Научные характеристики педагогического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Темы ВКР могут быть соотнесены:

- с проблемой исследования, например «Организация физминуток на уроках для развития индивидуальности ребенка»

- с целью исследования, например «Формирование навыков быстрочтения посредством игровых методов»

- с объектом и предметом исследования, например «Игра как средство активизации учащихся на уроке»

Примеры формулировки тем:

1) Формирование читательской компетентности младших школьников на внеурочных занятиях (на материалах юмористических рассказов).

2) Школьный театр как средство сплочения коллектива первоклассников.

3) Влияние стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.

4) Индивидуальный подход как условие мотивации учебной деятельности
в младшем школьном возрасте.

5) Повышение интереса к предмету «История и культура Санкт-Петербурга»
у младших школьников через использование видеофильмов.

6) Организация клуба «Творческий петербуржец» для осуществления гражданского воспитания младших школьников.

 



Примеры формулировок цели и задач исследования

 

Тема 1: Формирование читательской компетентности младших школьников на внеурочных занятиях (на материалах юмористических рассказов).

Цель: изучение теоретических основ читательской компетентности младших школьников и разработка серии внеурочных занятий по юмористическим рассказам, способствующих ее совершенствованию. Задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы понятия «читательская компетентность» на основании психолого-педагогической литературы. 2. Проанализировать ФГОС начальной школы с целью выявления умений в области читательской компетентности. 3. Определить критерии и показатели сформированности основ читательской компетентности младших школьников. 4. Раскрыть особенности построения структуры внеурочных занятий, способствующих совершенствованию читательской компетентности. 5. Разработать серию внеурочных занятий по юмористическим рассказам, способствующих совершенствованию читательской компетентности.

Тема  2: Школьный театр как средство сплочения коллектива первоклассников.

Цель: исследование возможностей школьного театра в сплочении коллектива класса и разработка практических рекомендаций по организации школьного театра в первом классе. Задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы понятия «сплочение коллектива». 2. Изучить особенности социализации учащихся первого класса. 3. Проанализировать научные работы по проблемам влияния театрального искусства на всестороннее развитие личности ребенка и накопленный практический опыт в использовании театра в образовательных целях. 4. Изучить степени удовлетворённости учащихся взаимоотношениями в классе. 5. Разработать практические рекомендации по организации школьного театра, ориентированного на сплочение коллектива первоклассников.

 

 

Тема 3: Влияние стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.

Цель: изучение особенностей адаптационного периода у первоклассников и исследование влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Задачи: 1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования. 2. Охарактеризовать на основе анализа психолого-педагогической литературы адаптационный период у первоклассников, выделив его сущность и структуру. 3. Раскрыть сущность основных стилей педагогического общения в процессе учебной деятельности и их влияние на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников в современных научно-психологических исследованиях. 4. Выполнить экспериментальное исследование влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. 5. Разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на оптимизацию педагогического стиля с целью улучшения протекания адаптационного периода у первоклассников.

Тема 4: Индивидуальный подход как условие мотивации учебной деятельности
в младшем школьном возрасте.

Цель: рассмотрение условий формирования учебно-познавательной мотивации, разработка и внедрение приемов осуществления индивидуального подхода в младшем школьном возрасте. Задачи: 1. Рассмотреть проблему развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых. 2. Раскрыть структуру и особенности мотивации на начальном этапе обучения. 3. Определить условия эффективного формирования учебно-познавательной мотивации. 4. Исследовать мотивацию учебной деятельности детей младшего школьного возраста. 5. Подобрать и апробировать методы и приемы для осуществления индивидуального подхода при формировании учебной мотивации учащихся начальной школы. 6. Провести экспериментальную проверку влияния методов и приемов осуществления индивидуального подхода на мотивацию учебной деятельности младших школьников.

 

 

Тема 5: Повышение интереса к предмету «История и культура Санкт-Петербурга» у младших школьников через использование видеофильмов.

Цель: Изучение теоретических основ активизации познавательного интереса в начальной школе и создание комплекта обучающих видеофильмов, способствующих повышению интереса к предмету «История и культура Санкт-Петербурга» («Пособие по истории города с вопросами и заданиями / для начальной школы» часть 1. Е.В. Дмитриевой). Задачи: 1. Изучить педагогическую, методическую, дидактическую литературу по исследуемой проблеме. 2. Изучить литературу по истории и культуре Санкт-Петербурга. 3. Изучить видеофильмы, материалы по истории Санкт-Петербурга. 4. Разработать комплекс обучающих видеофильмов, адаптированных для учеников первых классов. 5. Провести апробацию видеофильмов на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга.

 

Тема 6: Организация клуба «Творческий петербуржец» для осуществления гражданского воспитания младших школьников.

Цель: Изучение особенностей осуществления гражданского воспитания младших школьников и создание методического пособия по организации работы клуба “Творческий Петербуржец” как средства гражданского воспитания младших школьников.   Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме гражданского воспитания и программы внеурочной деятельности по данному направлению. 2. Изучить уровень воспитанности младших школьников в направлении гражданского воспитания. 3. Разработать программу деятельности клуба с учётом возрастных особенностей младшего школьника. 4. Разработать планирование кружков в рамках клуба. 5. Подобрать методический и дидактический материал и разработать конспекты некоторых форм работы в клубе. 6. Представить методическое пособие учителям школ для экспертизы.

 


Примеры формулировок объекта и предмета исследования

Тема 1: Формирование читательской компетентности младших школьников на внеурочных занятиях (на материалах юмористических рассказов).

Объект: читательская компетентность младших школьников. Предмет: серия внеурочных занятий по юмористическим рассказам В. Голявкина, М. Дружининой, С. Силина как способ формирования читательской компетентности у учащихся 2 класса.

Тема  2: Школьный театр как средство сплочения коллектива первоклассников.

Объект: сплочение коллектива младших школьников. Предмет: школьный театр как средство сплочения коллектива учащихся первого класса.

 

 

Тема 3: Влияние стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.

Объект: процесс адаптации младших школьников. Предмет: особенности протекания адаптационного периода у первоклассников в зависимости от стилей педагогического общения.

 

 

Тема 4: Индивидуальный подход как условие мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Объект: учебная деятельность младшего школьника. Предмет: влияние методов и приемов индивидуального подхода на мотивацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

 

Тема 5: Повышение интереса к предмету «История и культура Санкт-Петербурга» у младших школьников через использование видеофильмов.

Объект: активизация познавательного интереса младших школьников. Предмет: использование видеофильмов на уроках по истории и культуры Санкт-Петербурга по программе Дмитриевой Е.В. в начальной школе.

Тема 6: Организация клуба «Творческий петербуржец» для осуществления гражданского воспитания младших школьников.

Объект: гражданское воспитание младших школьников. Предмет: Организация клуба «Творческий петербуржец» для осуществления гражданского воспитания младших школьников во 2 классе.

Примеры формулировки гипотез исследования

Тема 1: Формирование читательской компетентности младших школьников
на внеурочных занятиях (на материалах юмористических рассказов).

Гипотеза: формирование читательской компетентности младших школьников станет эффективным, если

- занятия построены по определенной структуре;

- в ходе внеурочных занятий будет создан позитивный настрой учащихся.

Тема 2: Школьный театр как средство сплочения коллектива первоклассников.

Гипотеза: участие в школьном театре способствует сплочению коллектива первоклассников, если:

- учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создана среда, удовлетворяющая творческие потребности ребенка;

- используется импровизация как основной приём работы;

- осуществляется интеграция театра в школьную образовательную среду.

 

Тема 3: Влияние стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.

Гипотеза:

1) Мы предполагаем, что наиболее эффективным для протекания адаптации у первоклассников будет демократический стиль педагогического общения; менее эффективным - авторитарный стиль педагогического общения; а неблагоприятным - либерально-попустительский стиль педагогического общения.

2) Мы предполагаем, что стили педагогического общения будут по-разному влиять на характер протекания адаптационного периода, что может проявляться в разных адаптационных особенностях первоклассников:

- демократический стиль педагогического общения будет способствовать формированию внутренней позиции школьника, повышению учебной мотивации;

- авторитарный стиль педагогического общения будет приводить к уменьшению эмоциональной близости к учителю;

- либерально-попустительский стиль педагогического общения будет приводить к снижению учебной мотивации.

 

Тема 4: Индивидуальный подход как условие мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Гипотеза: мы предполагаем, что использование индивидуального подхода повлияет на уровень учебной мотивации младшего школьника.

 

 

Тема 5: Повышение интереса к предмету «История и культура Санкт-Петербурга» у младших школьников через использование видеофильмов.

Гипотеза: мы полагаем, что через использование видеофильмов в начальных классах возможно повысить интерес к предмету «История и культура Санкт-Петербурга».

 

Тема 6: Организация клуба «Творческий петербуржец» для осуществления гражданского воспитания младших школьников.

Гипотеза: мы полагаем, что организация клуба «Творческий петербуржец» будет способствовать повышению уровня воспитанности младших школьников в направлении гражданского воспитания.




Приложение 7

Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.