В чем различие между Макаренко и Сухомлинским?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А.С. Макаренко пишет: "Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность. Такая задача была бы абсолютно не посильной для педагога, если бы не марксизм, который давно решил проблему личности и коллектива. Совершенно очевидно, что, приступая к разрешению нашей частной педагогической задачи, мы не должны мудрствовать лукаво. Мы должны только хорошо понять положение нового человека в новом обществе. Социалистическое общество основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединенной личности, а есть член социалистического коллектива. В Советском Союзе не может быть личности вне коллектива и поэтому не может быть обособленной личной судьбы и личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива".

В. А. Сухомлинский утверждает: "Я глубоко убежден, что цель коммунистического воспитания - человек, а коллектив лишь средство к достижению этой цели. И надо обязательно учитывать тот реальный факт, что в школе великое множество разных коллективов и что так называемый первичный коллектив и так называемый общешкольный коллектив не могут исчерпать всего богатства отношений ребят. Что касается общешкольного коллектива, то вообще надо подумать, возможен ли он в школьном понимании в условиях не коммуны, не детского дома, а обычной нашей школы, объединяющей до тысячи ребят (хотя А. С. Макаренко придавал ему огромное значение, считая, что только с помощью него можно разбудить могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора). Много лет я пытался создать этот самый общешкольный коллектив. И чем больше стремился к этому, тем ярче выступала тенденция - коллектив ради коллектива, деятельность во имя того, чтобы были руководство, подчинение, взаимозависимость. Уровень развития самых младших и самых старших, их интересы, запросы - все это настолько различно, что честно признаться, вывод о существовании их общешкольного коллектива, что бы я ни предпринимал, явился бы большой натяжкой. Удалось, скажем, добиться, что старшие воспитывают младших (комсомольцы - вожатые пионерских отрядов, руководители кружков). В некоторых случаях, когда дружба ребят проникнута сердечностью, душевностью, такое шефство только радует. Но вся беда в том, что чаще всего никаких духовных, эмоциональных связей, прочных и длительных между старшими и младшими не возникает. И я не осмелюсь заявить, что в сознании учеников младших классов удалось таким путем утвердить мысль, что они - члены общешкольного коллектива".

В. А. Сухомлинский много сделал по проблеме, которую можно охарактеризовать как влияние личности на коллектив. Он исследовал классный коллектив в учении - изучал взаимодействие разнообразных интересов, увлечений, закономерностей обмена духовными привязанностями, знаниями. Стремился понять, как это взаимодействие повышает общий уровень развития детей, ввел, например, такие понятия: "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса", "духовная жизнь школы". В.А. Сухомлинский утверждает, что каждый ученик должен внести в класс свое увлечение. Если 7 "А" класс больше интересуется математикой, чем 7 "Б", то это еще не только потому, что в 7 "А" классе больше работает староста, а и потому еще, что в нем появились 3-4 увлеченных математика, и они создали этот "интеллектуальный фон".

Культура педагога

Педагог - это всегда пример для учеников. То, насколько успешно он сможет научить и воспитать детей, зависит не только от знания предмета, но и от уровня педагогической культуры.

Педагогическая культура – это характеристика личности педагога, его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности. В некоторых случаях также говорят и психолого-педагогической культуре – специфической профессиональной категории, с помощью которой обозначается степень овладения педагогом педагогическим опытом.

Преподаватель – образец для подражания. Он должен много работать над собой, ведь его главная задача – передать знания на высоком уровне, воспитать любовь к своему предмету или профессии, учебному заведению, Родине.

Основные качества педагога

Разбирая такое понятие, как педагогическая культура педагога, следует отметить, что основные личные качества, которыми должен обладать учитель – высокая нравственность, интеллигентность, эрудиция. Хороший педагог всегда доброжелателен, проявляет интерес к каждому ученику. Преподаватель, обладающий высокой культурой, последователен, вдумчиво анализирует поведение и поступки, умеет поставить себя на место ученика и помочь ему, верит в каждого ученика.

Хороший педагог обладает следующими нравственными качествами:

● честность;

● принципиальность;

● самоотдача;

● тактичность;

● любовь к детям и своей работе.

Наличие данных черт характера определяет уровень культуры педагога, его умение влиять на учебный процесс. Культура учителя предусматривает наличие педагогической направленности личности, которая отражает предрасположенность человека к учебно-воспитательной деятельности, его умение достигать поставленных целей. Без наличия широкого кругозора, хотя бы основ психолого-педагогической эрудиции, толерантного отношения, спокойствия и целеустремленности, желания самосовершенствоваться в своей профессии, умения организовать совместную деятельность педагог не сможет достигнуть поставленных целей.

Недостаточно и знать свой предмет в совершенстве, необходимо уметь интересно и доходчиво излагать свои знания. Формирование педагогической культуры должно начинаться еще на первом курсе университета. А совершенствовать свои умения учитель обязан на протяжении всего времени работы.

Основные компоненты педагогической культуры - это:

● Педагогический такт.

● Культура речи.

● Эрудиция.

● Педагогическая техника.

● Внешний вид.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 445.