Классификация и основные параметры категорий городских дорог и улиц
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Категории дорог и улиц

Основные назначения

Расчетная скорость, км/ч

Ширина полосы проезжей части, м

Число полос движения

Наименьший радиус горизонтальной кривой, м

Наибольший продольный уклон, ‰

Ширина троту ара, м

Наименьший радиус вертикальной кривой, м

выпуклой вогнутой
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Магистральные дороги: скоростного движения; Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах; выходы на внешние дороги, к аэродромам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечение с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях 120 3,75 4...8 600 30 - 10000 2000
регулируемого движения Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки; выходы на внешние дороги; пересечение с дорогами, как правило, в одном уровне 80 3,5 2...6 400 50 - 10000 2000
Магистральные улицы общегородского значения: непрерывного движения; Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях 100 3,75 4...8 500 40 4,5 6000 1500
регулируемого движения Транспортная связь между жилыми и промышленными районами, центром города, центрами планировочных районов, выходы на магистральные улицы и дороги, внешние автомобильные дороги, пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне. 80 3,5 4...8 500 40 4,5 6000 1500
районного значения: транспортно-пешеходные; Пешеходные и транспортные связи между жилыми районами и промышленными районами, общественными центрами; выходы на другие магистральные улицы. 70 3,5 2...4 250 60 2,25 4000 1000
Пешеходно-транспортные Пешеходные и транспортные связи в пределах планировочного района 50 4 2 125 40 3,5 6000 1500

Улицы и дороги местного значения; улицы в жилой застройке.

Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения

30 3,0 2 50 80 1,5 - -
40 3,0 2...3 90 70 1,5 2000 500

Улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах

Транспортная связь, преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные дороги

50 3,5 2...4 90 60 1,5 - -
40 3,5 2 50 70 1,5 2000 1500

Проезды: основные (второстепенные)

Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов и кварталов

30 3,5 1 25 80 0,75 - -
40 2,75 2 50 70 1,0 - -
пешеходные улицы и дороги. Основные, второстепенные Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта   0,75 1,0 по расчету   60 40 по проекту    
Парковые дороги Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков, преимущественно для движения легковых машин 40 3,0 2 75 80 - - -

Велосипедные дорожки. Обособленные, изолированные

Проезд на велосипедах по свободным от транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам в крупнейших и крупных городах, связь в пределах планировочных районов

               
20 1,5 1...2 30 40 - - -
30 1,5 2...4 50 30 - - -
  Сельские поселения                
Поселковая дорога Связь сельского поселения с внешними дорогами общей сети 60 3,5 2 125 70 1,5 2000 500
Главная улица Связь жилых территорий с общественным центром 40 3,5 2...3 60 70 1,5...2,25 2000 500

Улицы в жилой застройке: основная, второстепенная (переулок), проезд

Связь внутри жилых территорий и главной улицы по направлениям с интенсивным движением 40 3,0 2 - - 1,0-1,5 - -
Связь между основными жилыми улицами 30 2,75 2 - - 1,0 - -
Связь жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей 20 2,75...3,0 1 30 80 0...1,0 - -
Хозяйственный проезд (скотопрогон) Перегон личного скота и проезд грузового транспорта к приусадебным участкам 30 4,5 1 30 80 - - -

Примечания:

1. Радиусы закруглений проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее, м: для магистральных улиц и дорог регулируемого движения - 8, местного значения - 5, на транспортных площадях - 12. В стесненных условиях и при реконструкции радиусы закруглений магистральных улиц и дорог регулируемого движения допускается уменьшать, но принимать не менее 6 м, на транспортных площадях - 8 м. При отсутствии бордюрного ограждения, а так же в случае отсутствия применения минимальных радиусов закруглений ширину проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1 м на каждую полосу движения за счет боковых разделительных полос или уширения с внешней стороны.

2. Ширина улиц, как правило, в границах красных линий принимается: магистральных дорог - 50-75 м, магистральных улиц - 40-80 м, улиц и дорог местного значения - 15-25 м.

3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в крупных и крупнейших городах следует крайнюю полосу движения принимать шириной 4,0 м.

4. В конце проезжей части тупиковых улиц и дорог устраивают площадки с островком диаметром не менее 16 м для разворота транспорта и не менее 30 м для организации конечного пункта разворота общественного транспорта.

5. При примыкании тротуаров к зданиям, оградам следует их ширину увеличить на 0,50 м.

6. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии жилой застройки не менее 50 м, а при применении шумозащитных устройств - 25 м.

7. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200-300 м. Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованных лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом 400-800 м на дорогах скоростного движения, линиях скоростного трамвая и железных дорогах; 300-400 м - на магистральных улицах непрерывного движения.

8. Расстояние между остановочными пунктами на линиях общественного транспорта следует принимать для автобусов, троллейбусов и трамваев 400-600 м, экспресс-автобусов и скоростных трамваев - 800-1200 м, метро - 1000-2000 м.

9. Ширина предохранительной полосы между проезжей частью и бортовым камнем на скоростных дорогах 1,0 м, на магистральных улицах и дорогах непрерывного и регулируемого движения - 0,75 м.

10. Виражи устраивают на кривых радиусами: на скоростных дорогах - менее 2000 м, магистральных улицах - менее 1200 м, улицах и дорогах местного значения - менее 800 м.

11. Автомобильные дороги I, II, III категорий проектируют, как правило, в обход населенных пунктов на расстоянии от бровки земляного полотна до жилой застройки - 100 м, до садоводческого участка - 50 м; для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25 м.

12. Срок службы дороги до капитального ремонта для дорог с капитальным покрытием - 15 лет, облегченным - 10 лет, переходным - 8 лет.

13. Условный переход от категорий городских улиц и дорог к категориям автомобильных дорог общего пользования: скоростные дороги, магистральные улицы и дороги общегородского значения, грузового движения - I, II категории; магистральные улицы районного значения - II категория; улицы и дороги местного значения, дороги промышленных и складских районов - III категория; жилые улицы и проезды, поселковые улицы и дороги - IV, V категории.

14. Поперечные профили городских улиц и дорог показаны на рис. 2.

15. Для сведения представлена таблица о классификации городов и населенных пунктов:

Группы поселений

Население, тыс. чел.

город сельское поселение
Крупнейшие св. 1000 -

Крупные

св. 500 до 1000 св. 5,0
св. 250 до 500 св. 3,0 до 5,0
Большие св. 100 до 250 св. 1,0 до 3,0
Средние св. 50 до 100 св. 0,2 до 1,0

Малые

св. 20 до 50 св. 0,05 до 0,2
св. 10 до 20 до 0,05
до 10 -

В группу малых городов включаются и поселки городского типа.



Глава 2. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО

2.1. Общие требования

Рельеф местности, климатические, гидрологические и гидрогеологические условия оказывают существенное влияние на строительство автомобильных дорог.

Насыщение земляного полотна влагой - крайне опасное явление, при котором значительно снижается прочность дорожной одежды, устойчивость земляного полотна и основания насыпей.

Источниками увлажнения земляного полотна являются:

выпадающие осадки;

приток воды от таяния снега;

капиллярное поднятие от уровня грунтовых вод (УГВ);

конденсация водяных паров из воздуха;

перемещение пленочной воды.

В годовом цикле изменения влажности в грунтах земляного полотна различают периоды:

первоначальное накопление влаги осенью от дождей;

промерзание земляного полотна и перераспределение влаги в зимний период;

оттаивание земляного полотна и весеннее переувлажнение грунтов;

летнее просыхание.

Перемещение влаги интенсивно протекает при температуре от 0 до 3 °С. При более низких температурах вода замерзает, образуя ледяные прослойки, которые раздвигают грунтовые частицы и вызывают поднятие (пучение) грунта, приводящее к выпучиванию покрытия. Характеристикой зимнего влагонакопления в грунте служит коэффициент пучения (Кп), который выражает отношение высоты поднятия поверхности покрытия к глубине промерзания. При благоприятных гидрогеологических условиях К„ составляет 2...3 %, а при неблагоприятных (уровень грунтовых вод близок к поверхности грунта) может достигнуть 15...20 %. Первоначальный признак пучин - появление сетки мелких трещин и влажных пятен на покрытии.

Для предотвращения пучин проводят мероприятия:

летне-осенние - обеспечение стока воды с поверхности покрытия, устранение ям, колей; неровностей вдоль насыпей, исправление и углубление водоотводных канав;

зимние - обеспечение минимального влагонакопления в земляном полотне при его быстром промерзании за счет очистки от снега земляного полотна на всю ширину;

весенние - полная очистка от снега обочин и откосов земляного полотна, водоотводных канав, выходных частей дренажа, водопропускных труб.

Разнообразие климатических, почвенно-грунтовых и гидрологических условий на территории России не позволяет строить земляное полотно и дорожную одежду по единым нормам и правилам. Территория России по общности климата, гидрологическим и геоморфологическим условиям делится на 5 дорожно-климатических зон. Границы между зонами условны, их можно до 150 км переносить к северу или югу при обосновании по грунтово-геологическим условиям.

По условиям увлажнения верхней толщи грунтов различают 3 типа местности:

1 тип - сухие участки. Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщины грунтов, почвы подзолистые, без признаков заболачивания;

2 тип - сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года. Поверхностный сток не обеспечен, грунтовые воды не влияют на увлажнение верхних толщин грунтов, почвы средне- и сильноподзолистые, полуболотные с признаками заболачивания;

3 тип - мокрые места с постоянным избыточным увлажнением. Грунтовые воды или длительностоящие (более 30 суток) поверхностные воды влияют на увлажнение верхних толщин грунтов, почвы торфяно-болотные и полуболотные.

Для надежной работы дорожной одежды необходимо в течение года обеспечить постоянство водно-теплового режима земляного полотна. Для этого требуется поднять бровку земляного полотна над источником увлажнения на высоту, которая обеспечивает равнопрочность земляного полотна на всем участке автомобильной дороги.

Земляное полотно как основание дороги возводится из естественных и искусственных грунтов.

Грунты для дорожного строительства классифицируются на крупнообломочные, песчаные и глинистые (табл. 13). Наибольшее распространение имеют глинистые грунты, которые по показателю текучести подразделяются на твердые, полутвердые, пластичные и текучие.

Грунты по степени увлажнения и допустимой влажности разделяются на недоувлажненные, нормальные и повышенной влажности (табл. 14, 15, 16).

При замерзании по степени пучинистости грунты классифицируются на 5 групп (табл. 17).

Для определения типов грунтов, их плотности и влажности в полевых условиях необходимо пользоваться табл. 18...21.

Для обеспечения устойчивости и прочности рабочего слоя земляного полотна и дорожной одежды необходимо возвышать поверхность покрытия от 0,90 до 2,4 м над расчетным УГВ верховодкой или длительностоящими (более 30 суток) поверхностными водами (табл. 22, 23).

При невозможности выполнения этих требований в стесненных местах (путепроводы, населенные пункты и т.д.) верхнюю часть земляного полотна следует устраивать на 2/3 глубины промерзания из непучинистых грунтов.

Возвышение бровки насыпи на дорогах, проходящих в открытой местности, назначают над расчетной высотой снегового покрова не менее, м:

1,2 - для дорог I категории;

0,7 - для дорог II категории;

0,6 - для дорог III категории;

0,5 - для дорог IV, I-с категорий;

0,4 - для дорог V, II-с, III-с категорий.

Прочность земляного полотна зависит от равномерного послойного уплотнения грунтов. Коэффициент уплотнения зависит от типа покрытий и глубины расположения грунта от его поверхности (табл. 24).

Таблица 13

Дата: 2019-02-25, просмотров: 213.