Организаторские способности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Они необходимы любому педагогу для реализации своих функций. Организаторские навыки проявляются в чувствительности преподавателя к продуктивным и непродуктивным формам: взаимодействия детей с объектами познания в ходе образовательного процесса и во внеурочное время; обучения детей самоорганизации; построения взаимоотношений в коллективах и группах и пр.

 Компетентность.

Она представляет собой способность определять соответствие между ситуацией и знанием. Компетентность состоит из комплекса взаимосвязанных качеств индивида, которые формируются относительно конкретного круга предметов и процессов, необходимых для выполнения продуктивной и качественной работы. Ключевая цель профессионального развития преподавателя и его деятельности, таким образом, состоит в кардинальном переосмыслении содержания педагогического процесса, форм его организации. Специалист должен обладать способностью системно, эффективно, оптимально прогнозировать и выполнять работу в образовательном пространстве с учетом собственных интересов и достижений науки. Профессионализм педагога повышается за счет увеличения компетенций. Он определяется на основе анализа образовательных событий и ситуаций. Немаловажное значение имеют и характеристики уровней профессионализма. Всего их выделяют три:

a. Репродуктивный.

b. Адаптивный.

c. Локально-моделирующий.

 В каждом новом уровне присутствует предыдущий, претерпевший качественные изменения.


Модель компетентности.

Педагогический профессионализм обладает рядом признаков. В комплексе они формируют модель компетентности. Она обеспечивает эффективную реализацию педагогических функций. К этим признакам относят:

▪ Понимание базовых основ.

▪ Умение прогнозировать явления и процессы, которые находятся в зоне видения специалиста.

▪ Включение в работу интуитивных процессов.

▪ Оригинальность и новизна деятельности, отказ от стереотипов.

▪ Компетентный подход к организации работы.


Самовоспитание.

В качестве базы любого профессионализма выступают навыки, знания. Однако с течением времени они устаревают, изменяется и их оценка. В этой связи для обеспечения результативности при реализации педагогических функций необходимо постоянное повышение квалификации специалистов. При этом успешная работа на лекциях не может заменить самовоспитание и самообразование преподавателей. В настоящее время выделен ряд принципов, способствующих самостоятельному развитию компетентности педагога. К ним относят:

Комплексность подхода.

Преподаватель углубляет знания, навыки и умения в разнообразных сферах своей деятельности, совершенствует мастерство, одновременно работая над корректировкой личных качеств, осмысливая свой собственный стиль работы.

Систематичность, непрерывность, последовательность и планомерность. Только на их основе можно добиться высокого уровня профессионального мастерства. Даже незначительный перерыв в работе в ходе накопления знаний, укрепления навыков, как показывает практика, снижает результативность труда. Одной из особенностей самовоспитания выступает необходимость планомерной работы. Она осуществляется в течение всей педагогической деятельности. Для достижения любой цели необходимо уметь планировать работу по самовоспитанию и самообразованию.

Общение.

Оно выступает в качестве неотъемлемого элемента профессиональной деятельности педагога любой специальности. Это обуславливается тем, что исключительно в общении с детьми решаются ключевые задачи образовательного и воспитательного процесса. Несмотря на то что в ходе вузовской подготовки базовые элементы педагогического общения изучаются достаточно фрагментарно и поверхностно, многие преподаватели-практики становятся впоследствии блестящими мастерами. Вместе с этим они строят общение, преимущественно, интуитивно, основываясь на личном опыте и здравом смысле.

Между тем, существуют противоположные взгляды на сущность коммуникативной функции педагога и способы ее реализации. В соответствии с традиционным подходом, общение рассматривают как определенное воздействие, направленное на передачу детям необходимых знаний и формирование у них желаемых качеств. Согласно альтернативному подходу, приоритет отдается взаимодействию участников общения в рамках равноправного диалога и сотрудничества.

Ведущие научные работники отмечают, что оба этих подхода поддаются критике, поскольку при использовании любого из них существует вероятность доведения до опасной крайности – либерального попустительства или авторитарного диктата. По мнению аналитиков, самым оптимальным будет считаться комплексный подход. Он обеспечивает возможность эффективно реализовывать педагогические функции с учетом возрастных, индивидуально-психологических, гендерных и прочих особенностей учащихся.

Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 279.