Структура педагогического мастерства
1. Знание предмета
• профессиональная компетентность;
• высокая специально-практическая подготовленность;
• опыт в воспитании и обучении;
• научная квалификация.
2. Педагогическое творчество
• творческое воображение;
• нестандартное мышление;
• потребность в поиске новой информации;
• постоянное стремление к совершенству;
• умение продуктивно сочетать формы, средства и методы.
3. Педагогическая технология
• техника и экспрессия речи;
• ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений;
• выразительность мимики и жестов;
• умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания;
• владение образцовым показом приема, действия.
4. Педагогический стиль
• педагогическая направленность и убежденность;
• умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность;
• педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция);
• педагогический такт и этика;
• повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников (эмпатия);
• умение слушать и слышать.
5. Качества личности
• деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность;
• рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, кругозор, эрудиция; рефлексия – способность осознавать себя, свои состояния, видеть себя «со стороны», чувствовать, как тебя оценивают другие.
• коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность;
• эмпатийные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, обязательность, способность к сопереживанию и аттракции; (эмпатия – умение чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков; сопереживание, понимание душевного состояния человека, аттракция – (от лат. – притяжение) – способность быть открытым, обаятельным, обладать притягательной силой)
• идейно-нравственные: убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, порядочность, интеллигентность.
Педагогическая техника – это совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности учителя-воспитателя. Это важнейшее слагаемое педагогического мастерства.
Основные функции педагогической деятельности.
Образовательный процесс реализуется при непосредственном подчинении задачам и целям, поставленными преподавателем. Ключевыми функциями педагогической деятельности являются:
1. Диагностическую. Она связана с изучением детей, определением уровня психологического развития каждого ребенка в отдельности и всего коллектива в целом.
2. Ориентационно-прогностическую. Она выражается в способности определять задачи, направления и цели образовательного процесса, а также планировать его результаты.
3. Конструктивно-проектировочную. Она предполагает адекватное формирование образовательно-воспитательной работы.
4. Организаторскую. Для этой функции педагогической деятельности учителя характерно активное вовлечение детей в образовательный процесс. Она предполагает эмоционально-нравственное стимулирование каждого ребенка.
5. Объяснительную. Она предполагает информирование в различных сферах знаний с учетом последних научных достижений.
6. Коммуникативно-стимулирующую. Эта функция основывается на формировании атмосферы сотрудничества, гуманном отношении педагога к детям.
7. Аналитико-оценочную. Она состоит в анализе процесса обучения и воспитания, способности вносить в него надлежащие коррективы.
8. Исследовательско-творческую. Данная функция предполагает осмысление и развитие теоретических положений, использование в своей работе результатов собственного анализа и достижений своих коллег.
Самовоспитание.
В качестве базы любого профессионализма выступают навыки, знания. Однако с течением времени они устаревают, изменяется и их оценка. В этой связи для обеспечения результативности при реализации педагогических функций необходимо постоянное повышение квалификации специалистов. При этом успешная работа на лекциях не может заменить самовоспитание и самообразование преподавателей. В настоящее время выделен ряд принципов, способствующих самостоятельному развитию компетентности педагога. К ним относят:
Комплексность подхода.
Преподаватель углубляет знания, навыки и умения в разнообразных сферах своей деятельности, совершенствует мастерство, одновременно работая над корректировкой личных качеств, осмысливая свой собственный стиль работы.
Систематичность, непрерывность, последовательность и планомерность. Только на их основе можно добиться высокого уровня профессионального мастерства. Даже незначительный перерыв в работе в ходе накопления знаний, укрепления навыков, как показывает практика, снижает результативность труда. Одной из особенностей самовоспитания выступает необходимость планомерной работы. Она осуществляется в течение всей педагогической деятельности. Для достижения любой цели необходимо уметь планировать работу по самовоспитанию и самообразованию.
Общение.
Оно выступает в качестве неотъемлемого элемента профессиональной деятельности педагога любой специальности. Это обуславливается тем, что исключительно в общении с детьми решаются ключевые задачи образовательного и воспитательного процесса. Несмотря на то что в ходе вузовской подготовки базовые элементы педагогического общения изучаются достаточно фрагментарно и поверхностно, многие преподаватели-практики становятся впоследствии блестящими мастерами. Вместе с этим они строят общение, преимущественно, интуитивно, основываясь на личном опыте и здравом смысле.
Между тем, существуют противоположные взгляды на сущность коммуникативной функции педагога и способы ее реализации. В соответствии с традиционным подходом, общение рассматривают как определенное воздействие, направленное на передачу детям необходимых знаний и формирование у них желаемых качеств. Согласно альтернативному подходу, приоритет отдается взаимодействию участников общения в рамках равноправного диалога и сотрудничества.
Ведущие научные работники отмечают, что оба этих подхода поддаются критике, поскольку при использовании любого из них существует вероятность доведения до опасной крайности – либерального попустительства или авторитарного диктата. По мнению аналитиков, самым оптимальным будет считаться комплексный подход. Он обеспечивает возможность эффективно реализовывать педагогические функции с учетом возрастных, индивидуально-психологических, гендерных и прочих особенностей учащихся.
Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев).
Имидж педагога.
Педагог должен быть профессионально гибким, мобильным, способным адаптироваться к происходящим переменам. Компетентность в области взаимодействия характеризуется знаниями о природе социальных влияний. Наиболее важной чертой межличностной компетентности является имиджевая компетентность, т. е. умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе. Это умение зависит от нескольких факторов: развитой эмпатии и рефлексии; разнообразного репертуара поведения; обладания определенным межличностным ресурсом, чтобы применять нужную тактику в соответствующих ситуациях. Важным востребованным профессиональным качеством, повышающим эффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж.
Профессиональный имидж — это важная компетенция каждого педагога, формирование его — трудоёмкий процесс и результат самопознания и саморазвития. Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми. Имидж педагога – сложившийся стереотип образа в представлении учащихся, коллег, социального окружения.
В развитии личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля педагогической деятельности приоритетным считается становление личностного имиджа, как условие формирования педагогического профессионального имиджа.
Одежда.
Формирование имиджа педагога – задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь следует обратить внимание на одежду. В манере одеваться выражается одно из ключевых правил: хорошо выглядеть – это означает проявлять уважение к людям вокруг. Требования, которые предъявляются к внешнему виду специалиста, помогают улучшить профессиональный имидж педагога. Правильно подобранная одежда способствует достижению успеха в деятельности. Чтобы избежать недоверчивого отношения со стороны коллег к профессиональным качествам, не стоит появляться на работе в ультрамодных вещах.
Работнику образовательного учреждения следует придерживаться следующего правила. Слишком модная одежда свидетельствует о дурном вкусе. Вместе с этим, не следует и отставать от современных тенденций. Проще говоря, необходимо одеваться модно, но так, чтобы не пострадал профессиональный имидж педагога. Учитель не должен подчеркивать свою привлекательность. На работе ему необходимо демонстрировать свой ум, навыки, способности. Они более важны, чем внешность.
Средства общения.
Педагогический имидж педагога создает комплекс различных взаимосвязанных элементов, дополняющих друг друга. Одними из ключевых выступают средства общения. Они могут быть невербальными и вербальными. Важно, как и что говорит учитель, способен ли он своими словами настроить детей на учебу, какие позы и жесты использует. Все это оказывает влияние на восприятие обучающихся.
Чтобы создать привлекательный имидж педагога ДОУ или среднего образовательного учреждения, необходимо обратить особое внимание на умение представлять себя окружающим людям наиболее выгодным способом. Доказанным является факт, что порядка 35% информации ребенок получает при вербальном общении. Остальные 65% приходятся на невербальные средства. Внутренний и внешний имидж педагога должны быть сбалансированы, уравновешены, соответствовать друг другу. Умение располагать к себе выступает как необходимое качество при установлении контактов с детьми, родителями, коллегами.
Вербальное общение – использование слов для передачи информации. Главным инструментом является речь.
В коммуникации есть разные цели: сделать сообщение, выяснить ответ, высказать критику, свое мнение, стимулировать к действию, прийти к согласию и т.п. В зависимости от них строится речь – устная или письменная. Реализуется система языка.
Невербальное общение – «язык тела». Он не задействует речь, а пользуется иными средствами, что позволяет выполнять важные функции:
1. Акцентирование на важном. Не упоминая лишних слов, человек может воспользоваться жестом или займет определенную позу, что укажет на значимость момента.
2. Противоречивость. Говорящий произносит одни слова, а думает совершенно противоположным образом. Например, клоун на сцене неулыбчив и несчастен в жизни. Малейшие мимикрические движения на его лице помогут понять это. Как и разоблачить ложь, если человек стремится скрыть ее за неискренней улыбкой.
3. Дополнение к сказанному. Порой каждый из нас сопровождает восторженные слова жестом или движением, свидетельствующем о сильной эмоциональности данной ситуации.
4. Вместо слов. Субъект использует понятные всем жесты, экономя время. Например, пожатие плечами или указание направления не требуют дополнительных разъяснений.
5. Повторяют и усиливают эффект от речи. Устный призыв иногда довольно эмоционален, а невербальные средства призваны подчеркнуть твердость вашего высказывания. Кивок или мотание головы при соответствующем ответе «Да» или «Нет» показывают уверенность и неуступчивость.
Виды невербальных средств.
Большую группу составляет кинестетика – внешние проявления чувств, эмоций человека в ходе общения. Это:1)мимика; 2)позы; 3)жесты; 4)Пантомимика
Жесты и позы.
Оценка собеседниками друг друга происходит еще задолго до начала самого разговора. Поза, походка, взгляд могут заранее выдать человека неуверенного или, напротив, самоуверенного, с претензиями на власть. Жесты обычно подчеркивают смысл речи, придают ей эмоциональный оттенок, расставляют акценты, однако их переизбыток тоже может испортить впечатление, особенно в деловой встрече. Кроме того, у разных национальностей одни и те же жесты означают совершенно противоположные явления.
Интенсивные жесты определяют эмоциональное состояние человека. Если его движения резки, их много, то субъект перевозбужден, взволнован, излишне заинтересован в том, чтобы донести свою информацию до оппонента. Что может стать как его плюсом, так и существенным минусом в зависимости от обстоятельств.
Поза играет не меньшую роль. Если субъект скрестил руки на груди, то он настроен скептически и не очень вам доверяет. Возможно, закрыт, не хочет общения в принципе. Если же собеседник повернулся к вам корпусом, не стал скрещивать рук и ног, то, наоборот, открыт и готов выслушать. В психологии для эффективного общения рекомендуется зеркально отражать позу оппонента, чтобы добиться от него расслабленности и доверия.
Мимика.
Лицо человека – главный источник информации о его внутреннем состоянии. Хмурый лоб или улыбка – те факторы, что определяют дальнейшее общение с субъектом. Глаза и вовсе отражают человеческую сущность. Выделяют семь видов основных эмоций, для каждого из которых есть свои характерные признаки: для гнева, радости, страха, печали, тоски, удивления, отвращения. Их несложно запомнить, выявить и затем наблюдать в людях для лучшего понимания настроения других.
Пантомимика.
Сюда можно отнести походку. Закрытый человек или расстроенный чаще всего ссутулится, опускает голову, не смотрит в глаза, а предпочитает глядеть себе под ноги. Разгневанные люди шагают резкими движениями, торопливыми, но тяжелыми. Уверенный и веселый человек обладает пружинистой походкой, либо широким шагом. Она меняется в зависимости от самочувствия.
Существует раздел невербальных средств, учитывающий дистанцию между говорящими – проксемика. Она определяет комфортное расстояние между собеседниками. Есть несколько зон общения:
▪ Интимная – 15-45 см. Туда человек подпускает лишь самых близких себе людей. Вторжение в нее незнакомых личностей может восприниматься как угроза, требующая немедленной защиты.
▪ Личная – 45-120 см. Допустима для хороших знакомых, коллег.
▪ Социальная и публичная – характерна для деловых переговоров, крупных мероприятий и выступлений на них с трибуны.
Требования к профессионалу
● готовность работать с людьми
● способность к коммуникации и взаимопониманию
● академические знания и способности
● создание благоприятной атмосферы во время занятий
Определение саморегуляции
В широком смысле психическая саморегуляция рассматривается как один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности.
Таким образом психическая саморегуляция включает управление поведением или деятельностью субъекта и саморегуляцию его наличного состояния. Существуют и более узкие трактовки данного явления:
"Психической саморегуляцией называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов"
"Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний
Согласно В. И. Моросановой, под саморегуляцией понимаются «интегративные психические явления, процессы и состояния», обеспечивающие «самоорганизацию различных видов психической активности» человека, «целостность индивидуальности и становление бытия человека».
Общим всех определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних средств регуляции, в первую очередь – приемов психологического самовоздействия.
Методы саморегуляции
Существует множество методов ПСР, которые делятся на 4 основных класса:
1. нервно-мышечная релаксация,
2. аутогенная тренировка,
3. идеомоторная тренировка,
4. сенсорная репродукция образов
Задачами применения данных методов являются:
1. снятие проявлений стрессовых состояний
2. уменьшение степени эмоциональной напряженности деятельности
3. предотвращение их нежелательных последствий
4. усиление мобилизации ресурсов
Психологический настрой
В жизни любого человека могут быть и «обычные» невзгоды или колебания настроения. Здесь необходимо научиться их преодолевать, с помощью формирования в себе положительного психологического настроя.
Ваше времяпрепровождение
Что вы делаете в свободное время? Какие фильмы вы смотрите? Какие книги читаете? Где вы бываете? Какое настроение вы привносите в свою жизнь? Все, что мы делаем, смотрим, читаем, слушаем – все становится частью нас и нашей реальности. Поэтому относитесь избирательно к тому, чем вы заполняете свою жизнь. Прекрасное делает нашу жизнь еще прекраснее и наоборот.
Наметьте план действий
Начать разработку плана по устранению причин, которые тревожат вас в данный момент. Составьте пошаговый алгоритм выхода из негативной ситуации и распишите все как можно более подробно: от чего вы хотите избавиться в первую очередь, во вторую и так далее.
Культура педагога
Педагог - это всегда пример для учеников. То, насколько успешно он сможет научить и воспитать детей, зависит не только от знания предмета, но и от уровня педагогической культуры.
Педагогическая культура – это характеристика личности педагога, его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности. В некоторых случаях также говорят и психолого-педагогической культуре – специфической профессиональной категории, с помощью которой обозначается степень овладения педагогом педагогическим опытом.
Преподаватель – образец для подражания. Он должен много работать над собой, ведь его главная задача – передать знания на высоком уровне, воспитать любовь к своему предмету или профессии, учебному заведению, Родине.
Основные качества педагога
Разбирая такое понятие, как педагогическая культура педагога, следует отметить, что основные личные качества, которыми должен обладать учитель – высокая нравственность, интеллигентность, эрудиция. Хороший педагог всегда доброжелателен, проявляет интерес к каждому ученику. Преподаватель, обладающий высокой культурой, последователен, вдумчиво анализирует поведение и поступки, умеет поставить себя на место ученика и помочь ему, верит в каждого ученика.
Хороший педагог обладает следующими нравственными качествами:
● честность;
● принципиальность;
● самоотдача;
● тактичность;
● любовь к детям и своей работе.
Наличие данных черт характера определяет уровень культуры педагога, его умение влиять на учебный процесс. Культура учителя предусматривает наличие педагогической направленности личности, которая отражает предрасположенность человека к учебно-воспитательной деятельности, его умение достигать поставленных целей. Без наличия широкого кругозора, хотя бы основ психолого-педагогической эрудиции, толерантного отношения, спокойствия и целеустремленности, желания самосовершенствоваться в своей профессии, умения организовать совместную деятельность педагог не сможет достигнуть поставленных целей.
Недостаточно и знать свой предмет в совершенстве, необходимо уметь интересно и доходчиво излагать свои знания. Формирование педагогической культуры должно начинаться еще на первом курсе университета. А совершенствовать свои умения учитель обязан на протяжении всего времени работы.
Основные компоненты педагогической культуры - это:
● Педагогический такт.
● Культура речи.
● Эрудиция.
● Педагогическая техника.
● Внешний вид.
Структура педагогического мастерства
1. Знание предмета
• профессиональная компетентность;
• высокая специально-практическая подготовленность;
• опыт в воспитании и обучении;
• научная квалификация.
2. Педагогическое творчество
• творческое воображение;
• нестандартное мышление;
• потребность в поиске новой информации;
• постоянное стремление к совершенству;
• умение продуктивно сочетать формы, средства и методы.
3. Педагогическая технология
• техника и экспрессия речи;
• ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений;
• выразительность мимики и жестов;
• умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания;
• владение образцовым показом приема, действия.
4. Педагогический стиль
• педагогическая направленность и убежденность;
• умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность;
• педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция);
• педагогический такт и этика;
• повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников (эмпатия);
• умение слушать и слышать.
5. Качества личности
• деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность;
• рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, кругозор, эрудиция; рефлексия – способность осознавать себя, свои состояния, видеть себя «со стороны», чувствовать, как тебя оценивают другие.
• коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность;
• эмпатийные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, обязательность, способность к сопереживанию и аттракции; (эмпатия – умение чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков; сопереживание, понимание душевного состояния человека, аттракция – (от лат. – притяжение) – способность быть открытым, обаятельным, обладать притягательной силой)
• идейно-нравственные: убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, порядочность, интеллигентность.
Педагогическая техника – это совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности учителя-воспитателя. Это важнейшее слагаемое педагогического мастерства.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 363.