Слово учителя. Один из членов нашей архивной группы имел счастливую возможность побывать в доме Толстого в Ясной Поляне. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя.
Ученица: Наши первые впечатления о поездке в Ясную Поляну связаны с рассказом экскурсовода о том, как в годы Отечественной войны люди спасали дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. И вот мы идем по земле, припорошенной первым снегом, где ходил Лев Николаевич, где даже воздух кажется каким-то особенным — яснополянским...
Итак, мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней — шкафы с книгами. Это часть огромной библиотеки, принадлежавшей трем поколениям Толстых: деду со стороны матери — князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.
Самая большая и светлая комната в доме — зала. Поражает отсутствие каких-либо предметов роскоши. Из залы мы переходим в гостиную, где жила Т. А. Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру, оставшихся малолетними сиротами. После смерти Ергольской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой. По соседству с гостиной — кабинет писателя, занимающий центральное место в музее. В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допускала (с десяти утра до двух-трех часов дня). Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранились во всей полноте. Кажется, будто Толстой только-только покинул эту комнату...
В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12-м часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берет записную книжку, вечное перо и делает очередную запись. Клеенчатая тетрадь дневника, карандаши и самопишущая ручка — всегда у него под рукой: ведь Толстой нередко вел записи и по ночам в часы бессонницы.
Наше внимание привлекают гантели, лежащие около умывальника на полу. О его любви к верховой езде напоминал висящий хлыстик. Здесь, в спальне, особенно остро ощущаешь требовательность Льва Николаевича к себе, его скромность и то уважение, с которым он относился к окружавшим его людям. Толстой никогда не позволял никому убирать за собой, сам наводил порядок в кабинете и спальне. Писатель бережно относился к вещам, которые носил, был во всем строг к себе. На людях держался просто и искренне, умел создавать вокруг себя атмосферу доброжелательности.
За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: ремингтонная (или «секретарская») и библиотечная. Их Толстой шутя называл канцелярией. Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещенные цензурой статьи, правилась корректура, писались ответы на письма. Над своими произведениями писатель работал очень тщательно, переделывал их по много раз. Черновики для удобства автора (из-за его плохого почерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» — семь раз, «Кавказский пленник» — 100 раз (!).
Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир», что, естественно, вызывает особый интерес посетителей.
И, наконец, последнее посещение — комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе. И. С. Тургенев. А. А. Фет. А. П. Чехов. И. Е. Репин, В. Г. Короленко, В. В. Стасов, Н. Н. Ге, И. И. Мечников и многие-многие другие. Домашние еще называли эту комнату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом (в нише одной из стен установлен мраморный бюст брата Толстого, Николая Николаевича, которого он очень любил). В нижней библиотеке Толстым написана «Анна Каренина», здесь же он работал над «Азбукой» и незавершенными историческими романами из эпохи Петра I и декабристов. В этой комнате писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был установлен и привезенный 9 ноября 1910 года гроб с его телом, когда Россия навсегда прощалась с Львом Толстым...
Мы уходим из Ясной Поляны, из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя, ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы напрямую обращены к нам: «как сохранить доброту и любовь?» Ответить на них сегодня не легче, не проще...
Ученик (из группы любителей поэзии) читает стихотворение Г. Горбовского «Над Ясной Поляной свинцовые тучи...»
Над Ясной Поляной свинцовые тучи.
Не будет уже ни дождливей, ни знобче.
Все смотрится ярче, а значит — и лучше,
Как эти снежинки, летящие с ночи.
Журчит в колее, обтекая колеса,
Вода перед тем, как застынуть до мая.
Не будет уже допотопных вопросов,
А будет дорога — стальная, прямая.
Колени укутаны клетчатым пледом.
Снежинка сверкнула в ресницах-тенетах.
Не будет уже ни зимы и ни лета,
А лишь — ощущенье любви и полета.
Швыряются липкою грязью копыта.
Возок исчезает в расхристанной роще.
Ничто не иссякло, ничто не забыто.
Ничто в этом мире не сделалось проще.
Отчет группы библиографов. В их задачу входило оказание помощи всем творческим группам. И поэтому на уроке, оказавшись «за кадром», они могли самостоятельно оценить как результаты своего труда, так и учащихся других групп, которые использовали подобранную библиографами литературу. Основательные сообщения по различным темам; сделанные, например, учениками из архивной, мемуарной и искусствоведческой групп, свидетельствуют и об успешной работе книжно-иллюстративной выставки. (В случае слабой библиографической подготовки класса эту сложную работу может взять на себя школьный библиотекарь или учитель.)
Прежде чем подвести итог урока, учитель предоставляет слово группе смекалистых, которые проводят блиц-викторину. В качестве примера мы приведем лишь несколько вопросов:
— Нашел ли Л. Н. Толстой «зеленую палочку», разгадал ли ее тайну? (Да, это — правда, красота, любовь к людям.)
— Назовите любимого композитора Л. Н. Толстого, фрагменты из музыкальных произведений которого звучали на уроке. (Ф. Шопен. Вальсы.)
— Участником какой войны был Л. Толстой? (Крымской 1853—1856 гг.)
— Каким видом спорта увлекался Толстой?
И другие несложные вопросы, требующие быстрых и лаконичных ответов.
Домашнее задание учитель предлагает на вариативной основе:
1. Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Л. Толстого на основании исторических событий, свидетелем участником которых он был.
2. Используя учебник и сведения, полученные на уроке, раскрыть процесс становления личности юного Л. Толстого в автобиографической трилогии.
3. Подготовить мини-сочинение «Моя встреча с Л. Толстым».
Урок 37 (105). Роман «Война и мир» — роман-эпопея:
Проблематика, образы, жанр
Цель: познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.
Ход урока
Урок-лекция учителя, учащиеся ведут конспект.
I . Запись эпиграфа и плана:
1. История создания романа «Война и мир».
2. Историческая основа и проблематика романа.
3. Смысл названия романа, герои, композиция.
4. Жанр.
«Все страсти, все моменты человеческой жизни,
от крика новорожденного ребенка до последней вспышки
чувства умирающего старика все горести и радости,
доступные человеку, — все есть в этой картине!
Критик Н. Страхов
I I. Материал лекции.
Роман «Война и мир» — одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века. К. Симонов вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным...» Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».
Первая читательница романа, жена писателя С. А. Толстая, писала мужу: «Переписываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т. е. духовно твой роман».
— Что можно сказать о романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на основе прослушанных высказываний?
История создания романа.
Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы» от нее осталось всего три главы. С. А. Толстая замечает в своих дневниках, что сначала Л. Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II) накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. — времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.
По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора — 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. — еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, — «Война и мир».
Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников , фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг» (см. схему в Приложении 1).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 364.