В зимний период разрешается выполнять:
разработку выемок и резервов в необводненных песках, гравийно-галечных и скальных грунтах;
разработку выемок глубиной более 3 м в глинистых грунтах с допустимой влажностью (Wдоп);
возведение насыпей из привозного грунта;
устройство насыпей на болотах из песчаных грунтов;
выторфовывание;
укрепление откосов насыпей бетонными плитами и каменной отсыпкой;
устройство глубоких (более глубины промерзания) дренажных прорезей.
Основание под насыпь готовится летом, а места под карьер, выемки - до начала отрицательных температур.
В подготовительный период, кроме общепринятых работ производятся теплоизолирующие мероприятия. Наиболее эффективными мерами теплоизоляции участков выемок и карьеров являются:
розлив вспенивающего пенополиуретана толщиной до 10 см;
вспашка грунта на глубину 30...40 см и боронование;
укрытие валежником, хворостом, торфом, шлаком.
При возведении насыпей зимой без ограничения применяются скальные, крупнообломочные грунты и непылеватые пески. Глинистые грунты и пылеватые пески можно использовать при оптимальной влажности. При возведении насыпей из сильнопучинистых грунтов нижний слой высотой 1,2...1,5 м следует устраивать до наступления устойчивых отрицательных температур. В общем объеме насыпи мерзлого грунта не должны превышать 30 % при уплотнении трамбованием и 20 % - укаткой. Мерзлый грунт должен равномерно распределяться в теле насыпи и иметь размер не более 30 см.
При средней температуре -5 °С возведение насыпей по высоте не ограничивается. При более низкой температуре воздуха возведение насыпей из связных грунтов допускается высотой более 2 м.
В зимних условиях должен соблюдаться определенный температурный режим (табл. 39).
Таблица 3 9
Наименование | Время в мин при температуре в °С | |||
-5 | -10 | -20 | -30 | |
Смерзание грунта при перевозке в транспортных средствах | 90 | 60 | 40 | 20 |
Разрыв по времени между разработкой и уплотнением грунта | - | 120...180 | 60...120 | 60 |
Нельзя разрабатывать несвязный грунт для отсыпки насыпи, если УГВ (в том числе верховодка) располагается от яруса разработки выемки (карьера) на глубине менее 1,0 м и в связных грунтах - менее 2,0 м.
При разработке грунта ковш экскаватора следует смазывать раствором хлористого кальция. Кузова автомобилей-самосвалов должны обогреваться выхлопными газами или смазываться 2-процентным раствором хлористого кальция.
Для уплотнения грунта следует применять машины, которые приводятся в табл. 40.
Таблица 40
Наименование | Связный грунт | Несвязный грунт | ||||
толщина слоя, см | количество | толщина слоя, см | количество | |||
проходов | ударов | проходов | ударов | |||
Трамбующие машины | 40...50 | - | 4...6 | 60...70 | - | 2...4 |
Катки пневмоколесные, массой 25...50 т | 20...25 | 10...12 | - | 25...30 | 6...8 | - |
Прицепной виброкаток массой 9...10 т | - | - | - | 30...50 | 4...6 | - |
Контроль качества работ
При операционном контроле качества сооружения земляного полотна следует проверять:
1. Правильность размещения осевой линии в плане и высотные отметки;
2. Толщину снимаемого растительного слоя;
3. Плотность грунта основания насыпи;
4. Влажность используемого грунта;
5. Толщину отсыпаемых слоев и их плотность;
6. Однородность грунта в слоях насыпи;
7. Ровность поверхности;
8. Поперечный профиль отсыпаемых слоев и насыпи в целом, крутизну откосов;
9. Правильность выполнения водоотводных и дренажных сооружений, прослоек, укрепления обочин и откосов.
Дополнительный контроль в зимних условиях:
1. Очистка основания и слоев насыпи от снега и льда;
2. Соблюдение температурного режима возведения земляного полотна;
3. Размер и процентное содержание мерзлых комьев в теле насыпи.
Влажность используемого грунта в насыпях следует определять в карьере не реже одного раза в смену.
Проверку правильности размещения оси земляного полотна, высотных отметок, поперечных профилей и толщины слоев следует производить не реже, чем через 100 м в трех точках поперечника.
Поперечный и продольный уклоны, заложение откосов земляного полотна, кюветов, выемок, ровность и толщину слоев следует проверять универсальной линейкой «Ленавтодор».
Линейка состоит из четырех частей:
1. Корпус линейки;
2. Измерительная головка;
3. Эклиметр;
4. Шаблон для измерения ровности.
Технические данные
1. Тип прибора - переносной.
2. Условия эксплуатации - полевые.
3. Число измерений параметров - 5.
4. Предел измерения уклонов - 0...100 ‰.
5. Цена деления шкалы лимба измерительной головки - 10 ‰.
6. Погрешность измерения уклона - 0,8 ‰.
7. Предел измерения заложения откосов - 0°...45° (0...1:1).
8. Погрешность измерения заложения откосов - 1.
9. Пределы измерения геометрических параметров - 0...300 см.
10. Цена деления шкалы линейки - 5 мм.
11. Пределы измерения толщины слоев - 0...23 см.
12. Предел измерения ровности - 2...30 мм.
13. Погрешность измерения ровности - 2 мм.
14. Габаритные размеры - 1100(3000)×80(25)×200 мм.
15. Масса прибора - не более 5 кг.
В настоящее время выпускается нескладная линейка длиной 3,0 м, обладающая повышенной жесткостью и более точными измерениями продольных и поперечных уклонов.
Глава 3. ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА
3.1. Общие требования
Дорожная одежда состоит из верхнего слоя (покрытия), и нижнего слоя (основания) и дополнительных слоев.
В зависимости от категории дороги, дорожная одежда устраивается по типам (капитальный, облегченный, переходный) и видам (цементобетонный, асфальтобетонный, щебеночный, гравийный из местных материалов, обработанных и необработанных вяжущими материалами) (табл. 41).
Дорожную одежду краевых полос шириной 0,75 м на дорогах I-а(б), II категорий и 0,5 м на дорогах III, IV-a, I-c-a категорий устраивают идентичной одежде основной проезжей части. Такой же конструкции устраивают краевую полосу шириной 1,0 м на разделительной полосе.
Для предотвращения прикромочных частей дорожной одежды от разрушения основание следует устраивать на 0,60 м шире проезжей части покрытия и прикромочных полос, а дополнительный слой - шире основания на 1,0 м или на всю ширину земляного полотна в зоне избыточного увлажнения.
Поверхность обочины от бровки земляного полотна шириной 0,5 м укрепляют засевом трав на всех категориях дорог. На остальной части обочина укрепляется каменными материалами (толщиной 0,20 м) на дорогах III, IV-a, I-c-a категорий, 0,15 м на дорогах IV-б(в) и I-с-б(в) категорий и 0,1 м на дорогах II-с-а(б) категорий.
Дорожная одежда обочины в пределах населенного пункта устраивается обработанной вяжущими материалами.
Для предохранения обочин и откосов насыпи от размыва на участках дорог всех категорий с капитальными и облегченными типами покрытий и продольными уклонами более 30 ‰, на насыпях высотой более 4 м, в местах вогнутых кривых в продольном профиле следует предусматривать устройство продольных лотков и других сооружений для сбора и отвода воды с проезжей части.
Таблица 41
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА
Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.