Темы ВКР могут быть соотнесены:
- с проблемой исследования, например «Организация физминуток на уроках для развития индивидуальности ребенка»
- с целью исследования, например «Формирование навыков быстрочтения посредством игровых методов»
- с объектом и предметом исследования, например «Игра как средство активизации учащихся на уроке»
Примеры формулировки тем:
1) Формирование читательской компетентности младших школьников на внеурочных занятиях (на материалах юмористических рассказов).
2) Школьный театр как средство сплочения коллектива первоклассников.
3) Влияние стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.
4) Индивидуальный подход как условие мотивации учебной деятельности
в младшем школьном возрасте.
5) Повышение интереса к предмету «История и культура Санкт-Петербурга»
у младших школьников через использование видеофильмов.
6) Организация клуба «Творческий петербуржец» для осуществления гражданского воспитания младших школьников.
Примеры формулировок цели и задач исследования
Тема 1: Формирование читательской компетентности младших школьников на внеурочных занятиях (на материалах юмористических рассказов). | |
Цель: изучение теоретических основ читательской компетентности младших школьников и разработка серии внеурочных занятий по юмористическим рассказам, способствующих ее совершенствованию. | Задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы понятия «читательская компетентность» на основании психолого-педагогической литературы. 2. Проанализировать ФГОС начальной школы с целью выявления умений в области читательской компетентности. 3. Определить критерии и показатели сформированности основ читательской компетентности младших школьников. 4. Раскрыть особенности построения структуры внеурочных занятий, способствующих совершенствованию читательской компетентности. 5. Разработать серию внеурочных занятий по юмористическим рассказам, способствующих совершенствованию читательской компетентности. |
Тема 2: Школьный театр как средство сплочения коллектива первоклассников. | |
Цель: исследование возможностей школьного театра в сплочении коллектива класса и разработка практических рекомендаций по организации школьного театра в первом классе. | Задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы понятия «сплочение коллектива». 2. Изучить особенности социализации учащихся первого класса. 3. Проанализировать научные работы по проблемам влияния театрального искусства на всестороннее развитие личности ребенка и накопленный практический опыт в использовании театра в образовательных целях. 4. Изучить степени удовлетворённости учащихся взаимоотношениями в классе. 5. Разработать практические рекомендации по организации школьного театра, ориентированного на сплочение коллектива первоклассников. |
Тема 3: Влияние стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. | |
Цель: изучение особенностей адаптационного периода у первоклассников и исследование влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. | Задачи: 1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования. 2. Охарактеризовать на основе анализа психолого-педагогической литературы адаптационный период у первоклассников, выделив его сущность и структуру. 3. Раскрыть сущность основных стилей педагогического общения в процессе учебной деятельности и их влияние на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников в современных научно-психологических исследованиях. 4. Выполнить экспериментальное исследование влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. 5. Разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на оптимизацию педагогического стиля с целью улучшения протекания адаптационного периода у первоклассников. |
Тема 4: Индивидуальный подход как условие мотивации учебной деятельности | |
Цель: рассмотрение условий формирования учебно-познавательной мотивации, разработка и внедрение приемов осуществления индивидуального подхода в младшем школьном возрасте. | Задачи: 1. Рассмотреть проблему развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых. 2. Раскрыть структуру и особенности мотивации на начальном этапе обучения. 3. Определить условия эффективного формирования учебно-познавательной мотивации. 4. Исследовать мотивацию учебной деятельности детей младшего школьного возраста. 5. Подобрать и апробировать методы и приемы для осуществления индивидуального подхода при формировании учебной мотивации учащихся начальной школы. 6. Провести экспериментальную проверку влияния методов и приемов осуществления индивидуального подхода на мотивацию учебной деятельности младших школьников. |
Тема 5: Повышение интереса к предмету «История и культура Санкт-Петербурга» у младших школьников через использование видеофильмов. | |
Цель: Изучение теоретических основ активизации познавательного интереса в начальной школе и создание комплекта обучающих видеофильмов, способствующих повышению интереса к предмету «История и культура Санкт-Петербурга» («Пособие по истории города с вопросами и заданиями / для начальной школы» часть 1. Е.В. Дмитриевой). | Задачи: 1. Изучить педагогическую, методическую, дидактическую литературу по исследуемой проблеме. 2. Изучить литературу по истории и культуре Санкт-Петербурга. 3. Изучить видеофильмы, материалы по истории Санкт-Петербурга. 4. Разработать комплекс обучающих видеофильмов, адаптированных для учеников первых классов. 5. Провести апробацию видеофильмов на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга. |
Тема 6: Организация клуба «Творческий петербуржец» для осуществления гражданского воспитания младших школьников. | |
Цель: Изучение особенностей осуществления гражданского воспитания младших школьников и создание методического пособия по организации работы клуба “Творческий Петербуржец” как средства гражданского воспитания младших школьников. | Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме гражданского воспитания и программы внеурочной деятельности по данному направлению. 2. Изучить уровень воспитанности младших школьников в направлении гражданского воспитания. 3. Разработать программу деятельности клуба с учётом возрастных особенностей младшего школьника. 4. Разработать планирование кружков в рамках клуба. 5. Подобрать методический и дидактический материал и разработать конспекты некоторых форм работы в клубе. 6. Представить методическое пособие учителям школ для экспертизы. |
Примеры формулировок объекта и предмета исследования
Тема 1: Формирование читательской компетентности младших школьников на внеурочных занятиях (на материалах юмористических рассказов). | |
Объект: читательская компетентность младших школьников. | Предмет: серия внеурочных занятий по юмористическим рассказам В. Голявкина, М. Дружининой, С. Силина как способ формирования читательской компетентности у учащихся 2 класса. |
Тема 2: Школьный театр как средство сплочения коллектива первоклассников. | |
Объект: сплочение коллектива младших школьников. | Предмет: школьный театр как средство сплочения коллектива учащихся первого класса. |
Тема 3: Влияние стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. | |
Объект: процесс адаптации младших школьников. | Предмет: особенности протекания адаптационного периода у первоклассников в зависимости от стилей педагогического общения. |
Тема 4: Индивидуальный подход как условие мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. | |
Объект: учебная деятельность младшего школьника. | Предмет: влияние методов и приемов индивидуального подхода на мотивацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте. |
Тема 5: Повышение интереса к предмету «История и культура Санкт-Петербурга» у младших школьников через использование видеофильмов. | |
Объект: активизация познавательного интереса младших школьников. | Предмет: использование видеофильмов на уроках по истории и культуры Санкт-Петербурга по программе Дмитриевой Е.В. в начальной школе. |
Тема 6: Организация клуба «Творческий петербуржец» для осуществления гражданского воспитания младших школьников. | |
Объект: гражданское воспитание младших школьников. | Предмет: Организация клуба «Творческий петербуржец» для осуществления гражданского воспитания младших школьников во 2 классе. |
Примеры формулировки гипотез исследования
Тема 1: Формирование читательской компетентности младших школьников
на внеурочных занятиях (на материалах юмористических рассказов).
Гипотеза: формирование читательской компетентности младших школьников станет эффективным, если
- занятия построены по определенной структуре;
- в ходе внеурочных занятий будет создан позитивный настрой учащихся.
Тема 2: Школьный театр как средство сплочения коллектива первоклассников.
Гипотеза: участие в школьном театре способствует сплочению коллектива первоклассников, если:
- учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создана среда, удовлетворяющая творческие потребности ребенка;
- используется импровизация как основной приём работы;
- осуществляется интеграция театра в школьную образовательную среду.
Тема 3: Влияние стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.
Гипотеза:
1) Мы предполагаем, что наиболее эффективным для протекания адаптации у первоклассников будет демократический стиль педагогического общения; менее эффективным - авторитарный стиль педагогического общения; а неблагоприятным - либерально-попустительский стиль педагогического общения.
2) Мы предполагаем, что стили педагогического общения будут по-разному влиять на характер протекания адаптационного периода, что может проявляться в разных адаптационных особенностях первоклассников:
- демократический стиль педагогического общения будет способствовать формированию внутренней позиции школьника, повышению учебной мотивации;
- авторитарный стиль педагогического общения будет приводить к уменьшению эмоциональной близости к учителю;
- либерально-попустительский стиль педагогического общения будет приводить к снижению учебной мотивации.
Тема 4: Индивидуальный подход как условие мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование индивидуального подхода повлияет на уровень учебной мотивации младшего школьника.
Тема 5: Повышение интереса к предмету «История и культура Санкт-Петербурга» у младших школьников через использование видеофильмов.
Гипотеза: мы полагаем, что через использование видеофильмов в начальных классах возможно повысить интерес к предмету «История и культура Санкт-Петербурга».
Тема 6: Организация клуба «Творческий петербуржец» для осуществления гражданского воспитания младших школьников.
Гипотеза: мы полагаем, что организация клуба «Творческий петербуржец» будет способствовать повышению уровня воспитанности младших школьников в направлении гражданского воспитания.
Приложение 7
Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.