Несмотря на то, что читатель одолел уже около половины текста брошюры, у авторов есть подозрение, что у него остается еще много неясных вопросов. И ключевым из них является следующий: в чем же принципиальная разница между деятельностью по ОВОС и традиционным подходом к охране природы при подготовке хозяйственных решений? Вопрос не праздный, в нем обязательно нужно разобраться. Для этого следует выделить признаки новой деятельности по отношению к старой и сравнить их.
Одним из принципиальных отличий ОВОС от деятельности, которую мы называем "природоохранной", является формирование на стадии подготовки хозяйственных решений пакета заявительных документов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды, социально-экономических и иных специфических особенностях территориального развития. Собранные на определенном этапе подготовки решений по объекту в единое Заявление о воздействии на окружающую среду, они вместе с решениями по объекту обсуждаются на общественных слушаниях. Требование о формировании именно заявительных документов в системе принятия решений имеет определенный и достаточно глубокий смысл.
Во-первых , когда заказчик подготовил Заявление о воздействии на окружающую среду, он как бы сам предъявил обществу предполагаемое воздействие, которое окажет намечаемая им деятельность на среду обитания людей. При этом не только отмечаются те воздействия, которые могут произойти в результате реализации деятельности, но и предлагаются меры, которые будут способствовать улучшению качества окружающей среды, а также позволят получить дополнительные продукцию и услуги.
Во-вторых , не заказчика "ловят за руку", подвергая сомнению экологическую обеспеченность каждого технического решения, а он сам настаивает на том, чтобы общественность, местное население обсудили его намерения относительно реализации решений по объекту в данном конкретном месте.
В-третьих , любая открытость заранее демонстрирует стремление заказчика к конструктивному диалогу с общественностью. Его заинтересованность в честном информировании о решениях по объекту, относительно предполагаемых воздействий на окружающую среду, изложение своего понимания экологической ситуации в районе размещения намечаемой деятельности также располагают людей к цивилизованному обсуждению предлагаемых путей осуществления хозяйственного проекта.
Под честностью подразумевается чисто прагматический принцип, поскольку, как уже отмечалось, дело не в том, чтобы всеми правдами и неправдами получить от общественности "разрешение на строительство", а в том, чтобы установить реальные последствия осуществления деятельности, которые могут проявиться только после реальных воздействий. Недостаток информации приводит к рождению слухов (часто далеких от действительного положения вещей), и общественное мнение формируется уже под их воздействием [13].
В-четвертых , подготовив Заявление о воздействии на окружающую среду, заказчик "вызвал на себя" структурированные потоки нужной (а не, как это часто бывает, вроде бы имеющей отношение, но по существу бесполезной) информации, переработав которую он выстраивает оптимальные, в том числе и экологические, условия реализации решений по объекту на данной площадке.
В-пятых , Заявление о воздействии на окружающую среду, как пакет документов, является тем жестким "каркасом", в рамках которого заказчик вынужден использовать всю собранную информацию для экологического обеспечения вырабатываемых решений по объекту.
Исходя из изложенного, заявительство о воздействии в значительной степени дисциплинирует заказчика деятельности и заставляет его с самого начала подготовки решений по объекту "оглядываться" на общественное мнение.
В процессе ОВОС при обосновании решений по объекту, связанных с использованием земельного участка (остановимся именно на этом случае как наиболее сложном), Заявление подготавливается в два этапа: сначала готовится проект Заявления о воздействии на окружающую среду (проект ЗВОС), а затем - собственно Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС).
Это - не два разных, а один документ, этапность подготовки которого зависит от стадии разработки обосновывающей документации. Подготавливая проект ЗВОС, инициатор занимается поиском новой информации, необходимой ему для формирования программ проектно-изыскательских работ. Процесс подготовки проекта ЗВОС аналогичен процессу проявления фотопленки. В начальный период пребывания в проявителе картинка на ней еле-еле просматривается, в то время как по завершении проявления отпечаток имеет четкое изображение. В разные периоды времени четкость изображения была разная, но фотопластина-то одна.
Проект ЗВОС, как и ЗВОС, состоит из набора отдельных документов, за формирование которых должен отвечать конкретный исполнитель.
Такая форма подачи информации обусловлена тем, что в процессе ОВОС (особенно при общественных слушаниях) может возникнуть ситуация недоверия к заказчику намечаемой деятельности. В этом случае предъявление заказчиком материалов ОВОС, выполненных известными профессионалами и соответствующим образом оформленных, действует на оппонентов "отрезвляюще" и позволяет от общих обвинений заказчика, например в "подтасовке данных", перейти к детальному рассмотрению аргументов, предложенных для обоснования намечаемой деятельности.
Первая и основная задача, решаемая в рамках двухстадийной подготовки ЗВОС, заключается в описании, анализе, оценке состояния окружающей среды на территории размещения будущего объекта. Однако все по порядку. В период подготовки проект ЗВОС как документ поначалу представляет собой некий "черновик", и только затем в какой-то момент будет доработан и превращен в ЗВОС.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ЗВОС
Подготовка проекта ЗВОС, или описательный этап в оценке состояния окружающей среды, проводится на основании фондовых и литературных источников с привлечением экспертов по отдельным вопросам.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 268.