный русский характер таил в себе силы неиссякаемые. Всей душой любит Лесков родину, и любит ее такой, какова она есть.
Домашнее задание.
1. Подготовить биографию писателя по материалам урока и страницам учебника.
2. Прочитать повесть «Очарованный странник», выделить в повести несколько историй и подготовить их пересказ. (Если изучается «Леди Макбет Мценского уезда» — то аналогичное задание предлагается по этому произведению).
3. Подготовить материалы о жанровом своеобразии сказа — повествования.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 292.