Этап четвертый. Согласование Минприроды России проекта Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для окончательного формирования экологических ограничений на данной площадке заказчику необходимо получить официальное согласование в Минприроды России Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту. Экологические условия, согласованные Минприроды России, одновременно будут предметом экологического контроля за текущей хозяйственной деятельностью природопользователя.

Государственный экологический контроль осуществляют Минприроды России, его территориальные органы и специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и/или их территориальные органы в соответствии со своей компетенцией.

Четвертый этап состоит из одной процедуры, которая заключается в подготовке Минприроды России документа (письма) о согласовании экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.

Согласование Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту проводится при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации по объекту.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы есть подтверждение гарантий заказчика по обеспечению выполнения им в обосновывающей документации экологических требований законодательства Российской Федерации и экологических условий для выработки решений по объекту на данной площадке. Одновременно государственная экологическая экспертиза подтверждает выполнение заказчиком этапов, процедур и операций ОВОС при выработке решений по объекту в соответствии с требованиями нормативных документов по проведению ОВОС.

Согласование Минприроды России Перечня экологических условий именно при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по существу является одобрением решений по объекту, выработанных в том числе и с участием общественности.

Письмо Минприроды России (или его территориального органа) о согласовании Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту представляется заказчиком в соответствующий орган власти для получения:

1. Решения об изъятии (выкупе) и предоставлении предварительно согласованного земельного участка (или об осуществлении замысла по реконструкции, расширению, техническому перевооружению, консервации или ликвидации объекта);

2. Лицензии на комплексное природопользование.

Письмо-согласование Минприроды России является заключительным звеном общественного участия в подготовке решений по объекту и выработке экологических условий для реализации намечаемой деятельности.

На этом четвертый этап проведения ОВОС заканчивается. Итоги этого этапа следующие.

Заказчик деятельности:

1) получил официальный документ о согласовании Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту;

2) получил подтверждение того, что все этапы, процедуры и операции ОВОС выполнены в соответствии с требованиями нормативных документов по проведению ОВОС.

Эти своего рода "гарантии" очень важны для заказчика в том случае, если у него складываются сложные отношения с общественностью по поводу намечаемой им хозяйственной деятельности.

Органы государственного управления:

3) подтвердили свою уверенность в том, что завершение выработки решений и реализация намечаемой деятельности возможны при данных экологических условиях;

4) выполнили "экологическую" функцию в системе принятия решений о развитии хозяйственной деятельности.

Этап пятый. Оформление результатов проведения ОВОС

Для оформления всех документов, подготовленных в процессе ОВОС, выделяется самостоятельный этап - пятый, который выполняется перед сдачей разработчиком проектной документации заказчику для ее утверждения.

Требование комплектования документов, полученных при проведении ОВОС, основано на необходимости соблюдения последовательности их подготовки, согласования в рамках процесса ОВОС и накопления соответствующей информации.

Таким образом, весь процесс ОВОС завершается в период разработки и утверждения обосновывающей документации. И, наоборот, обосновывающая документация не может быть завершена раньше, чем будет закончено проведение всех этапов, процедур и операций ОВОС.

Документы, полученные в рамках проведения ОВОС, комплектуются в самостоятельный раздел "Оценка воздействия на окружающую среду" в составе Пояснительной записки к ТЭО/проекту строительства, а также приложения к нему.

Раздел "Оценка воздействия на окружающую среду" излагается кратко, ясно, в объеме, как правило, не более 15 стр., без повторения информации, содержащейся в других разделах обосновывающей документации и документах по ОВОС.

К разделу "Оценка воздействия на окружающую среду" в составе Пояснительной записки к ТЭО/проекту строительства должно быть оформлено приложение "Состав документов по ОВОС" (приложение).

На этом пятый, последний этап ОВОС заканчивается. Подведем его итоги.

Заказчик деятельности:

1) получил комплект документов, которые были подготовлены в процессе проведения ОВОС, включая ряд "экологических" документов, имеющих самостоятельную значимость.

Органы власти:

2) приняли решение о выдаче разрешения на реализацию деятельности в условиях ясного понимания, к каким экологическим и связанным с ними социальным, экономическим и другим последствиям приведет ее осуществление.

Органы государственного управления:

3) получили комплект документов по ОВОС как очередной образец деятельности по экологически обеспеченной выработке решений по объекту.

Общественность:

4) получила возможность организовать общественный экологический контроль за выполнением заказчиком согласованного Минприроды России Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту. Этот Перечень также должен быть опубликован в средствах массовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, авторы надеются, что у читателя, пожелавшего разобраться в том, что такое ОВОС, появилась некоторая ясность по данному поводу.

Попытаемся подытожить сказанное выше и сделаем это на примере развеяния тех восьми мифов об ОВОС, о которых шла речь в начале брошюры.

1. ОВОС - это не "антиразвитие". Исходя из целей и задач, которые вынужден ставить перед собой заказчик намечаемой деятельности, "включивший" процесс ОВОС при подготовке хозяйственного решения, все средства, потраченные им на выполнение соответствующих процедур и операций, направлены на одно: повышение качества этого решения через учет экологических условий и требований. Читателю уже не надо объяснять, почему проведение ОВОС в соответствии с нормами и правилами ее проведения есть полная гарантия того, что подготовленное решение абсолютно отвечает целям развития данной территории и уж никак не ведет к ее деградации.

2. ОВОС не имеет смысла оценивать в терминах дорого - дёшево.

Во-первых, что дёшево для нас, может быть исключительно дорого для будущих поколений.

Во-вторых, нормы и правила ОВОС для того и вырабатываются, исходя из понимания людьми последствий уже осуществленных, нередко очень "дешевых" решений, чтобы заранее выяснить реальную цену тому или иному хозяйственному проекту. Очень часто решения о реализации гигантских природопреобразующих проектов принимались по принципу, брошенному когда-то Наполеоном: "Надо ввязаться - а там посмотрим!". Ввязавшись, мы "из кожи лезли вон", чтобы осуществить проекты, которые требовали неоднократного пересмотра сметы в сторону ее увеличения, в том числе и из-за не учтенных в самих решениях по объекту экологических последствий их реализации.

В-третьих, правила ОВОС должны быть закреплены законодательно и тогда затраты на ее проведение автоматически входят в себестоимость будущих продукции и услуг. Если они становятся при этом "золотыми", то это уже вопрос эффективности предлагаемого проекта. Но, отказываясь от ОВОС, мы "подкладываем" экологические последствия либо себе самим, прикидываясь при этом, что ничего не понимаем, либо своим детям. А это уже вопрос нравственности лиц, подготавливающих и принимающих такие решения, и стоимость ОВОС здесь не при чем.

3. ОВОС может быть бесполезным занятием только в одном случае - заказчик "заказывает ОВОС" после того, как подготовлены все проектные решения. Это достаточно распространенная ситуация. Например, проект строительства объекта пролежал 5-7 лет "на полке", потом у заказчика появились деньги на его реализацию, проектную документацию принесли перед утверждением на государственную экологическую экспертизу, и здесь последовал вопрос: "А где ОВОС?". Заказчик находит "исполнителей ОВОС" и они на готовые решения "лепят" ОВОС. Параллельно идет строительство объекта, экспертиза одобряет результаты научных исследований, оторванных от проектных решений, заказчик утверждает проект. Все довольны. Кого обманули? Сами себя. При этом проектные решения не улучшились ни на йоту, а идея ОВОС - дискредитирована. Та же ситуация складывается, когда проектировщик-технолог считает, что ОВОС - дело проектировщика-эколога. В этом случае они работают либо отдельно друг от друга, либо проектировщик-технолог "доверяет" проектировщику-экологу "хвост своей технологии". Но это уже традиционная "охрана природы".

4. ОВОС - не задача государственной экологической экспертизы, а норма выработки хозяйственных решений, подлежащая проверке при экспертизе. Проверка выполнения правил проведения ОВОС, наряду с качеством решений по объекту, является предметом государственной экологической экспертизы. Именно это принципиально отличает экологическую экспертизу от любой другой. Таким образом, главная задача экспертной комиссии/группы специалистов, приглашенных Минприроды России, заключается, прежде всего, в анализе полноты и достаточности собранной в процессе ОВОС информации и учете ее в технических решениях по объекту. Другими словами - в установлении экологической обеспеченности подготовленных решений. Задача - очень непростая.

5. ОВОС - это не столько собственно меры по охране природы, сколько "средство выхода" на них. Если строго следовать порядку проведения ОВОС, грамотная выработка решений по объекту может привести к тому, что традиционные природоохранные меры в виде строительства природоохранных сооружений и установок могут вообще не понадобиться. И это будет наиболее эффективным, экологически обеспеченным хозяйственным решением. В самом деле, если все экологические требования и условия выполнены, все сырье пошло в дело, природоохранные мероприятия на "хвосте технологии" не понадобились - зачем что-то придумывать? Конечно, в этом случае получаемые продукция и услуги могут оказаться дороже, чем в аналогичных производствах с традиционным набором очистных сооружений и установок. Но кто возьмется утверждать, что завтра требования общества к качеству среды обитания не будут ужесточены и не придется вновь вкладывать средства не в качество продукции и услуг, а в то, что увеличивает их себестоимость. В условиях рыночной экономики это - задача выбора приоритетов.

6. ОВОС - не только соблюдение существующих нормативов воздействия на окружающую среду, скорее, это механизм постановки задачи по нормированию воздействий через выявление экологических последствий и установление того, что именно этот источник воздействия будет причиной многих последствий и его характеристики должны быть жестко нормированы, а выставленные нормы обеспечены технически до того, как хозяйственный проект будет осуществлен. Хотя, конечно, в рамках проведения ОВОС выполнение всех существующих нормативов воздействия на окружающую среду обеспечивается в обязательном порядке.

7. Прогноз изменений окружающей среды, вопреки распространенному мнению, является лишь одной из процедур ОВОС и не может рассматриваться как конечная цель проведения ОВОС. Изменения состояния среды обитания в результате реализации хозяйственного проекта должны быть переведены в последствия, последствия - классифицированы и ранжированы по значимости, установлены воздействия, могущие стать причинами неприемлемых последствий, и в проект внесены изменения, необходимые и достаточные для предотвращения этих последствий. То есть ОВОС - это механизм самокорректировки заказчиком своих собственных решений, исходя из возможных реакций окружающей среды (открытой системы, в которой "стенками черной комнаты" является сознание людей) в случае погружения в нее намечаемой хозяйственной деятельности.

8. ОВОС является заботой разработчика решений по объекту (проектировщика) в той же мере, как и инициатора деятельности, ее заказчика, изыскателя и т.д. Когда проектировщик (или любая другая позиция, участвующая в подготовке данного решения) берет на себя функции подрядчика работ по ОВОС, он должен понимать, что в этот момент он надевает на себя "мантию" исполнителя ОВОС, главной задачей которого является координация действий всех позиций в рамках ОВОС в целях подготовки экологически обеспеченных хозяйственных решений.

Главные выводы, которые можно сделать в завершение:

1. ОВОС - это объективное явление современного мира, переводящее бесконечные разговоры об охране окружающей среды в плоскость практических и эффективных действий в системе принятия решений о хозяйственном развитии;

2. ОВОС позволяет результативно использовать весь накопленный опыт природоохранной деятельности и вырабатывать экологически обеспеченные хозяйственные решения, осуществление которых гарантированно не приведет к неприемлемым экологическим и связанным с ними социальным, экономическим и другим последствиям;

3. Основной задачей развития методологии ОВОС является отработка на практике соответствующих процедур и операций при подготовке различных видов обосновывающей документации с последующим закреплением норм и правил проведения ОВОС на уровне федерального законодательства.

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Дата: 2019-02-25, просмотров: 381.