Первый сон — гл. 6 (Кот пока — просто кот)
Второй сон — гл. 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного)
Вывод: не так просто, оказывается, «песенку спеть». Что-то внутри постоянно напоминает об этом. Хоть по Шекспиру:
Сон, смерть земных тревог,
Бальзам больной души, —
— но легче от этого не становится. Таким образом, сны символичны. Уже не совесть ли просыпается в молодой купчихе?
(Пока нет).
Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди. (Текст — гл. 10: «Потрудись, Катеринушка, ты, мать, сама человек грузный, сама суда Божьего ждешь; потрудись…»)
— Как же потрудилась Катеринушка? (Убила Федю.)
— И перед Очередным убийством «собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом». Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?
(Сама природа, женское естество предостерегает ее от задуманного преступления.)
Но нет: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нем» (Шекспир).
— В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. (Гл. 11): «... стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались...» Как вы думаете, почему — сразу?
(Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная.)
— Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого — «Божий дар». Всмотритесь в репродукцию предсмертного портрета Феди кисти художника Ильи Глазунова. Что подчеркнул художник?
(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному.)
— Это ли не вечный укор за содеянное перед Богом? А ведь Катерина Измайлова о Боге-то еще и не упомянула. Что это? Может, в Мценске все люди — безбожники, креста на себя положить не умеют?
Подтвердите свою мысль текстом.
(«Наш народ набожный, к церкви Божией рачительный и по всему этому народ в свою меру художественный. благолепие церковное и стройное «органистое» пение составляют для него одно из самых высоких и самых чистых его наслаждений (начало гл. 12).)
Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.
Вспомните Тютчева:
Две силы есть — две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, —
Одна есть Смерть, другая — Суд людской.
— Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну?
(Гл. 13): «Она видит опять Сергея, а с нам ей и каторжный путь цветет счастьем». Любит она ведь по-прежнему.)
— В самом начале урока вы услышали мнение Ап. Григорьева о Катерине как о «страстном, хищном типе». К чему же приводит вырвавшаяся на свободу страсть?
(Свобода, страсть, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность.)
Вывод: страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.
— Изменила ли лесковскую героиню каторга?
(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)
— Жалко ее? Почему?
(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14): «Она хотела себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувством.)
Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.
— Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете эти слова?
(Бог — совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе — страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)
— А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины?
(Душа.)
Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:
Она больна не телом, но душою.
— Можно ли так сказать о Катерине? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.
V I. Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 мин.)
ВАРИАНТ I | ВАРИАНТ II |
ТЕКСТ «Золотая ночь» «рай» (гл. 6) белый цвет молодой цвет яблони яблоня, залитая белыми цветами СИМВОЛИКА Белый цвет в природе, «рай». Чернота, грязь, тьма в душе, «ад». | ТЕКСТ «Безотраднейшая картина», «ад» (гл. 15) грязь, тьма серое небо ветер стонет СИМВОЛИКА Грязь, тьма на улице, «ад» - свет в душе, «рай» (очищающая боль) |
Вопросы на доске:
— Какой цвет чаще встречается в описании природы?
— Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке.
— Какова символика пейзажной сцены?
Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.
— Как показано пробуждение чувства вины в Катерине?
(Текст, гл. 15: И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей».)
Волга заставляет вспомнить другую Катерину — из «Грозы» Островского. Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского. (Катерина Островского, по мнению Добролюбова, «луч света в темном царстве». А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске):
Катерина Измайлова — «молния, порожденная самим мраком и
лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта».
В. Гебель
Какая там «Гроза» Островского — тут не луч света,
тут фонтан крови бьет со дна души:
тут «Анна Каренина» предвещена —
отмщение «бесовской страсти».
Л. Аннинский
— Кто из исследователей более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его?
(Л. Аннинский — Ведь он увидел «фонтан крови» не только напрасно убиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)
V II. Итоги, общение.
— Кто же она, Катерина Измайлова, — страстная натура или?.. Допишите! Чем оказалась любовь для Катерины Львовны?
(Огромным страданием и тяжким крестом, вынести не в состоянии ее душа, то есть остаться чистой, незапятнанной. На алтарь ради любви Катерина Измайлова приносит в жертву все вплоть до собственной жизни.)
Учащиеся дописывают вопрос: «Страстная натура или больная душа?»
Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.
Одно верно: основа женской души — да и души человеческой вообще — любовь, о которой так удивительно поведал Ф. И. Тютчев:
Союз души с душой родной.
Их съединенье, сочетание,
И роковое их слиянье,
И ... поединок роковой.
Домашнее задание — сочинение-размышление (на выбор):
1. «Поединок роковой» (драма любви Катерины Львовны).
2. «Зеркало души — ее деянья» (В. Шекспир).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 381.