Поверхностная обработка - это технологический процесс сооружения слоев износа замыкающего слоя покрытия или создание шероховатой поверхности путем розлива вязкого битума и россыпи по нему прочных каменных материалов размерами 5...25 мм.
Одиночная поверхностная обработка устраивается на покрытиях из асфальтобетонной смеси типов В и Д всех марок, типов Б и Г марок II и III, а также на покрытиях, устраиваемых по методу пропитки или из грунтов, обработанных органическими (неорганическими) вяжущими материалами.
Поверхностная обработка выполняется по чистому, сухому и незапыленному покрытию при температуре воздуха не ниже +15 °С.
В качестве вяжущего материала применяется вязкий битум марок БНД(БН)60/90, БНД(БН)90/130, БНД(БН)130/200, а минерального материала - щебень, преимущественно кубовидной формы фракций 5...10, 10...15, 15...25 мм из горных трудношлифуемых пород прочностью не ниже 120 МПа. Щебень должен быть чистым, без пыли и грязи.
Температура розлива битума марок БНД(БН)60/90, БНД(БН)90/130 - 130...160 °С, марок БНД(БН)130/200 - 100...130 °С.
Более качественная поверхностная обработка производится с применением черного щебня фракций 10...15, 15...20 мм. Черный щебень укладывается битумощебнераспределителем типа РД-701 полосой 3,5 м с технической производительностью до 4000 м2/ч.
Однако оба эти способа поверхностной обработки имеют существенные недостатки.
1. Щебень, трудношлифуемый, кубовидной формы, прочностью 120 МПа, является дефицитным материалом.
2. Недостаточный срок службы, высокий уровень шума транспорта, интенсивный износ покрышек.
3. Вырванные зерна щебня снижают безопасность движения транспорта, особенно при попадании в лобовое стекло.
Поверхностная обработка из песчано-резинобитумной смеси устраняет вышеперечисленные недостатки, исключает сдвиговые деформации и улучшает эксплуатацию дороги зимой.
Смесь можно готовить на обычных установках АБЗ с добавлением агрегата для подачи резиновой крошки в смеситель.
Состав смеси:
песок речной фракции 0,5 мм - 78 %;
минеральный порошок (зола уноса) - 15 %;
дробленая резина размером 0...1.5 мм - 7 %;
битум вязкий марок БНД60/90, БНД90/130 - 11,5 % от общей массы.
Песок, нагретый до 220 °С, минеральный порошок, резиновая крошка перемешиваются в течение 30 с. Далее в бункер подается битум с температурой 150...160 °С и смесь перемешивается в течение 1 мин. Готовая смесь с температурой 160...170 °С укладывается асфальтоукладчиком (битумощебнераспределителем) толщиной слоя 1,0...1,5 см по подгрунтованному покрытию жидким битумом СГ(МГ)70/130 из расчета 0,5...0,8 л/м2.
Уплотнение щебня (смеси) выполняется тяжелыми катками массой 10...18 т за 4...6 проходов по одному следу.
Повышения шероховатости и уплотнения покрытия можно добиться путем втапливания черного щебня в свежеуложенный верхний слой покрытия из малощебенистой или песчаной смеси. Верхний слой покрытия предварительно подкатывается самоходным катком массой 6...8 т за 2...4 прохода: Щебень распределяется щебнераспределителем из расчета: фракции 5...10 мм - 12...14 кг/м2, фракции 10...15 мм - 15... 17 кг/м2 и фракции 15...20 мм - 18...21 кг/м2.
Втапливание черного щебня в верхний слой покрытия производится самоходным катком массой 6...8 т за 2...4 прохода. Дальнейшее уплотнение верхнего слоя покрытия выполняется тяжелыми катками массой 10...18 т за 12...18 проходов.
При устройстве поверхностной обработки с использованием вспененного битума применяют те же самые марки битума и щебня. Вспененный битум представляет собой конгломерат, состоящий из пузырьков воздушно-паровой смеси, стенки которых состоят из пленок битума. Вспенивание происходит при подаче в битум воды в количестве 1...3 % от массы битума. Оптимальное количество воды определяется опытным путем для каждого конкретного случая. Поверхностную обработку с применением вспененного битума устраивают при температуре воздуха не ниже +10 °С. Розлив вспененного битума производится автогудронатором или битумощебнераспределителем типа РД-701, дооборудованным системой вспенивания.
Преимущества применения вспененного битума:
улучшение качества розлива (слой более тонкий, сплошной, равномерный по толщине);
уменьшение расхода вяжущего;
возможность разливать вяжущее при влажной погоде;
лучшая адгезия с каменным материалом и покрытием.
Температура битума при заливе в емкость 170...190 °С, а при розливе 150...170 °С. Машина РД-701 может работать в режиме розлива битума с одновременной россыпью щебня, либо эти операции выполняются самостоятельно, раздельно. При перерывах в работе с подачей щебня за 2...3 м до остановки битум перекрывается, остатки из системы стекают и засыпаются щебнем.
Вслед за РД-701 бригада из 4...5 дорожных рабочих исправляет возникающие дефекты поверхностной обработки. Укатка выполняется катками массой 10...13 т за 3...5 проходов со скоростью 2...4 км/ч.
На дорогах с интенсивным тяжелым движением транспорта в качестве износа устраивают шероховатые слои толщиной 1,5, 2,0, 2,5 см из горячих щебеночных (50...85 % щебня) асфальтобетонных смесей по подгрунтованному покрытию жидким, битумом из расчета 0,3...0,5 л/м2. Смесь распределяется асфальтоукладчиком и уплотняется при температуре 120...140 °С катками массой до 9 т на пневмоходу за 8...12 проходов и тяжелыми гладковальцовыми катками массой 10...18 т за 6...10 проходов. Расход смеси зависит от крупности щебня и составляет от 30 до 60 кг/м2.
Двойная поверхностная обработка применяется при значительных повреждениях асфальтобетонных и цементобетонных покрытий.
Щебень, не обработанный вяжущими материалами, допускается применять на дорогах при интенсивности движения транспорта не более 1000 авт./сут. К устройству поверхностной обработки на старых покрытиях приступают после устранения всех повреждений и деформаций (выбоин, просадок и т.д.) и тщательной очистки покрытия от пыли и грязи. Технология строительства различных видов поверхностной обработки покрытая изложена в табл. 61, 62, и на рис. 17, возможные недостатки и способы их устранения в табл. 63.
Таблица 61
Дата: 2019-02-25, просмотров: 215.