Проектировочная деятельность. Включает действия преподавателя, связанные с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения системы педагогических задач в течение обозримого времени, например всего периода обучения своему предмету или работы с учебной группой в качестве куратора. Следует отметить, что проектирование — это работа на перспективу, поэтому проектировочной деятельности свойственна некоторая степень неопределенности и в то же время проектирование опирается на планирование, программирование, прогнозирование.
Планирование — это осознание путей, способов, действий и сроков, необходимых и достаточных для достижения цели. Оно направлено на преодоление возникающих на этом пути неясностей, трудностей и препятствий. Это одна из форм субъективной деятельности людей, связанная прежде всего с умственным трудом.
Конструктивная деятельность. Может быть представлена как реализация четырех функций: презентативной, которая позволяет педагогу предоставить студентам содержание учебного материала наилучшим образом; инсентивной, позволяющей побуждать студентов к сознательному усвоению материала через -постановку вопросов и оценку ответов на них; корректирующей, нацеленной на исправление и сопоставление ответов обучаемых; диагностирующей, обеспечивающей обратную связь.
Педагог моделирует композицию предстоящего учебного занятия или воспитательного мероприятия, проигрывает разные варианты его построения с учетом системы предписаний, диктуемых учебной программой читаемого курса, учебником, наличием наглядных пособий, а также временем, в течение которого должна быть решена конкретная педагогическая задача, реализуемая на данном учебном мероприятии.
В самом общем плане конструктивная деятельность преподавателя как реализация четырех функций позволяет выделить то общее, что характеризует процесс обучения, протекающий в различных условиях учебно-воспитательного процесса.
Организаторская деятельность. Включает действия педагога, связанные с организацией учебной информации в процессе ее предъявления: деятельности студентов, связанной с ее усвоением; собственной деятельности и поведением преподавателя в процессе решения педагогической задачи.
Выделяют следующие функции организаторской деятельности:
● внутреннюю коммуникацию, реализуемую посредством групповой интеграции и формированием внутреннего единства;
● внешне- коммуникативную, направленную на осуществление горизонтальной коммуникации, т. е. на установление связей и координацию действий между группами;
● организацию вертикальной коммуникации, т. е. на установление связей с вышестоящими организациями или людьми.
Эти функции напрямую связаны с процессами воспитания и обучения и могут быть реализованы и в коммуникативной деятельности.
Коммуникативная деятельность. Позволяет преподавателю установить педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами и их родителями, с коллегами по работе, администрацией колледжа при решении педагогической задачи.
Гностическая (исследовательская) деятельность. Определяет возможные направления и цели деятельности педагога на основе характеристик, описаний свойств и состояний, особенностей и результатов функционирования педагогических систем и элементов, включает в себя анализ педагогической ситуации, формирование педагогической задачи, добывание новых знаний, необходимых для ее продуктивного решения, а также анализ процесса решения задачи, результатов ее решения и сопоставление искомого результата с реальным.
Гностика понимается как познание человека, для того чтобы определенным образом передать знания, накопленные цивилизацией, и в процессе передачи углубить и расширить эти предоставленные человечеством знания (Л. А. Чепляева).
Гностическая деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе реализуется в направлении анализа, изучения, диагностики целостного педагогического процесса и деятельности субъектов этого процесса (как самого преподавателя, так и его студентов) посредством определенных показателей, критериев системы и их выявления, изучения, вероятного вариативного прогнозирования.
Во-первых, она направлена:
● на анализ достаточности человековедческого знания для научного проектирования педагогического процесса;
● семантическое содержание учебной информации;
● изучение и отбор необходимых для учебно-познавательного процесса средств, форм, методов индивидуализации и дифференциации процесса;
● выявление проблем и неизученных закономерностей и свойств педагогического процесса;
● определение, выявление, изучение свойств, состояний, особенностей и результатов функционирования педагогических систем через показатели и критерии.
Во-вторых, в ходе гностической деятельности происходит:
● изучение преподавателем своей деятельности и личностных профессионально значимых качеств с целью совершенствования педагогического мастерства;
● прогнозирование этапов и уровней сформированности профессионального жизненного цикла;
● анализ профессиональной деятельности педагога для пополнения знаний и возможности использования своего профессионального опыта при создании и внедрении инноваций;
● интерпретация полученных диагностических данных в форме характеристик и описаний, пригодных для создания программ развивающего обучения.
В-третьих, гностическая деятельность педагога предназначена:
● для прогнозирования развития обучаемого в результате усвоения информации как знания и результатов его учебной деятельности;
● создания программы развития субъекта педагогической деятельности;
● изучения личности учащихся во всех формах проявлений, выявления ведущих качеств личности студента для определения видов учебной деятельности и общих, индивидуальных способов этой деятельности студентов;
● определения оптимальных форм самореализации обучаемых в образовательном процессе.
Гностическая деятельность реализует главную цель педагогической деятельности — развитие личности подрастающего человека и имеет две тесно взаимосвязанные части: диагностирование и прогнозирование.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 254.